Рассказывание сказки "Заюшкина избушка" с методом моделирования
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Вазикова Валентина Ивановна

Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_skazki_zayushkina_izbushka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад « Рябинушка»

Конспект занятий

в старшей группе

Воспитатель: Вазикова В.И.

С. Красные Четаи 2012г

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Образовательные задачи:

1. Продолжать учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи; строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки. (Коммуникация)

2. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку

 ( цвету).(Познание)

 3.Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения. (Коммуникация)

4.Совершенствование двигательных качеств в разнообразных форм двигательной деятельности (Физическая культура)

вид моделирование – двигательное

Материал и оборудование: Книжка «Заюшкина избушка», посылка, настольный театр. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка» конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Магнитная доска с крупными условными заместителями персонажей  сказки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, физкультминутка «Звериная зарядка» дидактическая игра «Почтальон».

Ход занятия:

Основная часть

1. Ребята ,я слышу ,кто-то в дверь стучит.(Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку  прощается со всеми и уходит).

Воспитатель: .Ребята давайте располагаемся на ковриках откроем и посмотрим что же здесь и кто нам прислал.(С ребятами располагаются на ковриках  и вскрывает посылку, достает книжку «Заюшкина избушка»  ).

2.Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимую книгу. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравилась ли вам моя сказка? Кот Леопольд.

Воспитатель: Как называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.

Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).

Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).

Воспитатель: Интересная сказка? (Да).

Кто назовет присказку к этой сказке?

(Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди!)

Воспитатель. Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем. Давайте сделаем «Звериную зарядку».

Раз - присядка,  (Дети приседают).

Два - прыжок,

Это заячья зарядка.   (Подпрыгивают, кладут ладошки на голову - ушки на макушке).

А лисички, как проснутся,

Кулачками трут глаза.

Сразу любят потянуться,    (Потягиваются, отводят руки назад.)

Обязательно зевнуть,       (Зевают, прикрывая рот ладонью.)

Ну и хвостиком вильнуть.   (Двигают бедрами из стороны в сторону).

Ну а мишка - косолапый, (Слегка сгибают руки в локтях.)

Широко расставив лапы, (Ставят ноги на ширину плеч).

То одну, то обе вместе – (Переступают с ноги на ногу).

Долго топчется на месте. (Раскачивают туловищем).

А наш Петя-петушок,    (Ставят руки на пояс).

Подняв красный гребешок,  (Поднимают голову вверх).

Важно по двору шагает,  (Шагают, высоко поднимая колени).

Свою песню распевает.

А теперь вдохнули через нос, плечи не поднимать. На выдохе пропели Ку-ка-ре-ку

3. Воспитатель: Садитесь, дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).

-Какие геометрические фигуры? (Круги).

-Чем они похожи?  Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету).

-Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета.

Для зайца  – белый, почему?

Лиса – какой круг, почему?

 Волк – какой круг, почему?

Медведь – какой круг, почему?

И петушок – какой круг, почему?

(Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).

 Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и  есть еще кустик).

 Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.

Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.

Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.

4. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечаетс...

Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания

в данной статье рассматривается вопрос о развитии связной речи ребенка с использованием метода моделирования...

Конспект рассказывания сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования)

Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать детей к проговариванию вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Активизировать в речи де...

Презентация "Использование метода моделирования на занятиях по обучению рассказыванию"

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые явля...

«Рассказывание русской народной сказки с помощью метода моделирования»

Развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - нагляднойопорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки...