конспект
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Римма Нуриева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_raz_rechi_sr.gr_.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

Занятие 1

Рассказывание об игрушках

Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;

словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

звуковая культура речи: закреплять произношение пройденных звуков: у, а, г, к, в; учить правильно произносить в словах звуки с, с \ выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.

Материал. Игрушки: кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.

Ход занятия

Посмотрите, кто к нам приехал в гости, — говорит воспитатель, появляется машина с игрушками. Дети рассматривают кошку, отвечают на вопрос педагога.

— Кто это? (Добивается ответа «Это кошка».) Какая она? (Серая, пушистая, мягкая...) Что умеет делать кошка? (Ловить мышей, мурлыкать, пить молоко...) Если мы погладим кошку. что она будет делать? (Мурлыкать, выгибать спину...) А что делает кошка, когда видит мышку? (Ловит, бежит, тихонько подкрадывается...) Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать? (Играть, подпрыгивать, хватать...) Что еще делает кошка? (Лакает молоко, мурлыкает, мяукает...)

— Послушайте, как я произнесу слово: кошка. Повторите его со мной так же. Теперь Валя скажет слово кошка, а мы послушаем, как будет звучать слово у Вали ... А Марина повторит нам, что делает кошка. Вспомним слова, которые вы назвали.

Воспитатель берет собаку.

— Кто это? (Собака.) Послушайте, как звучит это слово: сссоообааакааа. Оля, произнеси это слово так, как я. (Обращается с аналогичной просьбой еще к двум-трем детям.)

— Угадайте, как зовут собаку (дети называют различные клички.) Это — Жучка. Посмотрите, какая она красивая! Уши у нее ... длинные, нос ... черный, глаза ... блестящие, лапы ... толстые, шерсть ... мягкая, пушистая.

— Ребята, что умеет делать собака? (Лаять, кусаться, бегать, ходить, сидеть, спать, смотреть, есть, шевелить ушами, вилять хвостом.) (Воспитатель на игрушке демонстрирует движения-«подсказки»: шевелит ушами собаки, хвостом и т. п.)

— Что делает собака, когда видит кошку? (Хочет поймать, бежит за ней, лает, ловит.) А когда собаке дают мясо, что она делает? (Подпрыгивает, служит, радуется, виляет хвостом, ест.)

— Вы сказали много слов о том, что делает собака. Вспомните и назовите эти слова еще раз. Сколько разных

слов вы назвали! Кто хочет рассказать о Жучке, какая она, что она умеет делать?

В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы «Это... собака. Ее зовут... Жучка. Жучка любит., грызть косточки. Собака красивая. У нее... длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака-мама. У нее есть... щеночки. Собака любит своих... щенят.

Физкультминутка. «Сейчас мы с вами поиграем, — говорит воспитатель. — Это игра на внимание. Я вам буду показывать игрушечных животных, а вы должны изобразить, как животные двигаются, «разговаривают». Воспитатель показывает игрушки (по одной), находящиеся в машине. Дети изображают гусей: ходят по комнате приседая, произносят га-гага; лягушек: прыгают и произносят ква-ква-ква; слонов: идут переваливаясь, подняв головы вверх, громко произнося у-у-у.

Занятие продолжается. Воспитатель говорит: «А сейчас мы поиграем в игру «Угадай по голосу». Сначала вспомним, как мычит корова (мууу), как пищит мышка (пши), как гудит машина (биии). Как стучит молоток? звенит колокольчик? лает собака? гогочут гуси?»

Затем педагог произносит звукосочетания, а дети определяют по громкости голоса, какому животному (или предмету) — большому или маленькому — принадлежит то или иное звукосочетание. Например, он громко говорит ква-ква, и дети называют лягушку. «Какая лягушка квакает громко, большая или маленькая? — уточняет воспитатель. (Большая.) Затем, то же звукоподражание произносится тихо («Это лягушонок»). И т. д.

Воспитатель сажает игрушки рядом с машиной.

— Игрушки хотят покататься на машине. Но машина возьмет только тех животных, в названиях которых есть звук с. Какой звук должен слышаться в словах? Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук с. Послушайте: сселен. Оля, произнеси это слово, как я. Хорошо произнесла. Иди покатай слона. Кого мы еще покатаем? В каком еще слове слышится звук с? Правильно, можно покатать собаку. Павлик, произнеси слово собака так, чтобы слышался звук с. Правильно произнес, покатай собаку.

