Круглый стол для воспитателей «Использование мнемотаблиц в работе по формированию развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
материал по логопедии на тему

Манилова Любовь Владимировна

Для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24                                                муниципального образования Усть – Лабинский район

Круглый стол

для воспитателей

«Использование мнемотаблиц в работе по формированию развитие связной речи 

 у детей дошкольного возраста»

Подготовила

Учитель – логопед:

Манилова Л.В.

2015г.

Г. Усть - Лабинск

 «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ».

      Работу с мнемотаблицами, я начинала 5лет назад начав работать учителем - логопедом.

Хочется рассказать немного истории возникновения мнемотехники.

    Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Существует легенда, что первым Симонид – греческий поэт использовал прием, позволивший ему запомнить более 200 человек, находившихся на банкете.

     В наше время первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с А.А.Венгером. В дальнейшем эту методику поддержали: Бойкова, Коноваленко, Ушакова.  

    Что же такое мнемотехника?  Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы.

Развитие мышления неразрывно связано с развитием памяти. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.).

Графическая аналогия – умение обозначать, каким -  либо одним символом реальный образ, признак предмета или сам предмет. Этому способствует мнемотехника.

Как же работать с мнемотаблицей?

Этап 1. Придумывание и зарисовка таблицы. Для этого каждому ребенку раздаю лист с шестью ячейками. Рассуждаем по данной теме, выбираем основные моменты, придя к общему мнению зарисовываем в таблицу символы. Есть такие символы, которые мы используем всегда, для обозначения какого-либо действия.

Этап 2. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 3. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.

преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 4. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изображение курицы вот так, стрелками можно показать действие «бил-бил не разбил», слезы – маленькими точками.

Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

         Благодаря использованию мнемотехники, целенаправленной работе логопеда, воспитателей, родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в логопедической группе поднялась достаточно высоко.

Диагностика проводилась по методике Т.В. Кабановой, О.В.Домниной

Критерии:
- пересказ небольшого текста;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- составление описательного рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики, и которые проявляются в различных видах деятельно...

Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».

В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....

Работа педагога по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Коммуникация - это основная функция связной речи. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики и...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день.Формирование речи у дошкольников является важной задачей.Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовк...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»...