Методические разработки к занятиям с использованием пальчиковых игр
методическая разработка (младшая группа) по теме
Пальчиковые игры
Цели и задачи
- Развитие согласованных движений обеих рук.
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
- Развитие внимания.
Методы обучения
- Показ действий.
- Действие руками ребенка.
- Самостоятельные действия ребенка.
Организация занятия
Занятия проводятся индивидуально или с группой детей.
Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулке.
Сентябрь
Игра « Лапки-царапки»
Цели
-
Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательные движения.
-
Ход игры
-
Кошечка Мурка,
-
Серенькая шкурка,
-
Мягкие лапки, (Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки.)
-
А в лапках-цап-царапки. ( Дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются.)
-
Игру можно повторить несколько раз.
Октябрь
Игра «Ежик»
Цели
-
Развивать движение кистей рук, учить подражать движение взрослого.
-
Ход игры
-
Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок. Прочитайте стихотворение. (Во время чтения дети повторяют ваши движения.)
-
Ежик маленький замерз, (Прижмите пальцы-ежик убрал иголки)
-
И в клубок свернулся.
-
Солнце ежика согрело -(Выпрямите пальцы-ежик показал колючки)
-
Ежик развернулся!
-
Игру можно повторить несколько раз.
Ноябрь
Игра «Птички»
Цели
Декабрь
Игра « Спрячь в ладошке »
Цели
-
Укрепить мышцы пальцев и кистей рук.
-
Материалы
-
Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке ( по количеству детей).
-
Ход игры
-
Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел - зажмите покрепче в ладошке!»
-
Дети, которые хорошо спрятали поролон ,оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.
Январь
Игра « Пальчиковый театр»
Цели
-
Развивать тонкую моторику пальцев рук.
-
Материалы
-
Тряпичные, перчаточные или бумажные куклы; фломастеры. Персонажей театра можно нарисовать на пальчиках малыша.
-
Ход игры
-
Нарисуйте на указательном пальчике малыша веселую рожицу и предложите надеть на пальчик колпачок от толстого фломастера или маркера – это « шапочка»: « Вот какой веселый человечек получился. Он умеет кланяться – вот так!» Затем нарисуйте человечка на среднем пальце: « А вот его дружок. Вот человечки кланяться вместе. А теперь они кланяются по очереди».
-
При помощи пальчиковых и перчаточных кукол можно разыграть небольшие сюжеты. Например : « Жила-была на свете дружная семья ( растопырьте пальцы, затем сгибайте по очереди указательный , средний, безымянный пальцы и мизинец, при этом можно помогать другой рукой): мама, папа, сынок и дочка. И была у них кошка, которая очень любила спать (согните большой палец). Все очень любили кисоньку и, когда приходили домой, здоровались с ней (по очереди дотроньтесь до большого пальца остальными пальцами), и гладили ее (по очереди погладьте большой палей остальными пальцами)».
-
В действии можно участвовать разное количество персонажей в зависимости от подготовки детей. Усложнять задания следует постепенно.
Февраль
Игра « Моя семья»
Цели
-
Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
-
Ход игры
-
Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того как малыши запомнят движения, проведите игру с группой детей.
-
Этот пальчик-дедушка,
-
Этот пальчик-бабушка,
-
Этот пальчик-папочка,
-
Этот пальчик-мамочка,
-
Этот пальчик - я,
-
Вот и вся моя семья!
-
Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.
Март
Игра «Замок»
- Цели
- Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям взрослого.
- Ход игры
- Предложите малышам поиграть: « Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной».
- На двери висит замок. ( Соедините пальцы рук в «замок»
- Как отыграть его бы мог?
- Мы замочком постучали,(Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.)
- Мы замочек повертели, (Круговые движения сомкнутыми руками.)
- Мы замочек покрутили... (Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)
- И открыли! (Расцепите пальцы.)
- Игру можно повторить несколько раз.
Апрель
Игра « Рисуем бабочку»
-
Цели
-
Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям взрослого.
-
Ход игры
-
Предложите малышам повторить ваши движения.
-
Вот бабочки летают, крылышками машут (Скрестить запястье обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».
-
Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук а запястьях имитировать полет бабочки.
-
Воспитатель читает народную потешку :
-
Бабочка-коробочка,
-
Улетай под облачко.