Если дети называют слово, в котором звука с нет, воспитатель произносит его, выделяя каждый звук, например, кооош-шшкааа, предлагает всем сказать так же.

Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.

— Машина не повезет гуся. В этом слове есть звук с \ а не с: гусьсьсь.

— Кто еще не катался на машине? (Кошка и лягушка.) Повезет их машина? Почему? Но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем делать? Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?..

— А теперь скажем всем игрушкам до свидания.

Занятие 2

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);

грамматика и словарь: учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи детей слова, обозначающие действия (глаголы).

Материал. Картина «Кошка с котятами»; игрушки: кошка и котята, собака и щенята, курица и цыплята, утка и утята; сорока (картинка).

Ход занятия

Дети рассматривают картину, отвечают на вопросы педагога.

— Кто нарисован на картине? (Кошка и котята.) Что делают котята (Играют около мамы.) А что делает рыжий котенок? (Играет с клубочком.) Какого еще котенка вы видите? (Серого пушистого.) Что можно про него сказать? (Он лакает молоко.) Что делает третий котенок? (Спит.) Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят. (Кошка большая, пушистая, лапы у нее белые, она белолапая. Кошка ласково смотрит на своих котят.)

Воспитатель предлагает детям вместе рассказать про кошку и котят.

— Эта картина называется ... кошка с котятами. Кошка ... большая, пушистая, белолапая. Она смотрит ... на своих котят. У кошки-мамы три котенка — один рыжий, другой серый, а третий черный. Рыженький котенок... весело играет с клубом ниток. Вот так (воспитатель раскатывает клубок ниток). Серый котенок... лакает молоко из блюдца. А третий котенок... свернулся клубочком и спит около мамы. Всем — кошке и котятам ... хорошо, радостно.

Далее воспитатель приглашает к столу трех детей: первый рассказывает про кошку-маму, второй про котят, третий придумывает концовку рассказа. Так же составляют еще 2—3 рассказа.

Воспитатель спрашивает: «У кого из вас дома есть кошка или котята? Какие они? Как их зовут? Расскажите про них».

Физкультминутка. Воспитатель обращается к детям:

— Сейчас вы все будете котятами, а я буду давать вам разные команды. Поднимите вверх лапки... потянитесь... потанцуйте... помяукайте... Теперь команды будет давать Оля (Лена, Ваня).

Занятие продолжается. Воспитатель рассказывает, сопровождая свою речь демонстрацией игрушек (картинок):

— У девочки Вари были кошка с ... котятами, собака со ... щенятами, утка с ... утятами, курица с цыплятами.

Как-то раз утята побежали к реке. Ныряют, плавают, а котята и цыплята смотрят на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та-тах»! Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята — к кошке, щенята — к собаке, утята — к утке, цыплята — к курице. Успокоили мамы своих детенышей, и снова прибежали к воде утята. От кошки бегут ... котята. От собаки побежали ... щенята, от курицы ... цыплята. И вдруг снова: «Тра-та-та-тах!» Опять побежали малыши к своим мамам: утята к утке, щенята к собаке, цыплята к курице. И спрашивают: «Кто так страшно трещит?» Смотрят, метнулась к лесу птица какая-то: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та-тах!» да и скрылась. Кто же напугал малышей — и утят, и щенят, и котят? (Картинка-«подсказка» демонстрируется после первых ответов детей.) Как вы думаете, нужно ли бояться сороку?

Занятие 3

Описание игрушек. Игра в прятки

Задачи. Связная речь: учить детей при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения;

словарь и грамматика: закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи;

звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков с, с9 изолированных, в словах и фразах; учить произносить звук с длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.

Материал. Картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых есть звук с (8 шт.) и нет этого звука (8 шт.); игрушки: собака, лиса, белочка и бельчата, слон и слонята, крольчиха и крольчата; свинья и поросята; ширма; большой кубик.

Ход занятия

Послушайте, про кого я загадаю загадку: с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. Кто это? (Собака.) Рассмотрим внимательно собаку и расскажем, какая она, что умеет делать, а я вам помогу.

— Это ... собака. Она ... черная, лохматая. Собака умеет ... лаять, бегать, рычать. Собака какая?., красивая, пушистая. Мне она... нравится.

