Методическая разработка. Статья на тему: "Виды пальчиковых игр".
статья по развитию речи на тему
Научно доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Чем активнее и точнее движение пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Обусловлено это тем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. . Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Работа по развитию мелкой моторики в ДОУ проводится разными способами: игры с мелкими предметами, «сухие бассейны», массаж рук и пальцев рук, использование специальных массажных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики), игры со шнуровками ( шнурование, завязывание узлов, бантиков, плетение «косичек»), застегивание пуговиц, замков,
игры с нитками (пришивание пуговиц, наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание),
работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров), работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, игровые прописи), игры с мозаиками и мелким конструктором, пальчиковые игры.
Пальчиковые игры отличаются от гимнастики пальцев и массажа наличием сюжета. В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Педагог может взять как готовую игру, так и самостоятельно подобрать движения к практически любой потешке, стихотворению, сказке.
Значение пальчиковых игр сложно переоценить. Эти игры:
- способствуют развитию речи
- способствуют развитию и концентрации внимания
- развивают непроизвольную память
- учат синхронизировать движения обеих рук
-развивают координацию движений,
- развивают ловкость и силу и гибкость пальцев рук
- развивают умение точно повторять движения за взрослым или сверстником
- создают благоприятный эмоциональный фон
- развивают воображение, фантазию ребенка
- зачастую несут дидактический компонент
Сейчас мы наблюдаем удивительное разнообразие пальчиковых игр. Но появились они уже довольно давно, народная традиция сберегла для нас такие шедевры как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая»... Причем в наше время большинство этих игр разрабатывалось специально, а народные игры появлялись интуитивно, и сохранялись из поколения в поколение.
Существуют различные классификации пальчиковых игр:
- По используемым движениям:
1. Пальчиковые игры с синхронным отображением движений обеими руками
2. Пальчиковые игры с одновременными разнотипными движениями рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое)
3. Парные пальчиковые игры («Ладушки», игры О.Узоровой, Е.Нефедовой).
- По замыслу:
1. Игры-потешки.
2. Логопедические пальчиковые игры
3. Дидактические пальчиковые игры (экологические («Хризантемы» Е.Алябьевой, «Снег летает, снег кружит» Т.Пивоваровой), игры по ФЭМП («Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать» , «Круг и овал») и т.д.)
- По использованию предметов:
1. Пальчиковые игры без предметов
2. Игры-инсценировки с использованием фигурок пальчикового театра
3. Теневой театр
4. Пальчиковые игры с предметами: массажным мячиком, карандашами.
Также можно разделить собственно пальчиковые игры, проводящиеся в положении сидя (на коврике, за столом) и сюжетные игровые гимнастики, сопровождаемые движениями пальцев; пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без такового, рифмованные пальчиковые игры и пальчиковые игры-сказки.
При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: «от простого к сложному» сначала простые движения, потом их усложнение. Примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами. Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие и занимательность стихотворных строчек, и интонация проводящего игру, а также энергичные и четкие движения при показе детям игр. Именно они помогают детям воспринимать эти игры веселыми, позитивными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_palchikovyh_igr.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды пальчиковых игр.
Научно доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Чем активнее и точнее движение пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Обусловлено это тем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. . Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Работа по развитию мелкой моторики в ДОУ проводится разными способами: игры с мелкими предметами, «сухие бассейны», массаж рук и пальцев рук, использование специальных массажных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики), игры со шнуровками ( шнурование, завязывание узлов, бантиков, плетение «косичек»), застегивание пуговиц, замков,
игры с нитками (пришивание пуговиц, наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание),
работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров), работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, игровые прописи), игры с мозаиками и мелким конструктором, пальчиковые игры.
Пальчиковые игры отличаются от гимнастики пальцев и массажа наличием сюжета. В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Педагог может взять как готовую игру, так и самостоятельно подобрать движения к практически любой потешке, стихотворению, сказке.
Значение пальчиковых игр сложно переоценить. Эти игры:
- способствуют развитию речи
- способствуют развитию и концентрации внимания
- развивают непроизвольную память
- учат синхронизировать движения обеих рук
-развивают координацию движений,
- развивают ловкость и силу и гибкость пальцев рук
- развивают умение точно повторять движения за взрослым или сверстником
- создают благоприятный эмоциональный фон
- развивают воображение, фантазию ребенка
- зачастую несут дидактический компонент
Сейчас мы наблюдаем удивительное разнообразие пальчиковых игр. Но появились они уже довольно давно, народная традиция сберегла для нас такие шедевры как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая»... Причем в наше время большинство этих игр разрабатывалось специально, а народные игры появлялись интуитивно, и сохранялись из поколения в поколение.
Существуют различные классификации пальчиковых игр:
- По используемым движениям:
- Пальчиковые игры с синхронным отображением движений обеими руками
- Пальчиковые игры с одновременными разнотипными движениями рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое)
- Парные пальчиковые игры («Ладушки», игры О.Узоровой, Е.Нефедовой).
- По замыслу:
- Игры-потешки.
- Логопедические пальчиковые игры
- Дидактические пальчиковые игры (экологические («Хризантемы» Е.Алябьевой, «Снег летает, снег кружит» Т.Пивоваровой), игры по ФЭМП («Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать» , «Круг и овал») и т.д.)
- По использованию предметов:
1. Пальчиковые игры без предметов
2. Игры-инсценировки с использованием фигурок пальчикового театра
3. Теневой театр
4. Пальчиковые игры с предметами: массажным мячиком, карандашами.
Также можно разделить собственно пальчиковые игры, проводящиеся в положении сидя (на коврике, за столом) и сюжетные игровые гимнастики, сопровождаемые движениями пальцев; пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без такового, рифмованные пальчиковые игры и пальчиковые игры-сказки.
При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: «от простого к сложному» сначала простые движения, потом их усложнение. Примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами. Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие и занимательность стихотворных строчек, и интонация проводящего игру, а также энергичные и четкие движения при показе детям игр. Именно они помогают детям воспринимать эти игры веселыми, позитивными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.
Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...
Методическая разработка " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"
Проект на тему " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"...
08.05.2019 Методическая разработка для воспитателей и родителей "Пальчиковые игры и гимнастика"
laquo;Пальчиковая гимнастика для детей»Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформиро...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Методическая разработка по теме самообразования "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста "
папка по самообразованию...
Методическая разработка картотеки в подготовительной группе "Пальчиковая гимнастика"
Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка...
- Мне нравится (1)