-
Там твои детки
-
На березовой ветке.
Май
Игра «Вышли пальчики гулять»
Цели
-
Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
-
Ход игры
-
Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.)
-
Раз, два, три, четыре, пять - (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого)
-
Вышли пальчики гулять.(Пошевелите пальцами.)
-
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
-
В домик спрятались опять.
-
Повторите игру с пальцами другой руки.
Июнь
Игра «Пальчики в лесу»
Цели
-
Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
-
Ход игры
-
Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.
-
Раз, два, три, четыре, пять,
-
Вышли пальчики гулять: (Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими.)
-
Этот пальчик гриб нашел, (Загните мизинец.)
-
Этот пальчик чистить стал, (Загните безымянный палец.)
-
Этот резал, этот ел, (Загните средний и указательный пальцы.)
-
Ну а этот лишь глядел. (Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.)
-
Повторите игру, загибая пальчики на другой руке ребенка.
-
После того как малыши научатся повторять эти движения самостоятельно, можно провести игру с группой детей.
Июль
Игра «Веселый шнурок»
Цели
-
Развивать движения кистей и пальцев рук.
-
Материалы
-
Толстые шнурки или узкие ленточки (шириной 2-3 см).
-
Ход игры
-
Намотайте на руку ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Во время игры читайте стихотворение:
-
Вверх шнурок,
-
Вниз шнурок,
-
И еще, еще разок!
-
Вот какой у нас узорчик!
-
Вот какой у нас заборчик!
-
Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после- обмотать шнурком вашу руку.
-
Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого , развивать умение понимать речь.
-
Ход игры
-
Предложите малышам повторить ваши движения.
-
- Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и отпустите крылья (помашите крыльями)).
-
- Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе.)
-
- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
-
- Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами ,сложенными щепотью.)
-
- Наелись птички и улетели.
-
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)
-
Игру можно повторить несколько раз.
-
Сентябрь
Игра « Лапки-царапки»
Цели
-
Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательные движения.
-
Ход игры
-
Кошечка Мурка,
-
Серенькая шкурка,
-
Мягкие лапки, (Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки.)
-
А в лапках-цап-царапки. ( Дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются.)
-
Игру можно повторить несколько раз.
Октябрь
Игра «Ежик»
Цели
-
Развивать движение кистей рук, учить подражать движение взрослого.
-
Ход игры
-
Покажите малышам, как изобразить ежика, собрав пальцы рук в замок. Прочитайте стихотворение. (Во время чтения дети повторяют ваши движения.)
-
Ежик маленький замерз, (Прижмите пальцы-ежик убрал иголки)
-
И в клубок свернулся.
-
Солнце ежика согрело -(Выпрямите пальцы-ежик показал колючки)
-
Ежик развернулся!
-
Игру можно повторить несколько раз.
Ноябрь
Игра «Птички»
Цели
Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого , развивать умение понимать речь.
Ход игры
Предложите малышам повторить ваши движения.
- Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и отпустите крылья (помашите крыльями)).
- Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе.)
- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
- Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами ,сложенными щепотью.)
- Наелись птички и улетели.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)
Игру можно повторить несколько раз.
Декабрь
Игра « Спрячь в ладошке »
Цели
-
Укрепить мышцы пальцев и кистей рук.
-
Материалы
-
Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке ( по количеству детей).
-
Ход игры
-
Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел - зажмите покрепче в ладошке!»
-
Дети, которые хорошо спрятали поролон ,оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.
Январь
Игра « Пальчиковый театр»
Цели
-
Развивать тонкую моторику пальцев рук.
-
Материалы
-
Тряпичные, перчаточные или бумажные куклы; фломастеры. Персонажей театра можно нарисовать на пальчиках малыша.
-
Ход игры
-
Нарисуйте на указательном пальчике малыша веселую рожицу и предложите надеть на пальчик колпачок от толстого фломастера или маркера – это « шапочка»: « Вот какой веселый человечек получился. Он умеет кланяться – вот так!» Затем нарисуйте человечка на среднем пальце: « А вот его дружок. Вот человечки кланяться вместе. А теперь они кланяются по очереди».
