НОД по развитию речи в подготовительной группе «Волшебная школа Снеговика» (составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по развитию речи в подготовительной группе | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Волшебная школа Снеговика» (составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы).
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- учить составлять отдельные предложения и общий рассказ по картинке;
- развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; использовать для описания зимы образные слова и выражения;
- развивать связную речь;
- формировать правильное звукопроизношение;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
- воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы;
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
- Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление рассказов.
- Наглядные -рассматривание картины И.И. Шишкина “Зима”.
- Мнемотаблица
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову зима – снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: Картина И.И.Шишкин «Зима», песня “Снежинка” Чичкова; картинки с мнемотаблицами ; музыка А. Вивальди Зима
Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях и решение кроссвордов, чтение сказки «Снежная королева», экскурсия в зимний парк с родителями.
Ход занятия
- Ребята, сегодня , когда я пришла в группу ,то на столе увидела это письмо.
- Давайте его откроем и прочтем, что же там написано. «Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Снеговик. У меня случилась беда: мою Волшебную школу заморозила Снежная королева. Для того, чтобы разморозить школу, всем ученикам Снеговичкам нужно выполнить очень много заданий. Помогите нам с ними справиться!»
Воспитатель: Ребята, поможем Снеговичкам и разрушим чары Снежной Королевы.
1. задание Отгадывание загадок
1. Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет. (Снег).
-Что можно сказать о снеге? Какой он ?
( лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
- Что снег делает ? ( идёт, падает, кружится, ложится, летает, летит)
2. Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
-Какой бывает лес зимой?
( спящий, дремучий, неподвижный, сказочный, таинственный, волшебный, суровый)
3. Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
-Какие слова можно сказать о зиме? Какая она?
(снежная, холодная, морозная, волшебная, сказочная, вьюжная, сверкающая)
- Какая зимой погода?
(погода зимой ветряная, морозная, зимой метёт снег, воет ветер)
4. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинка)
– А какая буква похожа на снежинку? (Ж.)
Ж похожа на снеЖинку,
Вот взгляни-ка на картинку.
-Как одним словом назвать снежные комочки? (снежки).
-Давайте с вами в поиграем в зимнюю игру, но сначала вспомним:
-Какие слова называются родственными ?
Игра в снежки.
- У меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Встаньте в круг и вспомните родственные слова к слову «зима».
Зима- зимний, зимовать, зимовье, зимующий;
Снег- снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снегурочка
2 Какие пословицы о зиме вы знаете?
1.Зима не лето, в шубу одета.
2.Береги нос в большой мороз
3.Зимой солнце светит, но не греет.
4.Мороз не велик, стоять не велит.
-А сейчас давайте немного отдохнём и станцуем и споём.
Физкультминутка: “Танец Снежинок»(играет фонограмма)
Мы белые снежинки
Летим, летим, летим.(вокруг себя покружится)
Дорожки и тропинки (взмах руками, одновременно шаг вперёд в центр круга.)
Мы все запорошим! (шаг назад в и.п.)
Танцуем над полями, (идём по кругу)
Ведем свой хоровод,
Куда не знаем сами(разбегаемся в рассыпную, на свои места)
Нас ветер понесет!
(звучит фонограмма вьюги)
- Пока мы с вами отдыхали, Снежная королева увидела, что не может вас одолеть, и решила преградить вам дорогу сильной вьюгой.
-Посмотрите, Снежная Королева, дала нам ещё одно задание , составить рассказ по картине. (на мольберт поставить картину И.Шишкина «Зима»)
-Посмотрите внимательно на картину.
- Скажите как можно её назвать?(зима)
-Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?(сосны)
-Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник?(ясный, морозный)
-А видите ли вы живые существа на картине? Всмотритесь повнимательнее в картину. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу. Вот какую ещё загадку нам загадал художник. Нашли?(ответы детей)
-Правильно. Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула….
-Давайте с Вами представим ,что мы очутились в этом зимнем лесу.(Воспитатель одевает на плечи шаль звучит музыка Вивальди Зима).Перед детьми схема мнемотаблицы описательного рассказа.
-Как здесь холодно. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замерло. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Воздух кажется неподвижным. Ничто не нарушает тишину леса. (Воспитатель предлагает детям составить небольшой рассказ; выслушать 2-3 детей)
Кто хочет рассказать по этой картине рассказ?
-Картину, про которую вы сейчас рассказывали, написал художник Иван Иванович Шишкин, называется она «Зима», мы повесим её в группе, будем на неё смотреть, любоваться и вспоминать как мы Снеговику расколдовать волшебную школу.
-А вот, Снежную Королеву, надо проучить, чтобы она больше не делала пакости.
Какими словами можно описать Снежную королеву? (злая и холодная, ледяная, ледяное ,холодное сердце, бессердечная)
-А , что надо сделать ,чтобы она стала доброй? (Ответы детей.)
У вас сердце горячее, доброе. Пока вы рассказывали, что нужно сделать, для того чтобы Снежная Королева стала доброй, вы отдали ей часть своего тепла и доброты. И она стала доброй.-А в завершении нашего занятия, я предлагаю взять каждому снежинку, сказать ей доброе слово и дать ей улететь и опуститься на чью-то ладошку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»
Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».
Развитие связной речи дошкольников по средствам составления описательного рассказа....
НОД по развитию речи в средней группе Тема: Наши игрушки. Составление описательных рассказов
НОД по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР " Составление творческого рассказа по серии сюжетных картин на тему " Штанишки для мишки."
Мной разработано занятие с детьми подготовительной группы ( с ОНР),где дети составляют творческий рассказ по серии сюжетных картин "Штанишки для мишки" в рамках лексической темы" Профес...
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. Тема Составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы - «Зимние забавы».
Цель: обучение детей составлению рассказа по картине с использованием мнемотаблиц....
План-конспект по развитию речи в старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
План-конспект по развитию речив старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».Образовательные задачи:связная речь: подвести к умению при ...
Презентация занятия по развитию речи в подготовительной группе с нарушением зрения. Тема "Описательный рассказ по предметной картине "Сосна"
В данной презентации представлен краткий план-конспект речевого занятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения....