КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ как средство помощи детям с проблемами в развитии в работе учителя-логопеда
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Людмила Викторовна Мочалова

ПРИМЕНЕНИЕ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ПОЗВОЛЯЕТ УЛУЧШИТЬ У ВОСПИТАННИКОВ: память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю. 

КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.

 Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. 
Один из видов кинезиологических упражнений одновременное рисование двумя руками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risuem_dvumi_rukami.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Веселые гномики» с. Небуг

муниципального образования Туапсинский район

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 как средство помощи детям с проблемами в развитии

в работе учителя-логопеда

МОЧАЛОВОЙ Л.В.

Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.

Э.Кант

Ум ребенка находится

На его пальцах.

 В.А. Сухомлинский


КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

 Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ:   развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. 

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

ПРИМЕНЕНИЕ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ПОЗВОЛЯЕТ УЛУЧШИТЬ У ВОСПИТАННИКОВ: память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю. 

КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.

 Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. 
Один из видов кинезиологических упражнений одновременное рисование двумя руками. 

ОДНОВРЕМЕННОЕ РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ

Среди детей дошкольного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Это вызывает у них естественное нежелание рисовать, выполнять разнообразные упражнения, подготавливающие к обучению письму или совершенствующие технику письма.

Трудности в овладении графомоторными умениями имеют место не только практически у всех детей с проблемами в развитии (с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной и интеллектуальной сферы), но и у определенного количества детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно.

При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют собственно графомоторные умения (способ удерживания карандаша (ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в пространстве, зрительно-двигательную координация и др.).

Осуществляя поиск дополнительных форм работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, я обратилась к графомоторным упражнениям. В основе этих упражнений лежит копирование графических рисунков-образцов разной степени сложности.

Опыт использования этих упражнений в ДОУ показал возможность их применения в процессе воспитания детей 6-8 лет с разным уровнем психоречевого развития.

В пособии представлено 70 рисунков-образцов, которые являются несколько необычными контурными изображениями узоров или реальных объектов окружающей действительности. Они различны по степени сложности. В связи с этим важно предлагать их детям в последовательности, обозначенной номерами страниц. Однако, работая с упражнениями, если ребенок проявит желание, можно возвращаться к уже освоенным рисункам-образцам, предлагая ему выполнить кроме копирования интересные для него виды работы.

Предлагаемый материал предусматривает выполнение, прежде всего такого вида графических работ, как копирование рисунков-образцов. Для этой цели можно использовать кальку, «файл», пленку или другие прозрачные материалы, на которых легко оставить графический след с помощью карандаша, фломастера или ручки.

Коррекционно-развивающие возможности упражнений: способствует развитию зрительного и кинестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, плавности, ритмичности и точности движений и т.д.

Коррекционная направленность упражнений связана также и с положением, в котором ребенок их выполняет.

Предусмотрено выполнение упражнений в разных положениях (1):

- лист с рисунком-образцом прикреплен к мольберту или к доске, расположенной на стене - ребенок копирует его стоя;

- лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его стоя;

- лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его сидя, удерживая локоть на небольшом расстоянии от поверхности стола;

- лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его сидя, в положении, обычном для рисования.

Эти положения дают возможность совершенствовать работу разных групп мышц, принимающих участие в рисовании и письме.

Привлекательными для детей и одновременно ценными в развивающем плане видами работы, являются:

- раскрашивание или штриховка полученных изображений, -дополнение рисунков новыми элементами по желанию ребенка,

- самостоятельное рисование простых рисунков по рисунку-образцу,

- перевод изображения через копирку на бумагу с последующим раскрашиванием, штриховкой или дорисовыванием,

- создание картин из переведенных через копирку рисунков и т.п.

Упражнения желательно предлагать ребенку ежедневно или хотя бы через день. Делать это можно как в детском саду во время индивидуальных занятий с детьми, совместной деятельности с ребенком и т.п.

В процессе выполнения упражнений необходимо четко соблюдать все условия их выполнения: поза при рисовании, точность воспроизведения линий, проведение линий, не отрывая фломастер (карандаш, ручку) от бумаги, соблюдение направления рисования, ритма движения при рисовании и др. Это важно, т.к. упражнения имеют четко обозначенную направленность. Эффективность решения поставленных задач и достижение ожидаемых результатов полностью зависит от того, насколько эти условия будут выполняться.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

С КАЖДЫМ РИСУНКОМ-ОБРАЗЦОМ:

  1. Восприятие рисунка, узнавание изображения («Что это?»), разгадывание загадки, или ассоциирование с реальными объектами («На что похоже?»).

  1. Проведение пальцем по контуру рисунка-образца для создания двигательного образа изображения.

  1. Воспроизведение рисунка-образца движением пальца над ним в воздухе, для того, чтобы почувствовать ритм движения - создать кинестетический образ рисунка, который лежит в основе выполнения графического изображения.

  1. Копирование рисунка-образца в разных положениях с последующим совместным обсуждением результатов деятельности, обыгрыванием полученных рисунков, созданием коллекций и выставок рисунков и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»

КИНЕЗИОЛОГИЯ-НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Основная цель кинезиологииРазвитие межполушарного воздействия,способс...

Презентация "Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии"

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: •Развитие межполушарного воздействия,сп...

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда. Часть I. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития  в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»

Задачи:•развитие межполушарной специализации;•синхронизация работы полушарий;•развитие мелкой моторики;•развитие способностей;•развитие памяти,внимания,речи;развитие мышления...

Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с нарушениями речи.

В данной презентации дано краткое определение кинезитерапии для детей с нарушениями речи....

«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»

Кинезиология - наука, изучающая развитие умственных способностей  и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – гимнастику мозга.Основная цель кинезиологии: Развитие м...