программа по развитию у детей 6 - 7 лет словотворчества.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Яковенко Галина Анатольевна

В современном мире очень актуально развитие у детей собственного взгляда на многие вещи. Развитие речи дошкольника остаётся одной из приоритетных задач всестороннего  дошкольного образования.  Данную программу можно использовать как часть дополнительного образования старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost_rabota_s_podgruppoy_detey.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА  ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА

« Моя Вообразилия»

По дополнительному образованию детей в области речевого, познавательного и художественно – эстетического развития.

МАДОУ « Центр развития ребёнка – детский сад № 33»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

на 2016-2017 учебный год

Составитель:

Яковенко Галина Анатольевна

Педагог - психолог

Авторская разработка  по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста, творчески одарённых в образовательных областях:  познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Пояснительная записка:

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. 

Для развития творческих способностей детей в педагогической среде необходимо определить « воодушевителя» творческой деятельности. Существенно продвигает творческий процесс сотворчество педагога и детей. Педагог подбирает необходимый материал, ставит или развивает предложенную детьми, творческую задачу.  Также педагог – организатор помогает доводить до завершения возникающие в процессе творческие идеи. Предъявляемые требования современного общества перекликаются с развитием в детях с раннего возраста творческого потенциала, умения решать нестандартные,  непривычные задачи.

  Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Цель работы кружка: развить личность ребёнка на основе усвоения речевых умений и навыков.

Задачи: формировать навык  диалогической  и монологической речи,

Развивать навык творческого освоения норм и правил родного языка.

Развивать процесс творчества и сотворчества, решать творческие задачи и осуществлять творческие идеи.

Развивать элементарные умения соблюдать правила сочинительства, используя в своей работе схемы, мнемотаблицы и алгоритмы.

Воспитывать культуру речевого общения, воспитывать умение оценивать творческий продукт свой и окружающих, оценивать его оригинальность и неповторимость.

Программа занятий  разработана  для детей  старшего дошкольного возраста, имеющих высокий уровень развития следующих психических функций: речи, внимания, восприятия,  памяти, воображения.

 Количество участников не более 12 человек.

Комплексно – тематическое планирование занятий по работе с детьми, проявляющими способности в словотворчестве.

Дата проведения

 Тема

Цели и задачи

 Стимульный материал

 Время проведения

Сентябрь

 1 неделя

«Жил – был я»

( составление описательного рассказа о себе)

Формировать навык монологической речи, приобретение речевых умений, развивать умение осознавать структуру, композиционное строение связного высказывания

 ( начало, середина конец)

 Рисунки и фотографии участников. Схемы  предложения, рассказа.

 Вторая половина дня

30 минут.

3 неделя

« Из чего же, из чего же»

( составление  рифмовок )

Развитие фонематического восприятия,  закрепление правильного звукопроизношения, развитие творческих способностей.

Развивать умение усиливать ориентацию на окончание слов при их согласовании.

 Рисунки и иллюстрации  любимых  детских игрушек, предметов, фруктов, овощей,  продуктов,

 Вторая половина дня

30 минут

 Октябрь

1 неделя

«Моя семья»

( составление – сочинительство  юмористического рассказа из жизни своей семьи)

Развитие монологической речи, развитие описательной речи  по схеме

1. указание на событие,

2.рассказ о событии,

3. личностное оценивание события,

4.конецная оценка события членами семьи.

5. вывод

Развивать умение детей использовать различную интонацию в речи, произносить слова и фразы с различной громкостью и в разном темпе.

 Просмотр отрывка из мультфильма по мотивам произведения Н. Носова « Живая шляпа»

Вторая половина дня  

30 минут

2неделя

« Мои друзья»

Составление лимериков

Знакомство с именами собственными ( именами людей)
и способом обозначения их на схеме предложения.

Продолжать развивать умение усиливать ориентацию на окончание слов.  

 Составление лимериков с опорой на схему и вопросы педагога.

 Схемы лимерика, образцы лимериков  детских поэтов.

Рисунки и слайды детских совместных игр и праздников.

Вторая половина дня  

30 минут

 4 неделя

 « Овощи и фрукты - полезные продукты»

Составление загадок об овощах и фруктах

Развивать умение детей  не называя описывать признаки ( цвет, форму, размер, место, где произрастает , главные отличия от других.)

Продолжать поощрять умение отдельных детей  ориентироваться на окончание слов и их согласование.

Закреплять умение дифференцировать  понятия

« овощи» и «фрукты».

Картинки и слайды даров осени, муляжи овощей и фруктов, корзинка, игрушка  ЕЖА.

 Рисунки детей, изображающие овощи и фрукты.

Вторая половина дня  

30 минут

 Ноябрь

1 неделя

« Осенний лес полон чудес»

 Составление  коллективного описательного рассказа об осени.

Закреплять  навык монологической речи, приобретения  речевых умений;  развивать умение осознавать структуру, композиционное строение связного высказывания

 ( начало, середина,  конец)

Схемы рассказа, Схемы предложений.

Презентация об осеннем лесе.

Чтение рассказа Виталия Бианки

 « Синичкин календарь «

 ( осень)

Музыкальная композиция П. Чайковского

  « Ноябрь»

Вторая половина дня  

30 минут

2 неделя

« Птицы на юг улетают»

Составление стихотворных композиций в стиле «хокку» японской поэзии

 Знакомство с « хокку», схема трёхстрочной  формы. Закрепление умений делить слова на слоги и просчитывать их количество ; развивать умение детей составлять слова, словосочетания, предложения, учитывая несколько условий и инструкций ( нужное количество слогов,  разные по значению  слова  и  количество строчек ).

 Чтение поэзии хокку для детей. Просмотр иллюстраций перелётных птиц, отрывок из мультфильма по мотивам сказки

« Серая Шейка»

Вторая половина дня  

30 минут

 4неделя

 « Осенняя сказка»

Составление  коллективной сказки об осени.

 Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы, употреблять точные и образные слова и выражения. Знакомить  с  составлением сказки по схеме ( зачин, описание главного героя и события, использование волшебных предметов, кульминация, последующие события и смысловой акцент сказки)

 Презентация по русским народным сказкам, игра « Отгадай волшебный предмет», мяч, составленная мнемотаблица с изображённой схемой сказки. Карандаши и  листы для изображения иллюстраций.

Вторая половина дня  

30 минут

Декабрь

 1 неделя

« Зимняя сказка»

Составление индивидуальных сказок о зиме

Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы, употреблять точные и образные слова и выражения. Продолжать знакомить  с  составлением сказки по схеме парадоксальные гипотезы к двум словам.

Способствовать открытию Эмоциональной жизни ребёнка, обогащению внутреннего мира, стремлению к поиску нестандартных решений.

 Картинки с изображением предметов для зимних забав, зимующих птиц, животных зимнего леса,

Мнемотаблица со схемой составления сказки

Вторая половина дня  

30 минут

 3 неделя

« Праздник  Новый год»

 Составление стихотворений.

Развивать умение детей   описывать признаки ( цвет, форму, размер, место, действия)

Продолжать поощрять умение отдельных детей  ориентироваться на окончание слов и их согласование.

Стихи детских поэтов о праздновании Нового года, о Дед Морозе, ёлке и зиме.

Таблица – схема составления стихотворения в стиле четырёхстопного хорея.

О-/о-/о-/о-

Вторая половина дня  

30 минут

 Январь

 3 неделя

«Путешествие по Северу»

Придумывание продолжения рассказов о животных Севера.

Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы, употреблять точные и образные слова и выражения. Педагог даёт зачин рассказу, мотивирует ребёнка наполнить его содержанием, развить сюжет. Развивать умение детей включать в рассказ элементы описания, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Презентация

 «Животные Севера», мяч, краски и карандаши для иллюстраций, короткие рассказы о животных севера( только начало)

Вторая половина дня  

30 минут

Февраль

1 неделя

 « Все профессии важны»

 Составление лимериков о профессиях

 Закрепить знание последовательности составления лимерика.

 1 строка  - указание героя

2 строка – его характеристика

3 и 4 строка – глагол действия

 5 и 6 строка -  яркий эпитет, выражение.

 Поощрять детей к выделению и соотношению окончаний слов. В лимерике рифмуется 1 и 2 строка, 3 и 4, 5 и 6.

 Просмотр презентации о профессиях. Беседа о профессиях родитедей. Рассматривание мнемотаблицы лимерика.

 Игра

« Подбери рифму».

 Запись лимериков детей и дальнейшее иллюстрирование их.

Вторая половина дня  

30 минут

4 неделя февраль

« Защитники отечества»

Составление  описания по лексической теме.

Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы. Развивать умение детей включать в рассказ элементы описания, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

 Иллюстрации о военных профессиях,  техническом оснащении армии, о войне, подвигах военнослужащих.

Вторая половина дня  

30 минут

 Март

 1 неделя

« Чудеса на кухне»

 Составление рассказов с использованием предложенных предметов.

 Развитие повествовательной  и описательной речи детей,  закрепление умения сравнивать и сопоставлять предметы, описывать их по схеме. Закреплять умение использовать в речи обобщающие слова. Воспитывать у детей умение структурно оформлять рассказ – определять предметы, описывать их свойства, конечно оценивать, выражать отношение к предметам.

Иллюстрации  современной бытовой техники, кухонных принадлежностей и предметов быта в древние времена. Просмотр мультфильма « Федорино горе» Таблица по ТРИЗУ с признаками предмета.

Вторая половина дня  

30 минут

Март

 3 неделя

« Весна идёт  - весне дорогу»

 Составление сказки о весне

( групповая работа)

Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы, употреблять точные и образные слова и выражения. Знакомить  с  составлением сказки по канве вопросов ( Кто был? С кем ? Когда это было? Где было? Что сделал тот и другой? Что сказал тот и другой? Что сказали все остальные? Чем кончилась история?)

Иллюстрации с признаками весны, животными и птицами, растениями  весной. Прослушивание произведения П. И. Чайковского

« Апрель» из альбома « Времена года»

Вторая половина дня  

30 минут

 Апрель

1 неделя

« День смеха – детворе потеха»

 Составление  салата из сказок и инсценировка полученной сказки.

Продолжать совершенствовать умение составлять сказку, используя композиционное строение ( зачин, середина – кульминация, конец – смысловой акцент).

Развить умение детей творчески подходить к выполнению задания, мыслить нестандартно, искать непривычные сочетания слов, которые помоют менять сюжет, находить новых героев, придумывать обстоятельства в которых оно оказались.   Проявлять доброжелательность в отношении с товарищами, налаживать эмоциональный контакт.

 Иллюстрации сказок  8- 9 .

Игрушку или картинку Незнайки.  

 Диктофон для записи сказки, шапочки – маски героев предложенных сказок, Видеооборудование для съёмки инсценировки, мольберт и маркер для составления алгоритма нового сюжета.

Вторая половина дня  

30 минут

Апрель

 3 неделя

Радуга – дуга

Составление синквейнов по цветовому спектру радуги.

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

 Иллюстрации предметов, растений овощей и фруктов по цветам радуги. Картинки гномов В. Воскобович ( 7 гномов). Диктофон для записи синквейнов детей.  Схема синквейна

 О

П, П

Г, Г, Г

_ _ _ _.

 О

Вторая половина дня  

30 минут

 Май

2 неделя

« Я по городу иду»

Составление описательного рассказа с употреблением слов с пространственным и временным значением.

Закреплять  навык монологической речи, приобретения  речевых умений;  развивать умение осознавать структуру, композиционное строение связного высказывания

 ( начало, середина,  конец)

  Презентация « Энгельс – край мой родной»

Игра « Я – экскурсовод»

Иллюстрации Энгельса, знаменитых памятников и площадей.

Вторая половина дня  

30 минут

 Май

 4 неделя

Музыкально – литературная гостиная с приглашением  детей и родителей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие кружка, чтение лимериков, загадок, стихов, синквейнов,  показ инсценировки  сказки « Салат из сказок».

Развивать коммуникативные навыки, развивать умение ясно выражать свои мысли, использовать жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета.

Видеоаппаратура, музыкальный центр, мольберты для выставки рисунков, грамоты для участников кружка.

Вторая половина дня  

30 минут

Информационно –методическое обеспечение:

Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Листвы прощальная краса. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Зимушка-зима. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Весна-красна. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.

.

Полная  хрестоматия  для  дошкольников  с  методическими  подсказками  для  педагогов  и  родителей. В 2 кн. Кн. 2/авт.-сост. С.Д. Томилова – М.: Астрель: АСТ, 2011.

 Загвязинский В. И  Педагогика : учебник для высш. проф образования /

В. И. Загвязинский , И. Н. Емельянова ; под редакцией В. И. Загвязинского. – М.: издательский центр « Академия» 2011. – 352 с. – 9 сер. Бакалавриат)

 Интернет ресурсы.

Список детей, имеющих высокий уровень речевого, познавательного, художественно – эстетического  и коммуникационного развития, посещающих кружок « Страна Вообразилия»

  1. Брезе Арина
  2. Горбачёва Юлия
  3. Джелелова Самира
  4. Сёмкин Семён
  5. Кузнецов Дима
  6. Хамитова Алина
  7. Айшев Тагир
  8. Земскова Александра
  9. Волоскова Ксения
  10. Руднева Анна
  11.  Сгибнева Даша
  12. Элькина Полина
  13. Ильин Артём
  14. Паталаха  Олег

Табель посещения кружка « Моя Вообразилия»

сент

окт

ноябрь

декаб

ян

февраль

март

апр

Май

Брезе

Арина

Горбачёва Юлия

Джелелова

Самира

Кузнецов

Дима

Сёмкин

Семён

Хамитова Алина

Айшев Тагир

Земскова

Саша

Волоскова Ксюша

Ильин Артём

Руднева Аня

Сгибнёва

Даша

Элькина Полина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Программа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста малыми формами фольклора

Целью программы является  развитие и активизация речи детей на материале фольклорных произведений....

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»

Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»...

Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»

Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»...


 

Комментарии

Силантьева Светлана Владимировна

Сегодня,как никогда, актуальна проблема развития речи детей.Попробую использовать данную программу в своей работе. Спасибо за интересный материал! Успехов в работе!

Яковенко Галина Анатольевна

Программа не из простых, но дающая продукты детского творчества. При желании можно выпустить групповую газету, издать мини - книгу детских произведений. Мои воспитанники не раз становились победителями муниципальных и региональных конкурсов со своими сказками и синквейнами. Желаю Вам, Светлана Владимировна, творческих успехов. С уважением, Галина.