Консультация учителя-логопеда для родителей по развитию речи в уголке природы.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Григоренко Татьяна Николаевна

Все дети в любом возрасте любознательны. Эта любознательность проявляется во всех аспектах окружающего мира. Развивать познавательную активность ребенка можно и на специальных занятиях, в ходе экспериментов и наблюдений. Уголок природы не становиться исключением. Развивая познавательную активность ребенка, вы параллельно развиваете его речь и обогащаете его активный, а в некоторых случаях и пассивный словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей в уголке природы.

Все дети в любом возрасте любознательны. Эта любознательность проявляется во всех аспектах окружающего мира. Развивать познавательную активность ребенка можно и на специальных занятиях, в ходе экспериментов и наблюдений. Уголок природы не становиться исключением. Развивая познавательную активность ребенка, вы параллельно развиваете его речь и обогащаете его активный, а в некоторых случаях и пассивный словарь.

Учите детей замечать сезонные изменения в природе: погодные явления (дождь, снег и т.д.), изменения во внешнем виде растений и поведении животных (распускание листьев, цветков, появление первоцветов, прилетают или улетают птицы и т.д.), учите детей выделять интересные объекты (красота капелек дождя на листьях или деревья в инее и др.).

Помогайте устанавливать причинно-следственные связи в природе: между явлениями природы (“с первым теплом появляются растения, насекомые и др.”), между состоянием объектов окружающей среды (“растениям нужны вода, свет, почва, и т.д.”).

Инициируйте проявления эмоционально-положительного отношения к окружающему, стремление поделиться своими впечатлениями с взрослыми и другими детьми, способность любоваться красотой природы.

В уголке природы с детьми можно отгадывать загадки о комнатных растениях, загадке о природных явлениях и т.д.

С ребенком можно поиграть в игры на словообразование, в которых от существительных можно образовать прилагательные, отвечая на вопрос: Чей?, в игры «Узнай по описанию», составлять описательные рассказы о предметах и явлениях окружающего мира, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и просто экспериментировать.

В момент любой деятельности с ребенком оречевляйте ее, не молчите, проговаривайте каждое свое действие, особенно если это для ребенка новые слова, просите их повторить, а после игры обязательно вспомните, чем вы занимались и что нового и необычного узнали.

Проводите с ребенком дома небольшие эксперименты по физике, химии, посадите рассаду или лук, понаблюдайте за ходом ее роста, заведите дневник наблюдений, зарисуйте в нем то, что у вас получилось.

Пример опытов и наблюдений с ребенком в зависимости от сезона:

Сентябрь

  1. “Овощной салат”. Цель: закрепить знания об овощах, их ценности и вкусовых качествах, времени созревания плодов и сбора урожая.
  2. “Красивые листики”. Цель: знакомство с сезонным явлением – листопад. Развивать способность любоваться красотой природы.
  3. “Фруктовый салат”. Цель: закрепить знания о фруктах, их ценности и вкусовых качествах, времени созревания плодов и сбора урожая.
  4. “Тепло и холодно”. Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений.

Октябрь

  1. “Опыты с пожелтевшими листьями”. Цель: объяснить детям отличительные особенности естественного сбрасывания листьев от насильственного их отрыва человеком.
  2. “Опыты с пожелтевшими листьями”. Цель: выяснить, как влияет погода на интенсивность листопада.
  3. “Опыты с опавшими листьями”. Цель: дать понятие о необходимости воды для растений – сухие и мокрые опавшие листья.
  4. “Опыт - наблюдение за пожелтевшими листьями”. Цель: выяснить, смогут ли отдельные, не опавшие листья продержаться до весны.

Ноябрь

  1. “Кто улетит, кто останется”. Цель: дать понятие о зависимости изменения в жизни животных от изменений в неживой природе (перелетные птицы).
  2. “Как звери меняют шубку?”. Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
  3. “Зимняя спячка”. Цель: познакомить со способом приспособления некоторых животных к периоду зимней стужи и бескормицы (строительство сухого, безопасного укрытия для мелких животных, впадающих в спячку).
  4. “Зимой деревья спят”. Цель: дать детям понятие о том, что зимой деревья впадают в состояние абсолютного покоя, их невозможно разбудить до определенного времени (внесение веточки дерева).

Декабрь

  1. “Зачем зайчику другая шубка”. Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
  2. “Деревья и снегопад”. Цель: дать понятие о способе приспособления растений к зимним условиям, о пользе сбрасывания деревьями листьев.
  3. “Деревья в инее”. Цель: познакомить с явлением неживой природы – инеем, объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.
  4. “Строение дерева”. Цель: познакомить со строением деревьев.

