Методическая разработка " Развитие речи с использованием пальчиковых игр"
методическая разработка по развитию речи по теме

Домнина Анастасия Александровна

Проект на тему " Развитие речи с использованием пальчиковых игр" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи с использованием пальчиковых игр

Актуальность

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярно в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта, Все это, несомненно, прогресс.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким то образом действуем. Веемы пользуемся в своей жизни разными жестами, которые часто заменяют нам слова, придают им дополнительные оттенки, а иногда меняют смысл сказанного.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой материки. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Советы педагогу при проведении пальчиковых игр

  • Перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые(предложите похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них или согреть теплой водой под краном)
  • При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показывать движения; по мере усвоения движения меняйте темп
  • Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку
  • Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых(но через время возвращайтесь к ней)

Цель проекта:

  • Формирование у ребенка в детском саду и дома навыков речевой и двигательной функции через организацию пальчиковых игр и гимнастик. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации
  • развитие согласованных движений обеих рук и речи
  • развитие внимания

Задачи для детей:

  • развивать игровые познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  • овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.

  • формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру.

Задачи для родителей:

  • создавать в семье благоприятные условия для развития личности и речи ребенка
  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду

Задачи для педагога:

  •  развивать движение тела, мелкой моторики рук и органов речи
  • научить правильному произношению, нормализовать её темп ® научить соблюдать речевых пауз

Методы обучения

  • показ действий и совмещение со словами
  • действия руками ребенка 
  • самостоятельные действия ребенка

Участники проекта:

  1. воспитатели группы
  2. дети
  3. родители и другие члены семьи Ожидаемый результат:

В прцессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта: Дети:

  • проявляют интерес к подражанию разных живых и неживых существ
  • овладевают знаниями о свойствах, качествах и внешности подражаемого
  • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к окружающим
  • возрастает речевая и двигательная активность детей

з

Родители:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
  • повышение компетентности родителей при выборе совместных игр с ребенком

1.Подготовительный этап:

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

2. Основной этап реализации проекта:

  1. Содержание деятельности родителей:
  • изготовление игрушек-самоделок для пальчиковых игр
  • изготовление масок разных животных соответственно количеству детей
  • подбор игрушек, цветных картинок, музыкального сопровождения
  • участие в оформлении группы
  •  выставка материалов «Как я играю дома»
  • изготовление наручных кукол и ширму для представления
  • показ кукольного театра «Колобок» наручными куклами
  1. Содержание деятельности педагога:

Система мероприятий:

Работа с детьми

  • познавательная деятельность
  • игровая деятельность
  • художественно-речевая деятельность
  • музыкально-театрализованная деятельность
  • продуктивная деятельность

Работа с родителями

Итоговое мероприятие: показ кукольного театра «Колобок»

З.Заключительный этап.

  • Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
  • Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности(игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую)
  • Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами пальчиковых игр, дети проявляли интерес и желание играть с пальчиками и наручными куклами
  • Возросла речевая и двигательная активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей
  • Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-дети-родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Литература:

  1. Флерина КА. «Игра и игрушка». Москва 2003
  2. Мцхайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком», Москва2001
  3. Сшваковская А. С. «Игра — это серьезно», Москва 2002
  4. Кутузова И. «Развитие игровой деятельностш-Дошкольное воспитание 2003
  5. Субботский ЕВ. «Ребенок открывает мир», Москва 2003
  6. ЭльконшД.Б. «Психология игры» Москва 2002
  7. Сорокина Н. Ф. играем в кукольный театр: программа «7'еатр- творчество-дети»: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Москва 2004
  8. Комарова Т. «Игра и изобразительное творчество». -Дошкольное воспитание 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшего возраста с использованием нетрадиционных пальчиковых игр и упражнений»

Методическая разработка «Развитие речи детей младшего возраста с использованием нетрадиционных  пальчиковых игр и упражнений»...

Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры"

В данной методической разработке представлена информация о развитии мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста. Данная методическая разработка может представлять интерес для воспитат...