ИОС по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект игровой образовательной ситуации по развитию речи в старшей группе.
«Умка узнает части тела человека»
Цель: закреплять знания детей о частях тела человека.
Задачи:
Образовательные: 1.Упражнять в подборе слов – предметов, слов – признаков, слов – действий. 2.Закрепить образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
3.Закреплять знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции.
4. Закрепить в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, виски, скулы, мочки.
Развивающие: 1.Способствовать развитию умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции. 2.Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание. 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.
Воспитательные: 1.Воспитывать бережное отношение к своему телу. 2.Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.
Материал к занятию: мультимедиа, презентация, коробка для посылки, простые карандаши, клей-карандаш.
Дидактический материал: индивидуальные листы по количеству детей к заданию «Дорисуй части тела», карточки с частями тела, карточки с изображением валеологических ситуаций, бумажный цветок.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. Я хочу с вами познакомиться, а вы хотите со мной поближе познакомиться? Тогда давайте возьмемся за руки и сделаем круг:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, давайте улыбаться друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! А теперь, чтобы я узнала как вас всех зовут, по кругу передаем друг другу рукопожатие и называем свои имена. Я первая: «Меня зовут...». Вот мы и познакомились.
Воспитатель:
- Дети, недавно в интернете я нашла очень интересное видеописьмо. А вы хотите его посмотреть?
(просмотр видеописьма от медвежонка Умки).
«Здравствуйте! Меня зовут Умка, я белый мишка и живу на Северном Полюсе. Мои родители: мама - медведица и папа - большой белый медведь очень много мне рассказывали о людях, но я их еще никогда не видел. Мама говорила, что они очень умные и многое умеют делать, поэтому я думаю, что у них две головы, много лап и теплая шерсть. Я очень хочу знать, как выглядит человек, помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель:
- Дорогие дети, от кого же пришло это видеописьмо? Как вы думаете, зачем он его отправил? (ответы детей) Правильно, Умка хочет узнать как выглядят люди. Медвежонок такой забавный, он думает, что у человека две головы, лапы вместо ног и рук, и на теле - теплая шерсть, как у медведей. Он совсем ничего не знает о частях тела человека.
- Ребята, а вы хотите помочь Умке? А как мы сможем ему помочь? (ответы детей)
- А как он узнает о том, что мы ему расскажем и покажем? Что надо сделать? (ответы детей)
- Вот сколько вы знаете способов, чтобы передать мишке наши рассказы и подарки. А вы хотите, узнать еще один? У меня есть коробка для посылки. Хотите, собрать Умке посылку: положить туда наши подарки и рассказы? Тогда, давайте начнем.
Воспитатель:
- Ребята, у меня есть вот такие картинки для каждого из вас. Кто нарисован на них? (Ответы детей).
- А давайте мы эти картинки отправим Умке и он посмотрит, как выглядят люди. (Дети замечают, что не хватает некоторых частей тела).
- Правда? И у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним словом назвать то, чего не хватает нашим человечкам (части тела).
- Что же нам делать? Как мы отправим такие рисунки мишке? (Ответы детей)
- Я предлагаю присесть вам за столы, и кто хочет дорисует, а кто хочет наклеит недостающие части тела.
(Дети выполняют задание)
- Ребята, а теперь давайте положим ваши рисунки в посылку, но перед тем как вы это сделаете, вы должны будете сказать, что вы дорисовали человечку. (Я дорисовал человеку глаза (кладет картинку в посылку) и т.д.).
- Молодцы! Первый подарок Умке готов. Хотите продолжать дальше?
Воспитатель:
- Вы так много назвали слов, обозначающих части тела. А как вы думаете, мишке будет интересно узнать, для чего человеку нужны все части тела? Тогда, давайте ему расскажем.
- Посмотрите на экран (на экране появляются различные предметы):
Ложка - Дети, чем мы будем брать ложку? (руками)
Хлеб - Чем мы будем жевать хлеб? (ртом)
Книга - Чем мы будем рассматривать книгу? (глазами)
Цветы - Чем мы будем нюхать цветы? (носом)
Магнитофон - Чем мы будем слушать музыку? (ушами)
Яблоко - Чем мы будем кусать яблоко? (зубами)
Мороженое - Чем будем облизывать мороженое? (языком)
Мяч - Чем будем пинать мяч? (ногой)
- Молодцы, теперь Умка будет знать для чего нам нужны различные части тела.
