Памятка для родителей "Развитие связной речи"
материал по развитию речи на тему

"Развитие связной речи дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_pamyatka_roditelyam.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития связной речи.

  • Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Подбирать действия к предметы и наоборот;
  • Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
  • «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.). 

Беседа

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь –

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу

К логопеду!

Он мне скажет:

«Порычи!»

Он попросит:

«Помычи!

Пошипи

И пожужжи!

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдёт беседа

У меня и логопеда!

Людмила Фадеева

 

Развитие речи ребёнка в норме.

  1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).

        2-3 месяца – гуление;

        4-6 месяцев – лепет;

        9-12 месяцев – первые слова.

2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).    

        1,5-2 года – фраза;

     к  3 годам – связная речь (несколько фраз).

3.  Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.

4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.

Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

  • Правильно произносят все звуки родного языка;
  • Производят простейший звуковой анализ слов;
  • Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  • Грамматически правильно строят фразу;
  • Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
  • Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
  • Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
  • Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Предпосылки нормального развития речи ребёнка.

  1. Психологическое и физическое здоровье.
  2. Нормальные умственные способности.
  3. Нормально развитый слух и зрение.
  4. Потребность в речевом общении.
  5. Полноценное речевое окружение.  

Предпосылки для успешного овладения грамотой.

  1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
  2. Психическое и физическое здоровье.
  3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
  4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт  речевого общения.
  5. Полноценное речевое окружение.
  6. Нормальное развитие двигательной сферы.

Артикуляционная гимнастика.

Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс № 1 (общий).

 1.Удерживание губ в улыбке;

  1.  2.Вытягивание губ вперёд трубочкой;

  3.Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

  4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

  5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;

  6.Удерживание узкого языка (иголочка);

  7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.

Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).

  1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
  2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…(упражнение делается на одном выдохе);
  3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;
  2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
  3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Моделирование связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи приёмами мнемотехники"

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системекоррекционной рабты с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Автоматизация звуков, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи. Памятка для родителей по дороге домой.

Автор- составитель Светлана Константиновна Лаура.Эта "памятка" для родителей поможет автоматизировать звуки по дороге домой от детского сада до дома, в магазине, в машине. А также расширять словарный ...

памятки по развитию связной речи

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ. 1.     Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, по...

Памятки по развитию связной речи дошкольников

В статье представлены вниманию педагогов виды рассаказывания по всем возрастным группам...

Памятка по развитию связной речи.

Рекомендации для родителей...

Презентация практикума для родителейРазвитие образной речи ребенка

Òоказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей. Игры и игровые задания для развития речи.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен в...