— Какой первый звук в слове собака? Скажи, Оля, это слово так, чтобы мы слышали звук с.

— Посмотрите, а это кто? (Лиса.) Расскажите, какая лиса, опишите ее. (Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса любит ловить мышей. Она красивая.) Катя, произнеси слово лиса так, чтобы мы слышали звук с (лисса). А сейчас скажи: са-са-са — у меня лиса. Кто скажет эти слова про Катю? (Са-са-са — у Кати лиса.) Передай, Катя, лису Саше, скажи: су-су-су — даю Саше лису. А ты, Саша, как ответишь? (Са-са-са — у меня лиса.) Дети, у кого лиса? (Упражнение проводится в разных вариантах, рифмовки дети проговаривают громко и тихо, медленно и быстро.)

— Послушайте, что я вам скажу: у Сони и Сани быстро едут сани.

Дети повторяют скороговорку сначала в медленном темпе, затем в быстром. Воспитатель предлагает поднять картинки, в названии которых есть звук с или с

Физкультминутка. А теперь мы поиграем, — говорит воспитатель. — Возьмем насос и будем накачивать воду. Воздух с силой вырывается из насоса и слышен звук с». Дети имитируют работу с насосом и произносят звук с протяжно, на одном выдохе. Упражнение повторяется несколько раз. Затем по заданию воспитателя они имитируют работу с маленьким насосом (звук с ).

Занятие продолжается. Воспитатель:

— Давайте поиграем с животными в прятки. Жил-был котенок Пух. Почему его так звали? Правильно, он был пушистый. На день рождения к Пуху пришли друзья-малыши со своими мамами. Пришла свинья с малышами... поросятами. Поросята маленькие, розовые, с носами-пятачками и хвостиками крючком. А свинья какая? Кто хочет рассказать о ней? (В случае затруднения воспитатель помогает ребенку, подсказывая начало фразы: «Это... свинья. Она... У нее... Ушки у свиньи..., а хвост... Свинья умеет...») Вслед за ними прибежали белочка и ее малыши... бельчата. Мама-крольчиха привела своих... крольчат, а слониха... слонят.

— Мамы сели в сторонке (группирует игрушки полукругом слева от себя), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал водить, а остальные — прятаться (прячет «малышей» за ширму.) Попрятались малыши. Искал, искал Пух. На столе — нет, под столом — нет. Наконец отыскал и бельчат, и поросят, и слонят. (Ставит «малышей» рядом с «мамами» в пары.) А кого-то он не нашел. Кто же пропал? Посмотрите, чья мама осталась одна? (Мама крольчат.) Нашлись крольчата, вот они!

— Снова Пух стал водить, а малыши — прятаться по всей группе. Дети, вы поможете малышам спрятаться? Кого ты будешь прятать, Оля? А ты, Петя? (Дети берут игрушки, кто какую хочет, и называют их.) Спрячьте крольчат за кубик. (Дети прячут.) Пух идет искать. Кого он должен искать? (Крольчат.)

Пух. Где же они? На столе — нет! Под столом — нет! А это кто за кубиком? (Заглядывает за кубик.) Вот они! Дети, куда спрятались крольчата?

Воспитатель ставит крольчат к крольчихе. Пух опять водит.

Воспитатель. А теперь спрячьте поросят (говорит тихо, почти шепотом). (Дети прячут, Пух ищет.)

Пух. Они, наверное, за кубиком. Нет! Где же они? (Смотрит под стол.) Вот они! Дети, куда спрятались поросята?

Аналогично прячут и отыскивают бельчат и слонят.

Воспитатель. А сейчас скажите, в названиях каких животных и их детенышей вы слышали звук с или с9 (свинья, поросьсъсьенок, ссслониха, ссслонята...).

Занятие 4

Рассказывание об игрушках

Задачи. Связная речь: учить детей составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта;

словарь и грамматика: обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

звуковая культура речи: продолжать знакомить детей с термином «слово» > закрепить произношение звука с в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком с и вслушиваться в их звучание.

Материал. Игрушки: кошка, собака.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки. Кто это?» Добивается точного ответа: это кошка (кот). — Посмотрите, какие у кошки глаза. (Зеленые.) Шерстка? (Мягкая.) Какими словами можно сказать о кошке, какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая.) Что умеет делать кошка? (Прыгать, ловить мышей, царапаться, лакать молоко и т. п.) Вы много слов сказали о кошке и все они звучат по-разному, послушайте: кооошшшкааа, рррыыыжжжаааяя. Скажем все вместе тихим голосом слово кошка. — Как зовут детенышей кошки? Кто у нее? (Котенок, котята.) Кошка большая, а котенок? (Маленький.) Придумаем кошке кличку. Как ее зовут? (Мурзик, Мурка, Рыжуля.) Кто хочет рассказать про кошку, описать, какая она? Это... кошка, ее зовут... Мурка. Она... усатая, глаза у нее... зеленые, шерстка... мягкая. Мурка... пушистая, белолапая. Она*любит... молоко, умеет... ловить мышей. Мне она... очень нравится.

Затем дети рассматривают игрушечную собаку и отвечают на вопросы воспитателя: «Кто это? Какая собака? Как зовут детеныша собаки? Собака большая, а щенок... маленький. Придумаем кличку собаке. (Дружок, Шарик, Жучка и т. п.) Что может делать Дружок? На что похожи глаза у собаки? Они темные, блестящие, как... угольки, бусинки. А какой хвост? (Как колечко.) Кто хочет рассказать про собаку, описать, какая она?»

Дети с помощью воспитателя составляют описание: «Это... собака Жучка. Шерстка у нее... белая, мягкая, пушистая. Глаза.... темные, блестящие, как бусинки, хвост... колечком. Жучка любит играть... с ребятами, и ребята... любят свою собаку».

Воспитатель: «О ком можно сказать большой?Большой... кот, пес, маленький... котенок, щенок, большая... кошка, собака. У кого дома есть кошка или котенок? Расскажите про них».

Заслушиваются несколько рассказов. Воспитатель в случае необходимости помогает детям.

Физкультминутка. Воспитатель предлагает: «Сейчас я буду мамой-кошкой, а вы моими котятами. Я поучу вас охотиться на мышей. Сначала котята стерегут мышь — сидят тихо, прислушиваются, а потом тихонько подкрадываются к мышке и быстро делают прыжок (игра повторяется 2 раза).

Занятие продолжается. Воспитатель говорит: «К нашему коту прилетела оса. Са-са-са — прилетела оса. Повторите все вместе (рифмовка повторяется громко и шепотом; хором и индивидуально). Су-су-су — кот прогнал осу (хоровые и индивидуальные проговаривают, громко и шепотом). У осы не усы, не усищи, а усики. Давайте скажем это все вместе». Воспитатель подходит к ребенку, дает ему картинку с осой: «Вова, ты начни говорить эту скороговорку, а потом передай картинку своему соседу, он продолжит». Таким образом картинка переходит от одного ребенка к другому, дети произносят скороговорку по частям.

Воспитатель обращается к детям:

— Посмотрите вокруг, назовите игрушки, которые живут у нас в группе. Кого мы пригласим на занятие в следующий раз? (Зайца, мишку, куклу и т. п.) Как одним словом назвать их? (Игрушки.) Оля, пригласи любую игрушку на следующее занятие. Как ты скажешь? (Мишка, приходи к нам на занятие; зайчик, посмотри, как мы будем заниматься!)

Занятие 5

Рассказывание по набору игрушек

Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по набору игрушек; словарь и грамматика: активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа;

звуковая культура речи: закрепить правильное произношение изолированного звука з, учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Материал. Игрушки: кукла* котенок, собака, блюдце.

Ходзанятия Воспитатель:

— Дети, на улице и у себя дома вы видели разных котят. Скажите, какие бывают котята. (Маленькие, пушистые.) А когда с ними играют, какие они? (Шаловливые, озорные, веселые.) Будем говорить про одного котенка. Какой он? (Ласковый, маленький и т. п.) Что умеет делать котенок? (Прыгать, лакать молоко, играть.)

