Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fitbol_-_kopiya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»
Название программы: «Фитбол – гимнастика»
Направленность программы: физкультурно-оздоровительная
Название организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 14 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Сроки реализации программы: 2 года (5 -7 лет)
Актуальность.
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии за последние годы приобретает характер массового явления, что вызывает тревогу, как у родителей, так и у работников образовательной сферы и представителей государственных органов. Рост числа детей с задержками психического развития и неоднородность этих отклонений значительно усугубляет проблемы подготовки к школьному образованию, выбора адекватных программ обучения и воспитания детей этой категории. Задержка психического развития без своевременной коррекции создает препятствия для реализации ребенком своего потенциала творческих способностей, а также проявления полноценных трудовых возможностей в интересах общества. В последние десятилетия изучение детей с задержкой психического развития приобретает все более широкие масштабы в нашей стране и за рубежом. Многочисленные исследования свидетельствуют, что учащиеся с недостатками интеллекта по показателям физической подготовленности уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Ведущую роль в психомоторном развитии играет физическая активность, поэтому проблема развития двигательных способностей детей с задержкой психического развития предполагает изучение и использование научных данных о факторах, влияющих на их развитие. Ввиду того, что двигательные способности в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития психических процессов, их совершенствование является одним из приоритетных направлений в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Невысокий уровень развития физических способностей школьников заключается, помимо прочего, и в снижении интереса к традиционным занятиям физической культурой. Поэтому приоритетной задачей, стоящей перед физической культурой, является поиск эффективных путей и средств комплексного воздействия на психофизическое развитие. Одним из эффективных средств, обладающим возможностью решать оздоровительные задачи в комплексе, является фитбол-гимнастика - вид оздоровительной гимнастики с использованием больших гимнастических мячей - фитболов . Упражнения на фитболах создают оздоровительный эффект, который подтверждается опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы и России . Занятия на фитболах позволяют решать различные задачи в комплексе за счет включения в работу одновременно двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного и обонятельного анализаторов, тем самым, позитивно влияют на физическое и психоэмоциональное состояние занимающихся.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Т.А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Ее не могут заменить программы по лечебной физической культуре, так как они адресованы детям с предпатологией и патологией.
Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):
- Развитие двигательных качеств;
- Обучение основным двигательным действиям;
- Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
- Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
- Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
- Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
- Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
- Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
- Развитие мелкой моторики и речи.
Программа реализуется в течение двух лет, направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) 30 минут, по подгруппам 5 человек.
Цель программы: развивать физические качества и укреплять здоровье детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Оздоровительные:
- укреплять здоровье детей с помощью выполнения упражнений с фитболами;
- развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку;
- совершенствовать функций организма, повышать его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям.
Развивающие:
- развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
Коррекционные:
- развитие координации;
- формирование здоровой осанки, укрепление мышечного корсета.
Целевые группы: Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с ОВЗ (5 - 7 лет)
Форма и режим занятий:
Форма проведения - занятие
Время - в 10.00 (4 неделя каждого месяца)
Продолжительность-30 минут
Ожидаемые результаты:
Воспитанники приобретают знания:
- о разных комплексах упражнений на мячах;
- о правилах работы на больших мячах;
- о форме и физических свойствах фитбола.
У воспитанников формируются представления:
- о занятиях на фитболе, как одним из видов гимнастики на мячах;
- об истории развития фитбола.
У воспитанников развиваются умения:
- выполнять упражнения из разных исходных положений и в паре со сверстниками;
- проверять результаты собственных действий;
- управлять своей деятельностью;
- тренировать способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику;
- поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами.
Ожидаемые результаты:
1 год обучения
- совершенствование равновесия и координации;
- совершенствование умения сохранять правильную осанку рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболах;
- формирование здоровой осанки, укрепление мышечного корсета;
-совершенствование качества выполнения упражнений с сохранением равновесия из различных исходных положений.
