Перспективное планирование по развитию речи в первой младшей группе
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Дейнеко Екатерина Игоревна

Перспективное планирование по развитию речи в первой младшей группе

Задачи работы:

·         Развивать речь детей

·         Расширять их словарный запас

·         Совершенствовать грамматическую структуру речи

·         Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения

·         Добиваться того, что бы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом

Важно использовать материал программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться с друг с другом, включаться в разнообразную игровую, предметно-практическую проектную деятельность, для решение различных повседневных жизненных проблем.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятия, речь. 
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности  развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по развитию речи в первой младшей группе

Пояснительная записка.

Перспективный план организованной деятельности по развитию речи составлен для работы с детьми в первой младшей группе. План основан на рекомендациях «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» М.А.Васильевой, методического пособия В.В. Гербовой «Занятие по развитию речи в первой младшей группе детского сада»,  методического пособия под редакцией Л.А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет». В организованной деятельности и во время чтения произведений художественной литературы, воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления и имеют определенное значение, что для точного выражения мысли нужно подбирать наиболее подходящее по смыслу слова, по овладению детьми звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической    речью.  
В программу включена новая рубрика «Развивающая речевая среда». Ее цель – содействие совершенствование речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста. Поэтому в перспективный план внесено содержание развивающей речевой среды для организации деятельности с детьми по данной теме.
Задачи работы:

  • Развивать речь детей
  • Расширять их словарный запас
  • Совершенствовать грамматическую структуру речи
  • Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения
  • Добиваться того, что бы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом

Важно использовать материал программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться с друг с другом, включаться в разнообразную игровую, предметно-практическую проектную деятельность, для решение различных повседневных жизненных проблем.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятия, речь. 
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности  развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учат выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К  трем годам они осваивают свои основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения со сверстниками
К концу года дети могут:

  • Поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
  • Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
  • Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Сентябрь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Мохнатенькая, усатенькая»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.17)

  • Побуждать и соотносить слово и выразительное движение. Обогащать словарь детей образными словами (мохнатенькая, усатенькая)
  • Развивать внимание, речевой слух артикуляционный аппарат детей
  • Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие

Корзина, салфетка, игрушка-кошка, книжки о кошке, картинки с изображением кошек

2

Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку - Длинное ушко»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.29)

  • Поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой
  • Развивать устную речь детей
  • Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы

Игрушка  медвежонок, стихи о маме.

3

Игра: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.28.)

  • Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, в том числе произнесенные взрослым по-разному: Саша – Сашенька, преодолеть застенчивость

Альбом «Вот у нас какие детки» (фотографии детей в какой-либо деятельности)

4

«Ты, собачка, не лай»
( Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.43)

  • Обогащать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих части тела
  • Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Создать условия для инициативных высказываний
  • Вовлекать детей в общение.

Игрушка собачка и утка, тазик с водой, книжка Ю.Разумовский «Шарик»

Октябрь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.32)

  • Проговаривать звукоподражательные слова
  • Выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки
  • Формировать у детей умение слушать стихотворный текст

Иллюстрации к произведению

2

«Еду, еду на лошадке»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.84)

  • Вызывать подражание речи взрослого
  • Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей
  • Вовлекать детей в игровое взаимодействие, стимулировать инициативные высказывания

Игрушка лошадка-качалка, красная шапка, стих А.Барто «Лошадка»

3

Дидактическая игра «Поручение», дидактическое упражнение «Вверх-вниз»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.32)

  • Помочь детям понять значение слов вверх-вниз, научить отчетливо произносить слова
  • Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя
  • Поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их

Игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы

4

«Живет в норке, грызет корки»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.109)

  • Учить соотносить слово и выразительные движения, подражать речи взрослого
  • В звукоподражаниях развивать речевой слух, артикуляционный аппарат
  • Вовлекать детей в игровое взаимодействие

 

Игрушки мышат (3-4 мышки расставляют на видных местах группы), корзиночки, салфетка, фотоальбом «Мышата»

Ноябрь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Комната для куклы»

  • Учить строить предложения, используя картинки и имеющие знания о предметах мебели
  • Закрепить знание детей об отдельных предметах мебели (стол, стул, кровать, кресло, диван), ввести собирательное имя существительное «мебель»

Тематические картинки из серии «Мебель»

2

Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел». Чтение потешки «Наши уточки с утра…»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе – стр.41)

  • Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке-
  • Развивать внимание
  • Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками

Фланелеграф, картинки: девочка, уточка, гусь, индюк, курочка

3

«Спать пора»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.150)

  • Активизировать слова, обозначающие животных и части тела
  • Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей
  • Вовлекать детей в общение.  Стимулировать непроизвольные инициативные высказывания

Игрушки мишка, бычок, слон, кроватка. Стихи А.Барто «Игрушки»

4

Дидактические игры «Поручения», «Лошадки»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе – стр.35)

  • Учить отчетливо произносить звуки
  • Различать действия противоположные по значению (подняться вверх – спуститься)
  • Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующее действие

Кубики, матрешки, 2 куклы, тазик, полотенце, люлька, грузовик

Декабрь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Уж ты котя – коток»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.178)

  • В процессе звукоподражания уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков
  • Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Стимулировать инициативу высказывания детей
  • Вовлекать детей в диалог, побуждать использовать слова, обозначающие части тела. Соотносить выразительные движения со словами

Кукла Маша, кот, кроватка для куклы, книжка Ю.Разумовский «Васенька»

2

Дидактические игры на произношение звуков м–мь,
 п–пь, б – бь. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»
(В.В.Гербова « Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.52)

  • Развивать на слух близкие по звучанию звукосочетания
  • Совершенствовать память и внимание
  • Формировать умение четко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях

Игрушки: корова, коза, кошка, мышка, баран. Альбом «Зверята в деревне»

3

Дидактическая игра «Угадай на чем играю»

  • Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию

Музыкальные инструменты: барабан, бубен, дудочка, погремушка

4

«Есть в лесу под елкой хата»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.218

  • Учить самостоятельно строить высказывания в повелительном наклонении
  • Уточнять правильное произношение гласных и согласных звуков
  • Воспитывать интерес детей к поэтическому слову. Побуждать к инициативным высказываниям . Вовлекать детей в общий разговор

Украшенная елочка, под елкой «снег», игрушки медвежонка и медведицы. Стихи про елку

Январь

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Маленькой елочке холодно зимой»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.234)

  • Обогащать словарь глаголами, образованными от звукоподражаний
  • Произношение гласных и простых согласных звуков. Стимулировать инициативные высказывания детей
  • Развивать чувства. Уточнять и закреплять правильное положение язычка.
  • Вовлекать в диалог. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Закреплять наименования животных

Нарядная елочка, игрушки: собачка, кот, курочка, мышка, чашка. Фотоальбом «Новый год»

2

Рассказывание без наглядного сопровождения
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.61)

  • Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте

 

3

Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.64)

  • Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т-ть
  • Развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии

Большой и маленький гриб, совок, платок, молоток, носок

4

Домашние животные

  • Учить узнавать знакомых животных на картинках, называть их
  • Учить строить предложения из 3-4 слов, употребляя существительное с собирательным значением «животные»

 

Предметные картинки из серии «Домашние животные»

Февраль

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.65)

  • Учить детей правильно называть домашних животных и  их детенышей
  • Угадывать животное по описанию

Фланелеграф. Картинки с изображением взрослого животного и детеныша

2

«Мчится поезд»
(Л.А.Парамонова « Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.276)

  • Обогащать словарь точными названиями предметов, частей предметов, действий. Активизировать словарь названиями животных
  • В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей
  • Вовлекать детей в диалог

Игрушки: поезд, мишка, заяц, лиса, белка

3

«Веселая семейка»

  • Закрепить в речи детей слова, называющие людей по их роли в семье (мама, папа, ребенок, дети)

 

Альбом с иллюстрациями «Моя семья»

4

Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукоподражание и укрепление артикуляционного аппарата
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.66)

  • Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы
  • Упражнять в отчетливом произношении звука, изолированного в звукоподражательных словах и во фразах

Серия сюжетных картин. Книжка Л.Белина «Что за птицы?»

Март

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Мама дорогая крепко любит нас»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.332)

  • Активизировать словарь наименований овощей, предметов одежды, глаголы. Соотносить слова и выразительные движения
  • В процессе звукоподражаний развивать артикуляционный аппарат детей
  • Побуждать детей инициативно высказываться, включаться в диалог со взрослыми, отвечать на вопросы. Высказываться на темы из личного опыта без опоры на наглядно представленную                 ситуацию

Кукла мама и кукла дочка, игрушечная мебель, кастрюля, миски с овощами. Книжка В.Хесин «Заботливая мама»

2

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя)
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.73)

  • Продолжать учить детей понимать сюжет картины
  • Отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного

Сюжетные картинки по выбору воспитателя

3

У кого какая мама

  • Закрепить знания детей о животных и их детенышей
  • Создать радостное настроение от встречи со знакомыми животными и их детенышей

Сюжетные картинки из серии «Животные и их детеныши». Альбом «Где чей малыш»

4

Игра – инсценировка «Как машина зверят катала»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.77)

  • Продолжать учить детей участвовать в инсценировках
  • Развивать способность следить за действиями педагогов, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук «э», звукоподражание «эй»

Большой грузовик с открытым кузовом. Игрушки: медвежонок, зайчик, ежик

Апрель

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«Звенят ручьи»

  • Продолжать учить составлять короткий рассказ по картинке с опорой на вопросы воспитателя

Сюжетные картинки на тему «Весна»

2

«Дождик песенку поет»
(Л.А.Парамонов «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.415)

  • Обобщать в слове представления детей о весне. Обогащать словарь образными словами
  • В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков
  • Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, внеситуативное общение

Игрушки: голуби, воробьи, щенок, синий платок, серебряный дождь, маска солнышко

3

Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.81)

  • Привлечь внимание детей к новой игрушке. Учить детей рассказывать о том, как они будут играть с ней

Игрушки: кукла и машинка

4

«Купание куклы Кати»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.82)

  • Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названии предметов, действий, качеств (ванночка, мыло, полотенце, наливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода)
  • Показать малышам, как интересно можно играть с куклой

 

Кукла Катя, ванночка с водой, два ведерка, мыло, полотенце. Книжка «Мойдодыр»

Май

Неделя

Тема

Задачи

Развивающая речевая среда

1

«От дома начинается, у дома кончается»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.461)

  • Обогащать словарь детей словами, связанные с движением транспорта. Словами обозначениями деталей машины, наименованиями животных
  • В процессе звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков
  • Формировать умение вести диалог, включится в рассказ воспитателя, добавляя отдельные слова. Подводить к внеситуативному общению

Машинка, ежик, заяц, свинья, обезьяна, детали строительного материала, веревка

2

Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик»
(В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» - стр.87

  • Помочь детям осмысливать проблемную ситуацию и попытаться выразить свои впечатления в речи. Повторять знакомые стихи А.Барто и познакомиться со стихотворением «Кораблик»

Сюжетные картинки. Стих А.Барто «Кораблик»

3

«Мой Мишка»
(Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» - стр.476

  • Учить отвечать на вопросы, распутывать веселые истории
  • В процессе звукоподражаний закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание
  • Побуждать детей вступать во внеситуационное общение. Соотносить слово и выразительные движения. Подводить детей к составлению короткого текста и повествования вместе с воспитателем

Кукла, медвежонок, одетый в рубашку и штанишки, кастрюля, ложка, салфетка, конфета

4

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»

  • Учить детей правильно и четко произносить звук «ц» в слогах и словах. Активировать в речи детей слова: клюв, клювик, клевать, курица, курочка, блюдо, блюдце

Сюжетные картинки по данной тематике

 

Список  литературы:

  • Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Планы занятий- 2-е изд., испр. и доп- М:Мозайка -  синтез, 2010.
  • Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: методическое  пособие под ред. Парамоновай Л.А.- М,: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 6-е изд. испр. и доп.- М: Мозаика- синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по развитию речи во второй младшей группе

Планирование составлено в соответствии с ФГТ. В нем указаны :темы, цели и формы работы....

Перспективное планирование по развитию речи во 2 младшей группе

Уважаемые педагоги ,вашему вниманию представляю перспективное планирование по образовательной области "Коммуникация "-развитие речи во 2 младшей группе  программа "Детство"...

перспективное планирование по развитию речи во второй младшей группе

перспективное планирование по развитию речи во второй младшей группе...

перспективное планирование по развитию речи в 1 младшей группе

перспективно - тематическое планирование на год по развитию речи в 1 младшей группе в соответствии с региональным компонентом...

Перспективное планирование по развитию речи в первой младшей группе.

Перспективное планирование по развитию речи в первой младшей группе по программе Н.Е. Вераксы "От рождения до школы"...

Перспективное планирование по развитию речи в первой младшей группе

Перспективное планирование по развитию речи в первой младшей группе (сентябрь-май)...