Статья на тему: Формирование словаря детей 4-5 лет в норме речевого развития.
статья по логопедии (средняя группа)
Материал собран для сравнительных характеристик развития словаря у детей данного возраста в норме речевого развития и у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontogenez_4-5_l.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словаря детей 4-5 лет в норме речевого развития.
В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000) слов, но и в его качественном содержании.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
По данным А. Н. Гвоздева, в 4 года в словаре ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27, 4 % глаголов, 11,8% прилагательных, 5, 8 % наречий, 1, 9 % числительных, 1, 2% союзов, 0, 9 % предлогов и 0, 8 % междометий и частиц.
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
Продолжается словотворчество | В течение дошкольного детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) | С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | |
4 года | Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. |
5 лет | Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | |
Возраст | Развитие |
4-5 лет | Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. Для этого возраста ещё допустимо замена некоторых звуков, и их смягчение. |
СЛОВАРЬ | |
Возраст | Развитие |
Около 4 лет | ≈1900 слов Местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). Служебные части речи – используют сложные союзы. |
Около 5 лет | В словаре 2000-2500-3000 слов. Могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф- это мебель, а платье, брюки, пальто- одежда. У стола есть ножки и столешница. Появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный — и настроение людей: весёлый, грустный, печальный. В 4—5 лет закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое «наоборот» (твёрдый—мягкий, светлый—тёмный). Появляются наиболее употребительные наречия: слева, справа, около, рядом. Все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под. В 4-5 лет дети еще путают самые простые предлоги. Ребята ещё не совсем хорошо употребляют предлог «с». Когда показываешь и говоришь, что ручка упала со стола, роняешь ручку и спрашиваешь: «Откуда упала ручка?» Отвечают: «От стола». Или предлог «за» (спрятались за спинкой стула). Говорят: «Спрятался под спинкой». В речи дети уже широко используют уменьшительно— ласкательную форму существительных, начинают образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Появляется правильное употребление названий детёнышей животных. Если в 3—4 года называли по аналогии: кошка — котёнок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, то теперь необходимо запомнить более сложные формы: корова — телёнок, лошадь — жеребёнок. 4—5 лет — творческий возраст, и ошибок в произношении появляется огромное количество. Кроме того, дети стремятся найти подходящее слово, поэтому создают свои слова. Иногда и взрослые начинают неправильно говорить какое-то слово, и оно закрепляется в семье. Понятно, родителям это нравится, никто не придумает слово так, как дети именно в этом возрасте. Интересно звучит, например, «я бежу» или «футбольцы» или «поскойной ночи» |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | |
Возраст | Развитие |
4-5 лет | Начиная с 4 лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В предложениях дети этого возраста начинают согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами. Если стол, то он красный, а шапка — красная и т.д. Если я, то пошла, он — пошёл, она пошла, мы пошли и т.д. К концу 5 года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексико-логической и фонетической характеристикам. Ребёнок в этом возрасте овладевает всеми частями речи. На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»). Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:"Формирование словаря детей младшего возраста, через дидактические игры".
Презентация по теме:"Формирование словаря детей младшего возраста, через дидактические игры"....
Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий. "
Научно - исследовательская работа на тему: "Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями родного города посредством виртуальных экскурсий"...
Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...
Тема : « Формирование словаря детей раннего возраста »
Консультация...
Методическая рекомендация по организации воспит..работы в дошколь. образов. организ. на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ"
Методическая рекомендация по организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПА...
План самообразования на тему: "Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста, как средство речевого развития через дидактические игры "
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных....
Опыт работы по теме «Формирование словаря детей седьмого года жизни через разные современные формы работы с библиотеками города и интернет - сервисом»
Делюсь опытом работы по развитию речи детей подготовительной группы....