2 год обучения
- совершенствовать выполнение комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе;
- совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии;
- побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы;
- развитие у детей координации, внимания, творческой инициативы;
- поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболом.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Диагностика | 30 минут | |
2. | Введение | 30 минут | |
3. | Фитбол-гимнастика | 3 часа 30 минут | |
4. | Диагностика | 30 минут |
Перспективный план обучения упражнениям на фитболе.
1 год обучения
Месяцы | Основные задачи | Рекомендуемые упражнения |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. | - прокатывания фитбола: по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров; - передача фитбола друг другу, броски фитбола; - игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Докати мяч». |
Декабрь Январь Февраль | Обучить правильной посадке на фитболе. | - сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу); - сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например: а) повороты головы вправо—влево; б) поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону; в) поднимание и опускание плеч; г) скольжение руками по поверхности фитбола; д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны; е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой. - игры с фитболом: «Догони мяч», «Толкай ладонями», «Толкай развернутой ступней». |
Март Апрель Май | Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях). | - «Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны; - «Бег в рассыпную» по сигналу все разбегаются врассыпную и бегают между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и приседают. Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу; - «Приседания» и.п.: — упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1 — присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2 — вернуться в и.п.; - и.п.: лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. - «Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально; - «Шагаем по футболу» и.п.: лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Упражнение можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально; Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад; - «Переходы» переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в и.п.; - «Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же — в положении сидя; - и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги — на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем; - «Передача» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол — в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот; - «Перекат» и.п.: стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. - «Полет» и.п.: лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам. |
Организационно-методические указания: структура занятий включает традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног на фитболе. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
Перспективный план обучения упражнениям на фитболе
2 год обучения
Содержание упражнений
Месяцы | Основные задачи | Рекомендуемые упражнения |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. | - «Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень; - «Вертолет» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны — вверх — вперед — вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Такие движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола; - и.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени; - и.п. сидя на фитболе: приставной шаг в сторону. |
Декабрь Январь Февраль | Научить сохранению правильной осанки и тренировка равновесия и координации. | - «Ноги вперед» поочередно выставлять ноги на пятку вперед в сторону, руки на фитболе; - поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок; -то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону. - «Наклонись» наклоняться вперед, ноги врозь; - наклониться вперед к выставленной ноге вперед с различными положениями рук. |
Март Апрель Май | Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. | - «Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны; - наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук; - сохранить правильную осанку и удержать равновесие в положении руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх, согнуть в локтях, выполнить круговые движения руками; - «Пошагаем» и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в и.п.; - «Пошагаем»и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии; - «Выше ноги» и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать; - «Ноги выше» и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями; - и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях; - «Махи ногами» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх; - и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой; - выполнить два предыдущих упражнения из и.п. руки за голову. - «Покачаемся» и.п: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться; - «Покачаемся» и.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо. |
Организационно-методические указания: при выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.
Материально-техническое обеспечение программы:
1) Мяч:
-мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Как указано на упаковке, мячи выдерживают нагрузку до 300 кг.
2) Одежда:
- удобная спортивная одежда. Оптимальный вариант — босиком или легкая спортивная обувь с не скользкой подошвой.
3) Покрытие для пола:
- поверхность пола должна быть ровной и гладкой;
- гимнастический мат, пол, покрытый.
Список литературы
1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. М., 2010.
2. О.Ф.Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова К.П., Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия/авт.-сост. Волгоград: Учитель, 2008.
3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от до 3 лет. М., 2009.
4. Хухлаева Д. В. "Занятия по физической культуре". Кн. Для воспитателя детского сада. – М., 1992.
5. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Ознакомительная статья...
Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья...
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
Примерная рабочая программа "Формирование УУД у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
В материале представлена разработанная программа по формированию универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ...
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....
Программа по развитию социальной перцепции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройством аутистического спектра (РАС)
Данная программа направлена на развивитие навыков социального взаимодействия у детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра. Ребенка необходимо научить просить предм...