Образовательная деятельность по развитию навыка связного последовательного пересказа для детей с ЗПР в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Краева Людмила Сергеевна

Открытое занятие по формированию навыка последовательного пересказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2016.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:       Пересказ рассказа Н.Сладкова  «Как медведь сам себя                     напугал».

Цель: Формирование навыка связного последовательного пересказа текста с  использованием мнемотехники.

Задачи:

- активизировать речевую деятельность детей;

- формировать у  детей умение внимательно слушать текст и понимать смысл рассказа;  заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

- упражнять детей в выстраивании плана рассказа по мнемотаблице.

- развивать навыки подробного пересказа с опорой на мнемоквадраты;

- развивать произвольное внимание;

- развивать положительную установку на участие в занятии;

- воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми;

- воспитывать любовь к животным, к природе.

Способы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор слов-предметов к словам -признакам, выстраивание графической  мнемодорожки,  договаривание предложений детьми; пересказ с опорой на мнемодорожку, дид. упр. «Угадай кто я», «Составь предложение»; импровизация движений в такт стихотворению.)

Средства:  мнемоквадраты, , предметные картинки к тексту, карточки с буквами разного размера.

Предварительная работа:

- Чтение рассказа Н.Сладкова  «Как медведь сам себя напугал» (литературный текст),

- Рассматривание иллюстраций;

- Лексико-грамматические упражнения «Скажи наоборот», «Чей, чья», «Назови семью животных».

Лексический материал: Существительные:  охотники

                                             Глаголы: хрустнула, испугалась, затопал

Индивидуальная  работа:      Вика, Злата,  Егор С. – Формировать умение отвечать полным предложением, закрепить название диких животных.

Дифференцированный подход    Дети  с уровнем развития - низкий и ниже среднего раскладывают буквы на ковре от большой,  к маленькой, пересказывают рассказ по цепочке; а дети с уровнем развития средний – читают получившиеся слова, пересказывают рассказ целиком.

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия детей

Организационный момент

Ребята, вы хотите узнать, куда мы сегодня с вами отправимся? Тогда раскладывайте буквы, от самой маленькой до самой большой.

Кто прочитает, что у нас получилось.

Да, мы сегодня отправимся  в лес.   Хотите.

А на чем можно поехать в лес?

Глазки закрываются

      Дети в лес отправляются.

(Вносится  елочка)

Вот мы с вами и оказались на лесной полянке.

Дид.упр. «Угадай, кто я?»   на елке развешаны мнемоквадраты.

Ребята, у нас на полянке,  стоят столы, проходите, присаживайтесь.

д/и «Угадай о ком (о чем)  я говорю»

 Трусливый, длинноухий

 Ловкая, проворная

Болтливая, любопытная

Осторожный, крупный, рогатый

Зеленая,  хрупкая, тонкая

Ребята, Я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте ее.

   Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

       Любит сладкое он очень.

      А когда приходит осень,

        Ляжет в берлогу до весны,

      Где он спит и видит сны.

Правильно, это медведь. А медведь какой?

А что делает медведь зимой?

А когда он просыпается?

Где живет медведь?

Как называется дом медведя?

Ребята, я сегодня вам расскажу историю которая случилась с медведем

Учитель-дефектолог  рассказывает историю       (адаптированный текст)

По ходу  рассказа выставляются предметные картинки:

медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лось.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка, выронила шишку. Упала шишка на зайца, затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.  Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.

А сейчас давайте ответим на вопросы полным предложением.  (Отвечать будет тот, у кого в руках медвежонок)

      Куда вошел медведь?  

 Что хрустнуло под его лапой?

 Что сделала белка?

 На кого упала шишка?

 Что сделал заяц?

 Кого увидела сорока и что она сделала?

 

 Что решили лоси?

 Что сделали лоси?

 Как повел себя медведь?

 Кто же напугал медведя?  

Молодцы, вы внимательно слушали рассказ и на все вопросы ответили правильно.