Январь

  1. “Замерзшая вода”. Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
  2. “Роль снега в жизни растений”. Цикл опытов. Цель: дать детям понятие о том, что снег необходим растениям в качестве одеяла для корней.
  3. “Строение почек”. Цель: познакомить детей с почками. Выявить, что почки – это туго скрученные листочки, которые спят до весны.
  4. “Узоры на окне”. Цель: познакомить детей с явлением природы – конденсацией воды в воздухе при охлаждении.

Февраль

  1. “Роль снега в жизни растений”. Цель: дать понятие о пользе снега для растений (под снегом вода не замерзает).
  2. “Зимующие птицы”. Цель: познакомить с зимующими птицами, учить детей заботиться о них в голодные зимние месяцы.
  3. “Тепло и холодно”. Цель: определить взаимосвязь сезона и развития растений; действие терла и холода на растения.
  4. “Начало сокодвижения”. Цель: помочь детям понять принцип весеннего пробуждения природы, пользу воды и содержащихся в ней питательных веществ для растений.

Март

  1. “Где быстрее наступит весна?”. Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.
  2. “Почему тает снег?”. Цель та же.
  3. “Где будут первые проталинки?”. Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
  4. “Из чего птицы строят гнезда”. Цель: выявить некоторые особенности жизни птиц весной.

Апрель

  1. “Солнце дарит нам тепло и свет”. Цель: дать представление о том, что солнце является источником тепла и света, показать степень поглощения тепла разными предметами.
  2. “Роль снега в жизни растений”. Цель: показать в период таяния снега пользу талой воды для растений.
  3. “Наблюдение за веткой, поставленной в подкрашенную воду”. Цель: дать понятие о том, как осуществляется движение воды по стеблю.
  4. “Голоса природы”. Наблюдение за птицами. Цель: формировать желание заботиться о птицах; учить называть птиц и части тела; познакомить с поведением птиц весной

Май

  1. “Набухание почек”. Цель: познакомить и понаблюдать с детьми набухание почек
  2. “Облака и дождь”. Цель: познакомить детей с процессом образования облаков. Объяснить, почему весной бывают грозы и кучевые облака.
  3. “ Зимняя спячка”. Цель: показать на примере построенного с детьми убежища его пользу и целесообразность для зверей.
  4. “У всех деревьев цветы разные”. Цель: дать понятие о том, что все деревья цветут по-разному и в разное время. Это связано со способом опыления.

Июнь

  1. “Есть у нас огород”. Цель: посадить вместе с детьми лук, петрушку и укроп. Познакомить с пользой этих растений для человека.
  2. “С водой и без воды”. Цель: выявить, какие факторы внешней среды в данное время помогают растениям расти.
  3. “Есть у нас огород”. Цель: учить детей наблюдать за ростом растений, отмечать изменения (дневник роста лука, петрушки, укропа).
  4. “Образование плодов”. Цель показать закономерность роста и созревания плодов на деревьях.

Июль

  1. “Золотая радуга”. Цель: познакомить детей с природным явлением – радугой, показать природу ее возникновения, объяснить, почему радуга бывает летом.
  2. “Образование плодов”. Цель показать закономерность роста и созревания плодов на деревьях.
  3. “Есть у нас огород”. Цель: учить детей наблюдать за ростом растений, отмечать изменения (дневник роста лука, петрушки, укропа).
  4. “Голоса природы”. Экскурсия в парк. Цель: познакомить детей со звуками природы. Учить чувствовать красоту и неповторимость природы. Учить наблюдать за поведением насекомых летом.

Август

  1. “Зачем нужны плоды”. Цель: показать, что в каждом плоде есть семена.
  2. “Почему на траве бывают росы”. Цель: объяснить причину возникновения росы.
  3. “Как звери меняют шубку”. Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
  4. “На нашем участке лето”. Цель: отразить в рисунке представления детей о сезонных изменениях в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда Туровой Н.И. О нарушениях речи

Рассказывается  о различных нарушениях речи, их тяжести, влиянии на развитие ребенка....

Консультация учителя-логопеда на тему:«Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В консультации представлены механизм становления фонематического слуха, основные функции речи. Особое внимание уделено исправлению речевых ошибок детей, пропедевтике речевых нарушений посредством прав...

Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу»".

Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда  и  учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень»"...

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"...

Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"

Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...

Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Требования к речи взрослого"

Консультация для педагогов ДОУ " Требования к речи взрослого"...