РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Аннотация: в данной статье автор поднимает актуальную проблему важности речевого развития детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования. Рассматривает, как создание социальных ситуаций способствует формированию речевых умений и речевого этикета, умению общаться в парах, группах и коллективе с целью взаимодействия, достижению результатов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_fgos.2_2.docx | 366.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в данной статье автор поднимает актуальную проблему важности речевого развития детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования. Рассматривает, как создание социальных ситуаций способствует формированию речевых умений и речевого этикета, умению общаться в парах, группах и коллективе с целью взаимодействия, достижению результатов деятельности.
В настоящее время нормативно - правовая база, отражающая требования к содержанию образования в Российской Федерации, претерпела значительные изменения. Эти изменения коснулись всех уровней образования, в том числе и дошкольного. Одним из таких изменений является вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС представляет собой обязательные требования к определенному уровню образования. [3] Содержание ФГОС ДО являются требования к структуре образовательной программы, к условиям её реализации, а также к результатам освоения программы. Образовательные программы дошкольного образования направлены на всестороннее развитие детей дошкольного возраста. При этом необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. К концу дошкольного возраста дети достигают уровня развития, необходимого для успешного освоения программ начального общего образования. Одной из составляющих уровня дошкольного образования является речевое развитие детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО речевое развитие представлено как одно из направлений развития и образования детей дошкольного возраста. Это направление включает в себя формирование всех сторон речи дошкольников с учетом не только возрастные особенности детей, но и индивидуальные. Огромное значение на развитие речи ребенка дошкольного возраста оказывает образовательная среда, которая включает в себя следующие аспекты:
− развивающая предметно- пространственная среда;
− взаимодействие с другими детьми и с взрослыми;
− система отношений ребенка к себе самому, другим людям, к окружающему миру.
Организованную образовательную деятельность необходимо выстраивать на взаимодействии взрослых с детьми, ориентироваться на возможности и интересы каждого ребенка. Используемые в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Организовывая образовательную деятельность по речевому развитию необходимо учитывать интеграцию всех направлений развития. Самым лучшим и актуальным методом является метод проектов. В ГБОУ Школа №2051, 1 ДО таким проектом был « Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева», представленный в таблице 1.
Таблица 1 Основной этап– непосредственная реализация проекта по образовательным областям:
Направление развития и образования детей | Содержание |
Речевое развитие. | Цикл бесед: «Что такое доброта», «Мы дружные ребята», «Что ты знаешь о взаимовыручке», «Любишь ли ты книги?» Чтение сказок писателя: «Мешок яблок», «Три котенка», «Петух и краски», «Мышонок и карандаш», «Разные колеса», «Капризная кошка», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу? » Литературная викторина по сказкам В. Г. Сутеева «Узнай сказку» Дидактические игры: «Кто чем питается?», «Кто где». |
Художественно – эстетическое развитие | Художественное творчество (рисование) : по сказке «Под Грибом», выставка рисунков по сказкам В. Г. Сутеева Художественное творчество- лепка из пластилина зайца, медведя, лисы, петуха, котенка. Художественное творчество- аппликация с элементами оригами по сказке «Мешок яблок». Музыка: разучивание песенок (медведя, зайца, лисы, вороны) к сказке «Мешок яблок». Прослушивание песенок : «Рыжая кошка», «В чём секрет». |
Познавательное развитие. | Беседа с детьми о творчестве писателя, художника и мультипликатора В. Г. Сутеева. Рассматривание иллюстраций произведений, выполненных писателем как художником (Г. Остер «Котёнок по имени Гав», Альф Прейсен «Про Козлёнка, который умел считать до десяти» и др. Оригами- «Кошка», «Ёжик», «Заяц». Изготовление муляжей яблок из бумаги и др. подручного материала. Составление книжек-самоделок с участием воспитателя. Конструирование телеги из сказки В. Г. Сутеева «Разные колёса» (из подручного материала) Просмотр мультфильмов по произведениям В. Г. Сутеева. Развивающие игры: «Путешествие в лес», «Как не попасть в беду» |
Физическое развитие. | Игровые упражнения: «Кто больше соберет яблок в саду», «Попади в цель», «Кто самый быстрый», Подвижные игры «Огородники», «Собери урожай», Веселые зверята». |
Социально – коммуникативное развитие. | Дидактические игры «Обведи и заштрихуй», «Нарисуй недостающего», «Назови ласково», «Собери лисичку, зайца и т. д. » Сюжетно-ролевые игры: «Мы пригласили гостей», «Библиотека» |
Итогом реализации проекта стала театральная постановка сказки - «Под грибом»,
cказка - «Под грибом»
Интеграция направлений позволяет развивать речь дошкольников через организацию разных видов детской деятельности.
Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Также для этого возраста характерны коммуникативная деятельность (взаимодействие и общение со сверстниками и взрослыми), познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование ними), продуктивная, в результате которой под руководством взрослого появляется определенный продукт деятельности ребенка. Речевое развитие дошкольника через перечисленные виды деятельности осуществляется в организованной взрослым образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Отношение ребенка к самому себе и другим людям, к окружающему миру, характер взаимодействия с людьми и сверстниками создают социальную ситуацию развития детей. Ребенку необходимо обеспечить «эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности и инициативы, установить правила взаимодействия в разных ситуациях»[3]. Создание социальных ситуаций способствует формированию речевых умений и речевого этикета, умения общаться в парах, группах и коллективе с целью взаимодействия, достижения результатов деятельности. Работа по формированию связной диалогической речи подводит дошкольников к овладению связными монологическими высказываниями.
На развитие речи дошкольников влияет естественная речевая среда, к которой относятся речь педагога и людей, окружающих ребёнка.
В дошкольной организации должно быть организовано «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность...»[3]. Необходимо проводить обсуждение с родителями вопросов, связанных с развитием речи и формированием речевой культуры, оказывать консультативную поддержку родителям и педагогам в вопросах речевого развития дошкольников. Также существует необходимость профессионального развития педагогов и руководителей дошкольной организации. Педагог должен владеть основными компетенциями, необходимыми для развития ребенка. Грамотная, правильно построенная речь педагога является одной из них.
Тренинг по речевому развитию «В стране красивой речи».
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых…[3].В целях развития речи детей дошкольного возраста необходимо создать в дошкольном учреждении речевую развивающую предметно- пространственную среду, которая будет соответствовать требованиям, обозначенным в ФГОС ДО: содержательно-насыщенную, трансформируемую, вариативную, полифункциональную, доступную и безопасную.
При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо соотношение насыщенности среды с возрастом детей и содержанием программы. Оборудование должно обеспечивать деятельность детей, способствующую развитию речи. Для обеспечения вариативности речевой среды необходимо наличие в группе разнообразных речевых игр, энциклопедий, художественной литературы.
Уголок речевого развития.
Необходимо организовать появление новых предметов и игрового оборудования, их периодическую сменяемость. Весь игровой материал должен располагаться в свободном доступе для ребенка.
Возможность трансформировать пространство, использовать полифункциональность материалов позволяет ребенку разнообразить игровые действия, развивает творческое воображение. Например, организовать игру в библиотеку ребенок может в разных местах группы, организуя или читательский зал, или выдачу книг читателям. Смена игрового места, сюжета активизирует и расширяет словарный запас.
Организационно - методическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста способствует тому, что к завершению дошкольного образования у ребенка складываются предпосылки грамотности. Дошкольник владеет устной речью, использует её для выражения своих чувств, желаний и мыслей, выстраивает речевое высказывание в ситуации общения.[1]
Список литературы :
1. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст]: Учебное пособие / Е.О. Смирнова. – М.: Мозаика–Синтез, 2012. – 192 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации – ОТ – 13. – Москва: Проспект, 2014. – 160 с.
3. www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 16.11.2016г)
»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей до...
ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."
Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинт...
Семейное воспитание и дошкольное образование в контексте реализации ФГОС дошкольного образования
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта м...
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Материалы для педсовета...
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Современные технологии речевого развития детей...
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...
"Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования".
В ФГОС дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как основная образовательная область. речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В связи с эт...