Воспитатель:
- Ребята, у меня есть очень интересный рассказ, который можно было бы отправить медвежонку, но у него нет конца. Что делать? А вы поможете мне придумать конец рассказа? Тогда давайте присядем на ковер и начнем.
- Собрались однажды все части тела в кружок, так же, как мы с вами и стали спорить, что для человека важнее: глаза или нос, уши или шея, руки или ноги. Первым выступил нос: «Я - самая важная часть лица, потому что...» И все...
- У меня есть такие замечательные картинки, возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть тела. Что бы вы сказали?
(Дети выбирают по одной карточке с изображением частей тела и продолжают рассказ).
Воспитатель:
- Ребята, вот мы и придумали рассказ до конца, вам он нравится? Какой вывод сделает медвежонок: какая же часть тела самая важная у человека? (Все части тела одинаково важны для человека).
Воспитатель:
- Мы с вами хорошо поработали, давайте теперь немного отдохнем и сделаем массаж для лица. Хотите?
Брови на лице найдем И тихонечко потрем. Переносицу найдем И тихонечко потрем. К скулам пальцы подведем И виски чуть – чуть потрем. Подбородок мы найдем И опять виски потрем. И затылок мы найдем И тихонечко потрем. Мочки на ушах найдем И слегка мы их пожмем А теперь потрите щечки Ваши щечки, как цветочки.
Воспитатель: Дети, я знаю, что Умка очень любит играть в игру «Большой - маленький». Хотите тоже поиграть в такую игру? Посмотрите внимательно на экран:
- К нам в гости пришли гномик и великан. Ребята, если
у великана нос - то у гномика носик,
у великана глаз - у гномика глазик,
у великана рот - у гномика ротик,
у великана ухо - у гномика ушко,
у великана нога - у гномика ножка,
у великана живот - у гномика животик,
у великана палец - у гномика пальчик,
у великана коленка - у гномика коленочка,
у великана локоть - у гномика локоток,
у великана зуб - у гномика зубик,
у великана голова - у гномика головка.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите сделать мишке еще подарок? Тогда давайте расскажем ему, как мы гордимся тем, что мы люди, как бережем свой организм и сделаем ему в подарок цветок здоровья. У меня есть вот такой цветок и различные картинки, посередине мы поместим мальчика и девочку, а на лепестки приклеим картинки, на которых будет нарисовано то, что надо делать чтобы всегда оставаться здоровыми и сильными.
- Как можно беречь уши? (Если слушать громкую музыку, то можно оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши...) - Как можно беречь язык? (Если пить горячий чай, то можно обжечь язык; если прикоснуться языком зимой до металлической трубы на улице, то язык примерзнет к железу…) -Как нужно беречь нос? (Нельзя заталкивать в нос разные мелкие предметы, можно задохнуться.) - А как будем беречь руки? (Зимой одевать варежки, чтобы руки не замерзали, осторожно работать с утюгом, чтоб не обжечь руки, огонь опасен для рук, электрическая или газовая плита, спички тоже опасны – можно не только обжечь руки, но и поджечь на себе одежду, поджечь дом.) - Как будем беречь ноги? (носить обувь по погоде, не наступать на острые предметы).
Воспитатель:
- Вы молодцы! Какие оригинальные и очень важные советы дали Умке, я думаю, что они ему очень пригодятся в жизни. И он многое поймет о том, кто такие люди, как они заботятся и бережно относятся к своему организму и ко всем частям тела.
- Теперь давайте плотно закроем нашу посылку и я отправлю ее по почте Умке.
- Ребята, что узнает медвежонок о человеке, открыв нашу посылку?
- Я очень довольна вами. Вы необыкновенно добрые, чуткие и внимательные. Давайте на прощание подарим Умке и друг другу аплодисменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...