-
При помощи пальчиковых и перчаточных кукол можно разыграть небольшие сюжеты. Например : « Жила-была на свете дружная семья ( растопырьте пальцы, затем сгибайте по очереди указательный , средний, безымянный пальцы и мизинец, при этом можно помогать другой рукой): мама, папа, сынок и дочка. И была у них кошка, которая очень любила спать (согните большой палец). Все очень любили кисоньку и, когда приходили домой, здоровались с ней (по очереди дотроньтесь до большого пальца остальными пальцами), и гладили ее (по очереди погладьте большой палей остальными пальцами)».
-
В действии можно участвовать разное количество персонажей в зависимости от подготовки детей. Усложнять задания следует постепенно.
Февраль
Игра « Моя семья»
Цели
-
Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
-
Ход игры
-
Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того как малыши запомнят движения, проведите игру с группой детей.
-
Этот пальчик-дедушка,
-
Этот пальчик-бабушка,
-
Этот пальчик-папочка,
-
Этот пальчик-мамочка,
-
Этот пальчик - я,
-
Вот и вся моя семья!
-
Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.
Март
Игра «Замок»
Цели
-
Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям взрослого.
-
Ход игры
-
Предложите малышам поиграть: « Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной».
-
На двери висит замок. ( Соедините пальцы рук в «замок»
-
Как отыграть его бы мог?
-
Мы замочком постучали,(Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.)
-
Мы замочек повертели, (Круговые движения сомкнутыми руками.)
-
Мы замочек покрутили... (Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)
-
И открыли! (Расцепите пальцы.)
-
Игру можно повторить несколько раз.
Апрель
Игра « Рисуем бабочку»
Цели
Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям взрослого.
Ход игры
Предложите малышам повторить ваши движения.
Вот бабочки летают, крылышками машут (Скрестить запястье обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».
Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук а запястьях имитировать полет бабочки.
Воспитатель читает народную потешку :
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
Май
Игра «Вышли пальчики гулять»
Цели
-
Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
-
Ход игры
-
Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (По ходу чтения дети повторяют ваши движения.)
-
Раз, два, три, четыре, пять - (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого)
-
Вышли пальчики гулять.(Пошевелите пальцами.)
-
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
-
В домик спрятались опять.
-
Повторите игру с пальцами другой руки.
Июнь
Игра «Пальчики в лесу»
Цели
-
Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
-
Ход игры
-
Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.
-
Раз, два, три, четыре, пять,
-
Вышли пальчики гулять: (Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими.)
-
Этот пальчик гриб нашел, (Загните мизинец.)
-
Этот пальчик чистить стал, (Загните безымянный палец.)
-
Этот резал, этот ел, (Загните средний и указательный пальцы.)
-
Ну а этот лишь глядел. (Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.)
-
Повторите игру, загибая пальчики на другой руке ребенка.
-
После того как малыши научатся повторять эти движения самостоятельно, можно провести игру с группой детей.
Июль
Игра «Веселый шнурок»
Цели
-
Развивать движения кистей и пальцев рук.
-
Материалы
-
Толстые шнурки или узкие ленточки (шириной 2-3 см).
-
Ход игры
-
Намотайте на руку ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Во время игры читайте стихотворение:
-
Вверх шнурок,
-
Вниз шнурок,
-
И еще, еще разок!
-
Вот какой у нас узорчик!
-
Вот какой у нас заборчик!
-
Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после- обмотать шнурком вашу руку.
-
- Развитие согласованных движений обеих рук.
-
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
-
- Развитие внимания.
-
Методы обучения
-
- Показ действий.
-
- Действие руками ребенка.
-
- Самостоятельные действия ребенка.
-
Организация занятия
-
Занятия проводятся индивидуально или с группой детей.
-
Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка: конспект занятия с использованием Современно Образовательных Технологий «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования и позновательно-исследовательских технологий....
Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".
Предлагаю методическую разработку театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы. В игру-занятие включены упражнения для развития интонационной выразительности речи ...
Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»
Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....
Методическая разработка " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"
Проект на тему " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"...
Методическая разработка по теме самообразования "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста "
папка по самообразованию...
Методическая разработка "Система работы по использованию пальчиковых игр через интеграцию в образовательном процессе"
Методическая разработка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ EDYPLAY Тема занятия: «Найди домик для кубиков»
Цель: Развитие у детей мыслительную деятельность, через поиск новых форм сотрудничества друг с другом.Задачи:- Совершенствовать навыки работы на мультимедийном оборудовании «EduPlay»....