Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"
консультация по логопедии

Мельникова Валентина Миндыкановна

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_artikulyatsionnoy_gimnastiki_v_razvitii_rechi.docx170.23 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

https://heaclub.ru/tim/d855c5938eded78079cc5f265c7af052.png

       Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том числе и речевые, состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать. На это нацелена веселая артикуляционная гимнастика для детей. Она помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Неправильное звукопроизношение может привести к дальнейшим сложностям, например к дисграфии (нарушение письма), что сильно затруднит обучение ребенка в школе.

Безусловно, для постановки правильной речи и правильного звукопроизношения ребенок в первую очередь должен слышать правильную речь взрослых. Поэтому важно не сюсюкать с малышом, не коверкать слова, четко произносить все звуки, не пытаться повторять за ребенком звукосочетания и слова, которые он выдумывает, какими бы забавными они вам ни казались. Помните, что ваше чадо впитывает все, как губка, и ваша речь для него — и пример для подражания, и безусловное руководство к действию.

Артикуляционная гимнастика — это и веселое занятие для мамы и малыша, и первый этап в постановке правильного звукопроизношения. А залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание и четкая работа органов речевого аппарата.

Упражнения для речевого дыхания:

  • Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • Ветряная мельница .Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад, и предложить сдувать «снежинки» с ладони.
  • Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ему подуть на листья так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы малыш сделал длительный плавный выдох).
  • Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений для детей

Ребенок:

  • Набирает воздух через нос;
  • Плечики не поднимает;
  • Выдох делает длительным и плавным.

Взрослый:

  • Следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • Контролирует правильность речевого дыхания малыша, не допуская, чтобы ребенок делал слишком большой вдох и «выжимал» из себя воздух до конца (так он начнет задыхаться);
  • Регулирует интенсивность и количество упражнений — их нельзя повторять много раз подряд, так как это может привести к головокружению.

Помимо упражнений на постановку правильного дыхания, в артикуляционную гимнастику входят и те, что нацелены на тренировку органов речи — языка, губ, челюсти. Выполнять их можно в любую минуту. Например, самые первые «занятия» вы можете проводить, меняя малышу подгузник; с ребенком постарше — в очереди в поликлинике или перед зеркалом в ванной во время утреннего умывания. Приведем примеры таких упражнений:

Артикуляционные упражнения

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик;
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье);
  • Облизать, как киска, воображаемую тарелочку;
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик);
  • Поиграть в слоненка — вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот», «набирать им водичку», слегка причмокивая;
  • Перекатывать орешки — рот закрыт, кончик языка поочередно с напряжением упирается то в одну щеку, то в другую, на щеках образуются твердые шарики-«орешки»;
  • Поиграть в лошадку — поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой);
  • Сделать заборчик — улыбнуться с напряжением, обнажив зубы;
  • Сделать чашечку — высунуть язык, придать ему форму чашечки;
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами;
  • Почистить зубки язычком (провести им по верхним, потом по нижним зубам);
  • Поиграть в паровозик — погудите («у-у»), губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик);
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы»;
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком — вправо-влево, в уголки рта.

Повторяйте каждое упражнение по 8 – 10 раз.

Когда ребенок только начинает осваивать речевые навыки, вы ставите правильное звукопроизношение уже за счет простого ежедневного общения и совместных игр. Если малыш уже освоил родную речь и вы замечаете некоторые нарушения в звукопроизношении, постановкой звуков должен заниматься только логопед, обычно такие занятия начинаются не раньше 4 – 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль пальчиковой и артикуляционной гимнастик в развитии речи дошкольников»

Развитие речи дошкольников через использование пальчиковой и артикуляционной гимнастик...

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей".

Уже с самого раннего возраста ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являю...

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика в развитии речи детей».

          Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она вк...

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

о необходимости проведения артикуляционной гимнастики...

Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»...