Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Семенюк Ольга Ильнична

"Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx93.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 3

«Мнемотаблицы

в познавательно-речевойдеятельности дошкольника».

Мастер – класс для педагогов

                                      Воспитатель: Семенюк О.И.

ст.Кущевская 2016г.

Мастер – класс для педагогов

«Мнемотаблицы в  познавательно-речевой деятельности  дошкольника».

Цель: познакомить педагогов с приёмами мнемотехники. Научить составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми.

 Задачи:

 - популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники,  познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотехники;

 - активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Педагог:

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками.   Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение задания.

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Важно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Мнемотехника помогает развивать:                                                                   •ассоциативное мышление                                                                                               •зрительную и слуховую память                                                                                           •зрительное и слуховое внимание                                                                                     •воображение

Основа обучения – развитие творческого познания.  Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу.

Система работы по обучению детей моделированию

Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.

В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было хорошо понятно.                                                                                                                            

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила «спрятать»персонаж в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

А чтобы вам было легче понять, что такое мнемотаблица, и каким образом используются в ней символы, предлагаю вам схематически изобразить  строчки стихотворения (Осень, осень к нам пришла и подарки принесла…), используя  схему, которая перед Вами.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе и используются для:  развития связной речи у детей, обогащения словарного запаса,   обучения составлению рассказов, пересказа художественной литературы, отгадывания и загадывания загадок,  заучивания стихов и скороговорок,  увеличения объёма памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развития мелкой моторики рук.Багаж памяти можно увеличивать, включая материал в игровые ситуации, поскольку детям легче усвоить задачу,  опосредованную игровым мотивом. Используя поочередность фрагментов  любого произведения, можно предложить детям выучить или вспомнить ранее прочитанное. Так, например, я предложила ребятам вспомнить басню И.Крылова«Стрекоза и  Муравей».

    Пришла к выводу, что применение мнемотаблиц в работе позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить еѐ в соответствии с поставленными учебными задачами и одновременно решать задачи, направленные на  подготовку детей к обучению в школе.

Предлагаю  вам поиграть в игру «Диалог». Эта игра из области изотерапии, но имеет тесное отношение к нашей теме.Разделитесь на пары и попробуйте пообщаться (составить диалог) при помощи пиктограмм (символов), изображая их поочереди на одном листе бумаги. Главное условие – нельзя разговаривать и показывать жестами.Сложно было общаться при помощи пиктограмм? Все ли символы вашего собеседника были понятны вам?

Вывод: в мнемотаблицах должны использоваться символы понятные всем.

Заключительное задание – «Составь предложения по схеме».

Участникам раздаются карточки, на которых изображены схемы предложений. Предложения можно составить по имеющимся перед ними дидактическим картинкам.

Педагог.

К.Д.Ушинский писал: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.(слайд 2) В речи детей существует множес...

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...

Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"

Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....

Консультация для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников"

Речь является ведущим средством общения. Но у детей в речи существует множество проблем. Наша задача научить детей связно, последовательно излагать свои мысли. А мнемотаблицы развивают у детей мышлени...