Физкультминутка

Ребята я предлагаю вам немного отдохнуть.

Мишка встал и потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развёл,

Значит, мёда не нашёл!

Мишка в улей влез и вот –

    Каплет с лапок сладкий мёд

Я еще раз расскажу эту историю, а вы мне помогайте ( игра «Составь предложение». )

       Учитель – дефектолог выставляет 1 ый    мнемоквадрат и называет слово

Вошел………………….

выставляет 2ой мнемоквадрат

Хрустнула………………..

выставляет 3ий мнемоквадрат Испугалась………..

выставляет 4ый мнемоквадрат Упала…………, затопал

выставляет 5ый мнемоквадрат Увидела……………и подняла……..

выставляет 6ой мнемоквадрат Решили……..

выставляет 7ой мнемоквадрат

Пошли……….

 выставляет 8ой мнемоквадрат

Услышал……….., испугался

Ребята, сейчас вы сами расскажите историю, которая произошла с медведем, а помогут  вам квадраты-схемы.

 ( функциональное пособие Дом)

Молодцы! Хороший рассказ у нас получился. Пора возвращаться в детский сад.

Глазки закрываются,

      Дети в детский сад возвращаются.

( Убираю елочку)

Ребята, где мы с вами были?

О ком мы  рассказывали ?

Что мы узнали из этой истории?

Рефлексия

На память о сегодняшнем дне медведь вам дарит смайлики. Если у вас  сегодня все получилось  - выберите веселый смайлик, а если у вас что – то не получилось – грустный смайлик).  

Дети  с уровнем развития низкий и ниже среднего раскладывают буквы на ковре от большой  к маленькой, а дети с уровнем развития средний – читают получившиеся слова

(ПОЛЯНА, БОЛОТО)

На машине, на автобусе, на электричке….

Дети (н/у и н/с)   -называют животных.

Дети ( с/у)  отвечают предложением

На лесной поляне я увидел (а)……….

Дети садятся.

Заяц  

Белка

Сорока

Лось

Ветка

медведь

Косолапый, лохматый, большой, бурый.

Зимой медведь спит.

Медведь просыпается весной.

Медведь живет в лесу.

Дом медведя называется берлога.

           

              Дети слушают рассказ.

          Медведь вошел в темный лес.

Под лапой хрустнула ветка.

Белка испугалась и выронила шишку.

Шишка упала на зайца.

Заяц затопал по лесу.

Сорока увидела зайца и подняла крик на весь лес.

Лоси решили, что сорока видит охотников.

Они пошли по лесу кусты ломать.

Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.

Медведь сам себя напугал

Дети по тексту выполняют движения

Составляют предложение

 Вошел медведь в темный лес.

Хрустнула под лапой ветка.

 Испугалась белка, выронила шишку.

Упала шишка на зайца, затопал заяц по лесу.

 

Увидела его сорока,  и подняла крик на весь лес.

 Решили лоси, что она охотников видит.

Пошли они по лесу кусты ломать.

Услышал медведь шум,…….. и убежал из темного леса.

Дети  с уровнем развития низкий и ниже среднего – пересказывают рассказ по цепочке

Дети  со средним уровнем развития – пересказывают рассказ полностью.

Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя.

Мы были на лесной полянке.

Мы рассказывали о медведе.

Медведь сам себя напугал.

Дети выбирают смайлик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ» Подготовительная группа

Цель: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана. Задачи: 1. Актив...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

Развитие речи в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста».

Конспект образовательной деятельности для детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста». Прочтение и пересказ сказки Л. Толстого "...

«Особенности овладения навыками связной речи (пересказом) у детей с ТНР. Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР».

Дошкольники с ТНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Узнаем о безопасности, играя в речевые игры» в подготовительной группе

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие", "Познание" в подготовительной к школе группе...

Конспект образовательной деятельности по формированию навыков связной речи детей подготовительной группы с использованием приема "Синквейн"

Цель:  Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей  по прослушанному рассказу. Задачи:Обучающие:    1.Познакомить с м...