программа по развитию у детей 6 - 7 лет словотворчества.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В современном мире очень актуально развитие у детей собственного взгляда на многие вещи. Развитие речи дошкольника остаётся одной из приоритетных задач всестороннего дошкольного образования. Данную программу можно использовать как часть дополнительного образования старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnost_rabota_s_podgruppoy_detey.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА
« Моя Вообразилия»
По дополнительному образованию детей в области речевого, познавательного и художественно – эстетического развития.
МАДОУ « Центр развития ребёнка – детский сад № 33»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Яковенко Галина Анатольевна
Педагог - психолог
Авторская разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста, творчески одарённых в образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Пояснительная записка:
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Для развития творческих способностей детей в педагогической среде необходимо определить « воодушевителя» творческой деятельности. Существенно продвигает творческий процесс сотворчество педагога и детей. Педагог подбирает необходимый материал, ставит или развивает предложенную детьми, творческую задачу. Также педагог – организатор помогает доводить до завершения возникающие в процессе творческие идеи. Предъявляемые требования современного общества перекликаются с развитием в детях с раннего возраста творческого потенциала, умения решать нестандартные, непривычные задачи.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Цель работы кружка: развить личность ребёнка на основе усвоения речевых умений и навыков.
Задачи: формировать навык диалогической и монологической речи,
Развивать навык творческого освоения норм и правил родного языка.
Развивать процесс творчества и сотворчества, решать творческие задачи и осуществлять творческие идеи.
Развивать элементарные умения соблюдать правила сочинительства, используя в своей работе схемы, мнемотаблицы и алгоритмы.
Воспитывать культуру речевого общения, воспитывать умение оценивать творческий продукт свой и окружающих, оценивать его оригинальность и неповторимость.
Программа занятий разработана для детей старшего дошкольного возраста, имеющих высокий уровень развития следующих психических функций: речи, внимания, восприятия, памяти, воображения.
Количество участников не более 12 человек.
Комплексно – тематическое планирование занятий по работе с детьми, проявляющими способности в словотворчестве.
Дата проведения | Тема | Цели и задачи | Стимульный материал | Время проведения |
Сентябрь 1 неделя | «Жил – был я» ( составление описательного рассказа о себе) | Формировать навык монологической речи, приобретение речевых умений, развивать умение осознавать структуру, композиционное строение связного высказывания ( начало, середина конец) | Рисунки и фотографии участников. Схемы предложения, рассказа. | Вторая половина дня 30 минут. |
3 неделя | « Из чего же, из чего же» ( составление рифмовок ) | Развитие фонематического восприятия, закрепление правильного звукопроизношения, развитие творческих способностей. Развивать умение усиливать ориентацию на окончание слов при их согласовании. | Рисунки и иллюстрации любимых детских игрушек, предметов, фруктов, овощей, продуктов, | Вторая половина дня 30 минут |
Октябрь 1 неделя | «Моя семья» ( составление – сочинительство юмористического рассказа из жизни своей семьи) | Развитие монологической речи, развитие описательной речи по схеме 1. указание на событие, 2.рассказ о событии, 3. личностное оценивание события, 4.конецная оценка события членами семьи. 5. вывод Развивать умение детей использовать различную интонацию в речи, произносить слова и фразы с различной громкостью и в разном темпе. | Просмотр отрывка из мультфильма по мотивам произведения Н. Носова « Живая шляпа» | Вторая половина дня 30 минут |
2неделя | « Мои друзья» Составление лимериков | Знакомство с именами собственными ( именами людей) Продолжать развивать умение усиливать ориентацию на окончание слов. Составление лимериков с опорой на схему и вопросы педагога. | Схемы лимерика, образцы лимериков детских поэтов. Рисунки и слайды детских совместных игр и праздников. | Вторая половина дня 30 минут |
4 неделя | « Овощи и фрукты - полезные продукты» Составление загадок об овощах и фруктах | Развивать умение детей не называя описывать признаки ( цвет, форму, размер, место, где произрастает , главные отличия от других.) Продолжать поощрять умение отдельных детей ориентироваться на окончание слов и их согласование. Закреплять умение дифференцировать понятия « овощи» и «фрукты». | Картинки и слайды даров осени, муляжи овощей и фруктов, корзинка, игрушка ЕЖА. Рисунки детей, изображающие овощи и фрукты. | Вторая половина дня 30 минут |
