Семейное воспитание и дошкольное образование в контексте реализации ФГОС дошкольного образования
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rybina.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейное воспитание и дошкольное образование в контексте реализации ФГОС дошкольного образования
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко
За многолетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания: семейное и общественное. Каждая ветвь - социальный институт воспитания, обладающий своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Личность явление социальное. Развитие личности в большей мере зависит от наследственности. По наследству передаются задатки и способности человека. Но разовьются ли они в процессе становления личности, зависит от деятельности и воспитания.
Семья и дошкольная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Жизнь семьи зависит от того общества, частью которого она является. Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. В особенностях детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В развитии и становлении личности ребенка огромную роль играет и дошкольное образование. Коллектив является средством социального развития личности. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательной деятельности вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Научные психологические исследования убедительно показывают, что результат положительно направленного социального детского опыта проявляется в доверии к миру, открытости, готовности к сотрудничеству, т.е. обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Поэтому, деятельность педагога должна строиться на гуманистических принципах: все дети разные, каждая личность неповторима и уникальна, каждый ребенок прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях.
Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами.
Жизнь шагает вперед. Современные дети требуют к себе особого внимания и понимания. Взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Согласно ФГОС взаимодействие с родителями должно иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы семейного и дошкольного воспитания, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками.
Работа с родителями в нашем дошкольном учреждении организуется еще до приема ребенка в учреждение: это индивидуальные беседы, консультации, советы по подготовке прихода ребенка в группу. Экскурсию по детскому саду, знакомство с режимом работы, с группой, воспитателями, осуществляет заведующая, старший воспитатель или медицинская сестра. Мама с ребенком приходит на прогулку с детьми будущей группы, что влечет за собой определение режима, знакомство с детьми, сотрудниками детского сада. Так быстро достигается взаимопонимание четырех сторон: ребенок – дети – воспитатель – мама.
Сотрудничество с родителями предоставляет право на открытое общение, знание того, чем живет детский сад, группа, которую посещает ребенок. Родители в удобное для них время могут познакомиться с условиями воспитания ребенка, посмотреть, как дети общаются друг с другом, в каких видах деятельности участвуют. Родители, которые видят чем живет их ребенок в группе, чаще идут на контакт с педагогами, стремятся к дальнейшему общению.
В групповых комнатах детского сада оформлены родительские уголки, папки - передвижки «Быть здоровым – это здорово!», «По секрету всему свету», «Расскажите детям», семейные и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Наша жизнь день за днем», «Вот так мы живем»!», фотомонтажи «Из жизни группы», «Наши будни и праздники».
Родительские уголки являются традиционной формой работы в ДОО. Для того чтобы эта работа была действенной, используются следующие рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Наши добрые дела», «Спрашивали – отвечаем», «Долгожданные выходные», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Что мы теряем, сдерживая активность ребенка», «Как наше слово отзовется», «Когда рождается личность?», «А что у вас?», «Обратите внимание», в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, занимательные задания для детей и родителей.
Педагогический коллектив нашего детского сада проводит планомерную работу по взаимодействию с родителями. Ежегодно педагогами составляется перспективный план, в начале учебного года проводят собрания, на которых знакомят родителей с задачами воспитания и обучения на данный год. В группах оформляются уголки для родителей, проводятся индивидуальные консультации, анкетирования, дни открытых дверей, организуются фотовыставки. Совместные праздники с родителями – это традиции детского сада, такие праздники как «Масленица», «Рождественские колядки», «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Этих дней не смолкнет слава», «В гости к осени», «Веселые старты», «Фестиваль детства», «От того я так хорош, что люблю семь правил ЗОЖ», совместные походы на меловые горы - все это вызывает у родителей удовлетворение, порой даже восторг и конечно, желание участвовать.
Любое совместное мероприятие позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, раскрыть его таланты и способности, увидеть изнутри его проблемы, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В нашей ДОО постоянно организуются тематические выставки совместного декоративно – прикладного творчества детей и родителей по знаменательным датам и праздникам: «Мир глазами детей», «Красота божьего мира», «Я и улица моя», «Мы помним, мы гордимся», «Моя семья». Такие формы работы уже стали традиционными, они вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап развивать таланты своих детей. Выставки работ вошли в интерьер детского сада и постоянно совершенствуются. Работы, изготовленные совместно с родителями, отправляются на конкурсы различного уровня.
Родительские собрания, организуемые в ДОО, проводятся в нетрадиционной форме.
Для того, чтобы активизировать родителей на совместное принятие решений, воспитатели используют различные игры и игровые ситуации, они являются разминкой для любой категории слушателей. Консультации для родителей с практическим показом стали неотъемлемой частью родительских собраний. Перед родителями открываются не только умения и навыки детей, но и как преподносится материал, как ставятся вопросы перед ребенком, что можно требовать и каких ответов ожидать. К собраниям готовится выставка работ детского творчества или фотостенд, где используются фотографии из жизни группы. Таким образом, меняются взаимоотношения между педагогами и родителями в лучшую сторону, формальное общение исчезает.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу.
Чем лучше налажено общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным.
Таким образом, залог успеха педагогического воздействия состоит в целостности взаимодействия семейного воспитания и дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального ступеней образования.
В статье раскрыта степень значения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками по развитию произвольной памяти, как важного психического процесса для успешного перехода на новую ступень образ...
Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"
ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. ОП дошкольной образовательной орг...
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".
Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования". Цели повышения...
проектная работа «Взаимосвязь типа семейного воспитания с развитием социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
проектная работа «Взаимосвязь типа семейного воспитания с развитием социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»...
Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «...