"В гостях у сказки."
статья по развитию речи на тему

Рябцева Татьяна Семеновна

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия, как самостоятельное направление практической психологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «В  гостях у сказки»

Что такое сказкотерапия?

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия, как самостоятельное направление практической психологии.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знание о мире, о философии жизни, испокон веков передавались из уст в уста, и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином сказкотерапия понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Сказкотерапия – один из самых детских и древних методов воздействия на личность ребенка. Еще наши предки, занимаясь воспитанием, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, учили жизни.

Актуальность.

В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинаю обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он часто не готов, ни физически, ни морально, тогда как для полноценного психического развития дошкольника важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие даже сверхнужные знания не должны опережать нравственного развития ребенка, а в современных условиях нравственный аспект развития личности ребенка затруднен из-за большого потока разнообразной по содержанию и качеству информации, обрушивающейся на ребенка, у которого еще не сформированы базовые нравственные понятия. Детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций; приобщаясь к сказке, ребенок приобретает умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это – основа для любой творческой деятельности, через сказку легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности, сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие, что помогает ребенку разграничить понятия «Добра и Зла».

Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичнее показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории из жизни?»

Удивительно, но сказка является таким, же необходимым этапом психического развития ребенка, как скажем игра. А запретить ребенку играть не сможет ни один любящий родитель.

***********************

Цели.

  • Нравственно-эмоциональное развитие личности дошкольника художественно-образными средствами сказки:
  • Научить детей видеть и ценить красоту
  • Заложить основы доброго отношения к окружающим, как базиса социальных отношений.
  • Помочь ребенку разобраться в базовых понятиях добра и зла.
  • Познакомить ребенка с жизненным опытом человечества, заложенным в сказках.
  • Заложить предпосылки формирования самоконтроля, самосознания, и  как следствие этого помочь ребенку в формировании образа «Я» путем познания самого себя, окружающего мира и умению выстраивать межличностные отношения.
  • Раскрытие творческого потенциала ребенка (образного мышления, фантазии, креативности) как основы для успешной самореализации личности.
  • Коррекция неэффективного стиля поведения и замена его на более продуктивный стиль путем мягкого влияния на ребенка.

Задачи.

  • Развитие воображения и фантазии.
  • Возможность расширения и разнообразия содержания свободной игры.
  • Развитие способности концентрации внимания.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Психотерапия и коррекция личности ребенка.

Работа со сказкой подразумевает групповую, совместную с воспитателем деятельность. Воспитатель организовывает пространство так, чтобы создать спокойную, комфортную атмосферу.

     Кукольный спектакль «Помощник Петрушка» показывается на выпускном празднике. Главными героями были сами выпускники. В течение месяца, мы с детьми читали сказку, показывали ее. Каждый из выпускников попробовал себя в разной роли, что дало ему прожить, прочувствовать, пропустить через себя данные ситуации, случившиеся с героями сказки. В результате ребенок, будущий школьник, выбрал ту роль, отражаемую склонности его поведения и характера; которая ему больше понравилась. Ведь понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять из смысл и важность каждого из них.

     Данная сказка является психокоррекционной. Психокоррекционные сказки – это те же самые сказки, только ориентированные на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Алгоритм придумывания сказки.

  1. Подобрать героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка.
  4. Приписать герою все переживания ребенка.
  5. Описать поиск выходы из создавшегося положения. Или же усугубить ситуацию, привести ее к логическому концу, что также подтолкнет героя к изменениям.
  6. Герой может встречать существ оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации. Наша задача через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
  7. Осознание героем своей неправоты и становление на путь изменения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...