— Сейчас мы все вместе расскажем про Таню и котенка (рассказ сопровождается показом игрушек или картинок на фланелеграфе). Это Таня. Идет она с прогулки домой и видит — лежит маленький котенок и жалобно мяукает, вот так: мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Дети повторяют интонацию.) Взяла Таня котенка на руки и понесла домой. Дома налила в блюдце молока. Обрадовался котенок молоку и радостно замяукал, вот так: мяу-мяу (произносится радостно, весело). Как он мяукал? Напился котенок молока и крепко заснул. Тут прибежала собака Жучка и стала громко лаять на котенка: Аф-аф! Как она лаяла? Рассердился котенок и замяукал. Как замяукал? Испугалась Жучка и замолчала. А Таня сказала: «Давайте вместе играть, надо жить дружно». И котенок опять замяукал радостно. Как? А собачка залаяла весело. Как? И никто никого не боялся.

— Кто из вас хочет рассказать про Таню, котенка и собачку Жучку вместе со мной?

Воспитатель вызывает троих детей. Начинает рассказывать вместе с первым ребенком: «Это... Таня. Она... идет с прогулки. Вдруг... она увидела котенка. Он... жалобно мяукал: мяу-мяу. Взяла Таня... котенка на руки и пошла домой».

Дальше с помощью воспитателя рассказывает ребенок: «Дома Таня... налила в блюдце молоко, и он стал лакать. Когда напился, то радостно замяукал... (мяу-мяу) и лег спать. Тут прибежала... собачка Жучка и громко залаяла: аф-аф! Котенок... рассердился и сердито замяукал: мяу-мяу».

Рассказ продолжает третий ребенок: «Испугалась... Жучка и замолчала. А Таня сказала: «Давайте жить дружно, будем вместе играть!» Котенок... замяукал радостно, собачка залаяла весело».

Рассказ повторяется дважды новыми группами детей. Дети рассказывают самостоятельно, воспитатель подключается в случае необходимости.

Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям представить, что они котята и выбежали погулять. Котята умываются, им весело, они радостно мяукают и т. п. Дети выполняют действия, повторяют звукоподражания с соответствующей интонацией. —

Занятие продолжается.

— Угадайте, как пищит котенок. (Жалобно.) А сейчас? (Сердито.) А сейчас? (Радостно, весело.)

— Как котенок мурлычет? (Мур-мур.) А как звенит комар?

(З-з-з.) Произнесите звук з громко и протяжно. Кто сможет произнести этот звук длительно и на одном выдохе?

Далее воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, услышав звук з (зайка, мишка, кошка, замок, зонт, коза, машина, танк, ваза, звонок, карандаш).

Занятие 6

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Задачи. Связная речь: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалога персонажей;

грамматика: учить детей пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

Материал. Игрушки: собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики (по 2 шт.); счетная лесенка.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Задает вопросы:

— Про кого эта сказка?

— Что предложил лапоть пузырю?

— Что ответил пузырь?

— Как же они переправились на другой берег, что придумали?

— А что случилось с пузырем?

Затем воспитатель еще раз рассказывает сказку и предлагает детям пересказать ее. Оценивая пересказ, он обращает внимание детей на логику изложения событий, интонационную выразительность речи, особенно при передаче диалогов.

Физкультминутка. Воспитатель просит детей показать, какой был пузырь. Встают и образуют большой круг. «Как пузырь хохотал? — спрашивает воспитатель. — А как он лопнул?» Дети бегут к центру круга и произносят звук с протяжно. Игра по желанию детей повторяется несколько раз. Воспитатель говорит: «Сегодня к нам пришли ... (достает игрушки, выставляет их на счетную лесенку, дети называют) собака, зайчиха, крокодил и бегемот. Они пришли не одни, а со своими малышами. Собака — со своими... щенками, зайчиха... с зайчатами. Крокодил и бегемот тоже привели с собой малышей. У их малышей нет специальных названий. Это детеныш крокодила. Еще можно так сказать: крокодильчик. Это детеныш бегемота, или бегемотик. Их называют и так: крошка-крокодил, крошка-бегемот». По мере называния воспитатель выставляет игрушки на счетную лесенку парами, каждая пара отдельно: справа внизу — зайчиха с зайчатами; на второй ступеньке левее — собака со щенками, на третьей ступеньке еще левее крокодил с крокодильчиками. И наверху слева бегемот со своими малышами. Воспитатель сообщает, что звери не простые, а сказочные. Могут выполнять разные поручения, если попросить вежливо и правильно. Например: зайчонок, поскачи, пожалуйста; или: крошка-бегемот, беги; щенок, пожалуйста, спой.

