Консультация учителя-логопеда Туровой Н.И. О нарушениях речи
консультация по логопедии на тему
Рассказывается о различных нарушениях речи, их тяжести, влиянии на развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_nar_rechi.docx | 13.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда МБДОУ №12 «Ладушка»
г.Тихорецка Краснодарского края Туровой Н.И.
О детях с нарушениями речи.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому для таких детей существуют специальные детские сады и школы.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"
Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....
Презентация "Организация работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением речи"
Презентация для родителей "Организация работы учителя-логопеда в ДОУ"...
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Профилактика нарушений письма в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте"
К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным сре...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через организацию закрытых сообществ в социальных сетях
Целью работы с родителями в группе комбинированной направленности является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений учителя-логопеда с родителями в вопросах гармоничного развития ребен...
«Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с нарушениями речи»
Опыт работы по теме...
Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.
Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных п...
Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда для воспитанников с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: "Цветы"
Занятие по развитию речи с элементами грамоты для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы. Увлекательная проблемно-игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий создала поло...