Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"
консультация по логопедии
Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_artikulyatsionnoy_gimnastiki_v_razvitii_rechi.docx | 170.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том числе и речевые, состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать. На это нацелена веселая артикуляционная гимнастика для детей. Она помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Неправильное звукопроизношение может привести к дальнейшим сложностям, например к дисграфии (нарушение письма), что сильно затруднит обучение ребенка в школе.
Безусловно, для постановки правильной речи и правильного звукопроизношения ребенок в первую очередь должен слышать правильную речь взрослых. Поэтому важно не сюсюкать с малышом, не коверкать слова, четко произносить все звуки, не пытаться повторять за ребенком звукосочетания и слова, которые он выдумывает, какими бы забавными они вам ни казались. Помните, что ваше чадо впитывает все, как губка, и ваша речь для него — и пример для подражания, и безусловное руководство к действию.
Артикуляционная гимнастика — это и веселое занятие для мамы и малыша, и первый этап в постановке правильного звукопроизношения. А залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание и четкая работа органов речевого аппарата.
Упражнения для речевого дыхания:
- Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
- Ветряная мельница .Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
- Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад, и предложить сдувать «снежинки» с ладони.
- Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ему подуть на листья так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
- Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы малыш сделал длительный плавный выдох).
- Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
- Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
- Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Техника выполнения упражнений для детей
Ребенок:
- Набирает воздух через нос;
- Плечики не поднимает;
- Выдох делает длительным и плавным.
Взрослый:
- Следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками);
- Контролирует правильность речевого дыхания малыша, не допуская, чтобы ребенок делал слишком большой вдох и «выжимал» из себя воздух до конца (так он начнет задыхаться);
- Регулирует интенсивность и количество упражнений — их нельзя повторять много раз подряд, так как это может привести к головокружению.
Помимо упражнений на постановку правильного дыхания, в артикуляционную гимнастику входят и те, что нацелены на тренировку органов речи — языка, губ, челюсти. Выполнять их можно в любую минуту. Например, самые первые «занятия» вы можете проводить, меняя малышу подгузник; с ребенком постарше — в очереди в поликлинике или перед зеркалом в ванной во время утреннего умывания. Приведем примеры таких упражнений:
Артикуляционные упражнения
- Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);
- Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик;
- Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье);
- Облизать, как киска, воображаемую тарелочку;
- Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик);
- Поиграть в слоненка — вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот», «набирать им водичку», слегка причмокивая;
- Перекатывать орешки — рот закрыт, кончик языка поочередно с напряжением упирается то в одну щеку, то в другую, на щеках образуются твердые шарики-«орешки»;
- Поиграть в лошадку — поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой);
- Сделать заборчик — улыбнуться с напряжением, обнажив зубы;
- Сделать чашечку — высунуть язык, придать ему форму чашечки;
- Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами;
- Почистить зубки язычком (провести им по верхним, потом по нижним зубам);
- Поиграть в паровозик — погудите («у-у»), губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик);
- Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы»;
- Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком — вправо-влево, в уголки рта.
Повторяйте каждое упражнение по 8 – 10 раз.
Когда ребенок только начинает осваивать речевые навыки, вы ставите правильное звукопроизношение уже за счет простого ежедневного общения и совместных игр. Если малыш уже освоил родную речь и вы замечаете некоторые нарушения в звукопроизношении, постановкой звуков должен заниматься только логопед, обычно такие занятия начинаются не раньше 4 – 5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...
Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль пальчиковой и артикуляционной гимнастик в развитии речи дошкольников»
Развитие речи дошкольников через использование пальчиковой и артикуляционной гимнастик...
Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей".
Уже с самого раннего возраста ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являю...
Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика в развитии речи детей».
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она вк...
Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
о необходимости проведения артикуляционной гимнастики...
Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»...