Дети обращаются к гостям с разными просьбами. Воспитатель следит, чтобы они употребляли слова спасибо, пожалуйста, подсказывает робким детям поручения: «Попросим вместе: щенок, пожалуйста, полай!; крошка крокодил, иди ко мне, пожалуйста».

Когда большая часть игрушек будет в руках ребят, воспитатель подсказывает, что можно вежливо попросить игрушки друг у друга («Оля, дай, пожалуйста, крокодильчика»).

Далее занятие переходит в игру.

Занятие 7

Называние действий и качеств предметов. Формирование навыков диалогической речи

Задачи. Связная речь. Развивать диалогическую речь, учить детей самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;

словарь: активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения;

звуковая культура речи: учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

Материал. Игрушки: козленок, зайчонок, коза, корова.

Ход занятия

Воспитатель:

— Как-то раз встретил в лесу козленок зайчонка. «Ты кто такой?» — спрашивает. (Воспитатель отдает игрушку-зайчонка одному из активных детей, чтобы он выполнял роль зайчонка.)

— Я — зайчонок.

— Как красиво звучит слово зззайчооонок (произносится протяжно), — замечает воспитатель. — В нем слышится звук з.

—А я — козленок. В моем названии есть звук з? (Ответы детей.) Зайчонок, какой ты красивый! Как маленький комочек. Ребята, а как вам кажется, на что похож зайчонок, с чем его можно сравнить? (Пушистый, белый, как снежок, как комочек пуха.)

Воспитатель побуждает ребенка передать зайчонка соседу. Тот вступает в диалог и от лица зайчонка отвечает на вопросы козленка.

— Зайчонок, зачем тебе такие длинные уши? Большие лапы? (Если ребенок не отвечает на вопрос, воспитатель обращается к группе.)

— Что ты умеешь делать? (Прыгать, бегать, шевелить ушами, грызть морковку.)

— Расскажи, пожалуйста, зайчонок, какая твоя любимая еда.

— А где ты живешь?

— Ребята, давайте узнаем теперь у козленка: какой он, что умеет делать, что любит есть, где живет, — предлагает воспитатель.

Он жестом побуждает детей передавать игрушечных зайчонка и козленка друг другу и вести за них диалог, в случае затруднений подсказывает вопросы и ответы на них.

Воспитатель говорит: «Послушайте, что было дальше. Козленок и зайчонок пошли поиграть на лужок. А навстречу им... (появляется корова).

— Мууу, — сказала корова, — кто это? (Произносится с интонацией удивления.)

— Меее! — закричал козленок. Он очень испугался, а зайчонок просто задрожал. Бросились малыши бежать и увидели маму-козу.

— Меее! — закричал радостно козленок, а зайчонок зашевелил ушами.

— Как козленок закричал, когда он испугался? А как он закричал, когда обрадовался? (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

— Стали малыши резвиться, прыгать, озорничать. Какие слова можно про них сказать, какие были малыши? (Шаловливые, озорные, ловкие, шумные.) (Если дети затрудняются, воспитатель отвечает на вопрос сам.) Какими ласковыми словами можно назвать зайчонка... козленка?» (Зайчишка, зайчишка-трусишка, заинька, заюшка; козлик, козленочек.)

Физкультминутка. Дети изображают козлят: становятся в пары и показывают, как козлята бодаются. Затем воспитатель командует: «Козлята, поскачите... побегите... стойте!»

Занятие продолжается. Появляется кукла.

— Это девочка, ее зовут Зоя, — объясняет воспитатель. — У девочки Зои есть друг ... (демонстрирует зайца, дети его называют). Зайку зовут ... (ответы детей) Незнайка. Зайку зовут Незнайка — скажем это все вместе (хоровые и индивидуальные ответы детей; фраза произносится в слегка ускоренном темпе). А теперь давайте скажем: Зонного зайку зовут Незнайка (хоровые и индивидуальные ответы; фраза произносится в слегка ускоренном темпе).

—- Послушайте, я вам скажу слова: Зззоя, зззайка, Не-зззнайка. Какой звук есть в этих словах? Послушайте еще раз, как звучат эти слова: Незззнайка, Зззоя, зззайка (слова произносятся подчеркнуто четко, слегка протяжно). Произнесите звук з громко, протяжно, на одном выдохе. А теперь произнесите тихо. Давайте посмотрим, кто может протянуть звук з дольше всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....