КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ как средство помощи детям с проблемами в развитии в работе учителя-логопеда
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
ПРИМЕНЕНИЕ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ПОЗВОЛЯЕТ УЛУЧШИТЬ У ВОСПИТАННИКОВ: память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.
КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Один из видов кинезиологических упражнений одновременное рисование двумя руками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risuem_dvumi_rukami.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Веселые гномики» с. Небуг муниципального образования Туапсинский район КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ как средство помощи детям с проблемами в развитии в работе учителя-логопеда МОЧАЛОВОЙ Л.В. |
Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.
Э.Кант
Ум ребенка находится
На его пальцах.
В.А. Сухомлинский
КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
ПРИМЕНЕНИЕ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ПОЗВОЛЯЕТ УЛУЧШИТЬ У ВОСПИТАННИКОВ: память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.
КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Один из видов кинезиологических упражнений одновременное рисование двумя руками.
ОДНОВРЕМЕННОЕ РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ
Среди детей дошкольного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Это вызывает у них естественное нежелание рисовать, выполнять разнообразные упражнения, подготавливающие к обучению письму или совершенствующие технику письма.
Трудности в овладении графомоторными умениями имеют место не только практически у всех детей с проблемами в развитии (с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной и интеллектуальной сферы), но и у определенного количества детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно.
При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют собственно графомоторные умения (способ удерживания карандаша (ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в пространстве, зрительно-двигательную координация и др.).
Осуществляя поиск дополнительных форм работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, я обратилась к графомоторным упражнениям. В основе этих упражнений лежит копирование графических рисунков-образцов разной степени сложности.
Опыт использования этих упражнений в ДОУ показал возможность их применения в процессе воспитания детей 6-8 лет с разным уровнем психоречевого развития.
В пособии представлено 70 рисунков-образцов, которые являются несколько необычными контурными изображениями узоров или реальных объектов окружающей действительности. Они различны по степени сложности. В связи с этим важно предлагать их детям в последовательности, обозначенной номерами страниц. Однако, работая с упражнениями, если ребенок проявит желание, можно возвращаться к уже освоенным рисункам-образцам, предлагая ему выполнить кроме копирования интересные для него виды работы.
Предлагаемый материал предусматривает выполнение, прежде всего такого вида графических работ, как копирование рисунков-образцов. Для этой цели можно использовать кальку, «файл», пленку или другие прозрачные материалы, на которых легко оставить графический след с помощью карандаша, фломастера или ручки.
Коррекционно-развивающие возможности упражнений: способствует развитию зрительного и кинестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, плавности, ритмичности и точности движений и т.д.
Коррекционная направленность упражнений связана также и с положением, в котором ребенок их выполняет.
Предусмотрено выполнение упражнений в разных положениях (1):
- лист с рисунком-образцом прикреплен к мольберту или к доске, расположенной на стене - ребенок копирует его стоя;
- лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его стоя;
- лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его сидя, удерживая локоть на небольшом расстоянии от поверхности стола;
- лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его сидя, в положении, обычном для рисования.
Эти положения дают возможность совершенствовать работу разных групп мышц, принимающих участие в рисовании и письме.
Привлекательными для детей и одновременно ценными в развивающем плане видами работы, являются:
- раскрашивание или штриховка полученных изображений, -дополнение рисунков новыми элементами по желанию ребенка,
- самостоятельное рисование простых рисунков по рисунку-образцу,
- перевод изображения через копирку на бумагу с последующим раскрашиванием, штриховкой или дорисовыванием,
- создание картин из переведенных через копирку рисунков и т.п.
Упражнения желательно предлагать ребенку ежедневно или хотя бы через день. Делать это можно как в детском саду во время индивидуальных занятий с детьми, совместной деятельности с ребенком и т.п.
В процессе выполнения упражнений необходимо четко соблюдать все условия их выполнения: поза при рисовании, точность воспроизведения линий, проведение линий, не отрывая фломастер (карандаш, ручку) от бумаги, соблюдение направления рисования, ритма движения при рисовании и др. Это важно, т.к. упражнения имеют четко обозначенную направленность. Эффективность решения поставленных задач и достижение ожидаемых результатов полностью зависит от того, насколько эти условия будут выполняться.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
С КАЖДЫМ РИСУНКОМ-ОБРАЗЦОМ:
- Восприятие рисунка, узнавание изображения («Что это?»), разгадывание загадки, или ассоциирование с реальными объектами («На что похоже?»).
- Проведение пальцем по контуру рисунка-образца для создания двигательного образа изображения.
- Воспроизведение рисунка-образца движением пальца над ним в воздухе, для того, чтобы почувствовать ритм движения - создать кинестетический образ рисунка, который лежит в основе выполнения графического изображения.
- Копирование рисунка-образца в разных положениях с последующим совместным обсуждением результатов деятельности, обыгрыванием полученных рисунков, созданием коллекций и выставок рисунков и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
КИНЕЗИОЛОГИЯ-НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Основная цель кинезиологииРазвитие межполушарного воздействия,способс...
Презентация "Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии"
КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: •Развитие межполушарного воздействия,сп...
Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии
Кинезиология как здоровьесберегающая технология....
Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда. Часть I. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.
Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
Задачи:•развитие межполушарной специализации;•синхронизация работы полушарий;•развитие мелкой моторики;•развитие способностей;•развитие памяти,внимания,речи;развитие мышления...
Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с нарушениями речи.
В данной презентации дано краткое определение кинезитерапии для детей с нарушениями речи....
«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
Кинезиология - наука, изучающая развитие умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – гимнастику мозга.Основная цель кинезиологии: Развитие м...
- Мне нравится (1)