Ноябрь 1 неделя | « Осенний лес полон чудес» Составление коллективного описательного рассказа об осени. | Закреплять навык монологической речи, приобретения речевых умений; развивать умение осознавать структуру, композиционное строение связного высказывания ( начало, середина, конец) | Схемы рассказа, Схемы предложений. Презентация об осеннем лесе. Чтение рассказа Виталия Бианки « Синичкин календарь « ( осень) Музыкальная композиция П. Чайковского « Ноябрь» | Вторая половина дня 30 минут |
2 неделя | « Птицы на юг улетают» Составление стихотворных композиций в стиле «хокку» японской поэзии | Знакомство с « хокку», схема трёхстрочной формы. Закрепление умений делить слова на слоги и просчитывать их количество ; развивать умение детей составлять слова, словосочетания, предложения, учитывая несколько условий и инструкций ( нужное количество слогов, разные по значению слова и количество строчек ). | Чтение поэзии хокку для детей. Просмотр иллюстраций перелётных птиц, отрывок из мультфильма по мотивам сказки « Серая Шейка» | Вторая половина дня 30 минут |
4неделя | « Осенняя сказка» Составление коллективной сказки об осени. | Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы, употреблять точные и образные слова и выражения. Знакомить с составлением сказки по схеме ( зачин, описание главного героя и события, использование волшебных предметов, кульминация, последующие события и смысловой акцент сказки) | Презентация по русским народным сказкам, игра « Отгадай волшебный предмет», мяч, составленная мнемотаблица с изображённой схемой сказки. Карандаши и листы для изображения иллюстраций. | Вторая половина дня 30 минут |
Декабрь 1 неделя | « Зимняя сказка» Составление индивидуальных сказок о зиме | Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы, употреблять точные и образные слова и выражения. Продолжать знакомить с составлением сказки по схеме парадоксальные гипотезы к двум словам. Способствовать открытию Эмоциональной жизни ребёнка, обогащению внутреннего мира, стремлению к поиску нестандартных решений. | Картинки с изображением предметов для зимних забав, зимующих птиц, животных зимнего леса, Мнемотаблица со схемой составления сказки | Вторая половина дня 30 минут |
3 неделя | « Праздник Новый год» Составление стихотворений. | Развивать умение детей описывать признаки ( цвет, форму, размер, место, действия) Продолжать поощрять умение отдельных детей ориентироваться на окончание слов и их согласование. | Стихи детских поэтов о праздновании Нового года, о Дед Морозе, ёлке и зиме. Таблица – схема составления стихотворения в стиле четырёхстопного хорея. О-/о-/о-/о- | Вторая половина дня 30 минут |
Январь 3 неделя | «Путешествие по Северу» Придумывание продолжения рассказов о животных Севера. | Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы, употреблять точные и образные слова и выражения. Педагог даёт зачин рассказу, мотивирует ребёнка наполнить его содержанием, развить сюжет. Развивать умение детей включать в рассказ элементы описания, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. | Презентация «Животные Севера», мяч, краски и карандаши для иллюстраций, короткие рассказы о животных севера( только начало) | Вторая половина дня 30 минут |
Февраль 1 неделя | « Все профессии важны» Составление лимериков о профессиях | Закрепить знание последовательности составления лимерика. 1 строка - указание героя 2 строка – его характеристика 3 и 4 строка – глагол действия 5 и 6 строка - яркий эпитет, выражение. Поощрять детей к выделению и соотношению окончаний слов. В лимерике рифмуется 1 и 2 строка, 3 и 4, 5 и 6. | Просмотр презентации о профессиях. Беседа о профессиях родитедей. Рассматривание мнемотаблицы лимерика. Игра « Подбери рифму». Запись лимериков детей и дальнейшее иллюстрирование их. | Вторая половина дня 30 минут |
4 неделя февраль | « Защитники отечества» Составление описания по лексической теме. | Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы. Развивать умение детей включать в рассказ элементы описания, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. | Иллюстрации о военных профессиях, техническом оснащении армии, о войне, подвигах военнослужащих. | Вторая половина дня 30 минут |
Март 1 неделя | « Чудеса на кухне» Составление рассказов с использованием предложенных предметов. | Развитие повествовательной и описательной речи детей, закрепление умения сравнивать и сопоставлять предметы, описывать их по схеме. Закреплять умение использовать в речи обобщающие слова. Воспитывать у детей умение структурно оформлять рассказ – определять предметы, описывать их свойства, конечно оценивать, выражать отношение к предметам. | Иллюстрации современной бытовой техники, кухонных принадлежностей и предметов быта в древние времена. Просмотр мультфильма « Федорино горе» Таблица по ТРИЗУ с признаками предмета. | Вторая половина дня 30 минут |
Март 3 неделя | « Весна идёт - весне дорогу» Составление сказки о весне ( групповая работа) | Продолжать совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы, употреблять точные и образные слова и выражения. Знакомить с составлением сказки по канве вопросов ( Кто был? С кем ? Когда это было? Где было? Что сделал тот и другой? Что сказал тот и другой? Что сказали все остальные? Чем кончилась история?) | Иллюстрации с признаками весны, животными и птицами, растениями весной. Прослушивание произведения П. И. Чайковского « Апрель» из альбома « Времена года» | Вторая половина дня 30 минут |
Апрель 1 неделя | « День смеха – детворе потеха» Составление салата из сказок и инсценировка полученной сказки. | Продолжать совершенствовать умение составлять сказку, используя композиционное строение ( зачин, середина – кульминация, конец – смысловой акцент). Развить умение детей творчески подходить к выполнению задания, мыслить нестандартно, искать непривычные сочетания слов, которые помоют менять сюжет, находить новых героев, придумывать обстоятельства в которых оно оказались. Проявлять доброжелательность в отношении с товарищами, налаживать эмоциональный контакт. | Иллюстрации сказок 8- 9 . Игрушку или картинку Незнайки. Диктофон для записи сказки, шапочки – маски героев предложенных сказок, Видеооборудование для съёмки инсценировки, мольберт и маркер для составления алгоритма нового сюжета. | Вторая половина дня 30 минут |
Апрель 3 неделя | Радуга – дуга Составление синквейнов по цветовому спектру радуги. |
| Иллюстрации предметов, растений овощей и фруктов по цветам радуги. Картинки гномов В. Воскобович ( 7 гномов). Диктофон для записи синквейнов детей. Схема синквейна О П, П Г, Г, Г _ _ _ _. О | Вторая половина дня 30 минут |
Май 2 неделя | « Я по городу иду» Составление описательного рассказа с употреблением слов с пространственным и временным значением. | Закреплять навык монологической речи, приобретения речевых умений; развивать умение осознавать структуру, композиционное строение связного высказывания ( начало, середина, конец) | Презентация « Энгельс – край мой родной» Игра « Я – экскурсовод» Иллюстрации Энгельса, знаменитых памятников и площадей. | Вторая половина дня 30 минут |
Май 4 неделя | Музыкально – литературная гостиная с приглашением детей и родителей старшего дошкольного возраста. | Итоговое занятие кружка, чтение лимериков, загадок, стихов, синквейнов, показ инсценировки сказки « Салат из сказок». Развивать коммуникативные навыки, развивать умение ясно выражать свои мысли, использовать жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета. | Видеоаппаратура, музыкальный центр, мольберты для выставки рисунков, грамоты для участников кружка. | Вторая половина дня 30 минут |
Информационно –методическое обеспечение:
Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Листвы прощальная краса. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Зимушка-зима. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Весна-красна. Дошкольное воспитание и развитие. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.
.
Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2/авт.-сост. С.Д. Томилова – М.: Астрель: АСТ, 2011.
Загвязинский В. И Педагогика : учебник для высш. проф образования /
В. И. Загвязинский , И. Н. Емельянова ; под редакцией В. И. Загвязинского. – М.: издательский центр « Академия» 2011. – 352 с. – 9 сер. Бакалавриат)
Интернет ресурсы.
Список детей, имеющих высокий уровень речевого, познавательного, художественно – эстетического и коммуникационного развития, посещающих кружок « Страна Вообразилия»
- Брезе Арина
- Горбачёва Юлия
- Джелелова Самира
- Сёмкин Семён
- Кузнецов Дима
- Хамитова Алина
- Айшев Тагир
- Земскова Александра
- Волоскова Ксения
- Руднева Анна
- Сгибнева Даша
- Элькина Полина
- Ильин Артём
- Паталаха Олег
Табель посещения кружка « Моя Вообразилия»
сент | окт | ноябрь | декаб | ян | февраль | март | апр | Май | |||||||||||
Брезе Арина | |||||||||||||||||||
Горбачёва Юлия | |||||||||||||||||||
Джелелова Самира | |||||||||||||||||||
Кузнецов Дима | |||||||||||||||||||
Сёмкин Семён | |||||||||||||||||||
Хамитова Алина | |||||||||||||||||||
Айшев Тагир | |||||||||||||||||||
Земскова Саша | |||||||||||||||||||
Волоскова Ксюша | |||||||||||||||||||
Ильин Артём | |||||||||||||||||||
Руднева Аня | |||||||||||||||||||
Сгибнёва Даша | |||||||||||||||||||
Элькина Полина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)
Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...
Программа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста малыми формами фольклора
Целью программы является развитие и активизация речи детей на материале фольклорных произведений....
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»...
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Развитие речи
Сегодня,как никогда, актуальна проблема развития речи детей.Попробую использовать данную программу в своей работе. Спасибо за интересный материал! Успехов в работе!
Программа не из простых, но
Программа не из простых, но дающая продукты детского творчества. При желании можно выпустить групповую газету, издать мини - книгу детских произведений. Мои воспитанники не раз становились победителями муниципальных и региональных конкурсов со своими сказками и синквейнами. Желаю Вам, Светлана Владимировна, творческих успехов. С уважением, Галина.