Логопедическое воздействие при устранении экспрессивной (моторной) алалии
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему
Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_vozdeystviie_pri_ustranenii_ekstressivnoy_motornoy_alalii.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое воздействие при устранении
экспрессивной (моторной) алалии
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алалия – медико-психолого-педагогическая проблема.
Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.
Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к школьному обучению. При этом проводится медикаментозное и психотерапевтическое лечение. Важная часть работы – развивать речевую моторику.
Следует устранить травмирующее воздействие среды.
Необходимо учитывать вид деятельности: предметно-практическая, игровая, учебная.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(Развитие психофизиологической основы речи)
На этом этапе работа направлена на формирование мотива, коммуникативное намерение. Недопустима стандартизация методических приемов, отбор языкового и дидактического материала. Учитывается специфика речевого недоразвития, особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности.
Речь совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.
Обращается внимание на развитие мелкой моторики: детей учат раскрашивать, штриховать, завязывать узелки, выкладывать узоры из мозаики и геометрического материала.
Развитие общей моторики (ритмика, музыкальные и физкультурные занятия):
- развитие равновесия
- развитие координации движения
- ритм
Формируется психозифиологическая основа речи. Преодолеваются в первую очередь неречевые нарушения: процессы анализа, синтеза, внимания, зрительного, тактильного и слухового восприятия, памяти, мышления (обобщения, противопоставление) формируются пространственно-временные представления – все это является фундаментом для речевого развития.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ:
СЛУХОВОГО, ЗРИТЕЛЬНОГО, ТАКТИЛЬНОГО
Развитие слухового восприятия:
- различение неречевых звуков (природных, музыкальных)
- опознание направления звука
- различение неречевых звуков по силе, тембру, высоте (барабан и флейта)
(две дудочки)
Развитие тактильного восприятия
- « чудесный мешочек» ( находить знакомые предметы по контуру)
- дифференцировать знакомые предметы схожие (монета-пуговица)
- накопление в пассиве прилагательных ( достать сначала длинные предметы, потом колючие, потом гладкие)
Чувственный фон дает почву для речи.
Зрительное восприятие:
- синтезировать предмет из разрезных картинок (по основным частям, разрезным линиям)
- соотносить слово с предметом.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ: ЗРИТЕЛЬНОЙ, СЛУХОВОЙ, ТАКТИЛЬНОЙ
Запомнить и выложить ряд картинок
Повторить слова в названной последовательности
Найти (на ощупь) названные по описанию предметы
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
- обобщение и группировка (по цвету, величине, форме)
- операция сравнения
Сначала развивают пассивную речь ребенка, начиная с восприятия понимания речи ребенка. Понимание лексического и грамматического строя проводят по картинкам и схемам. Одновременно работают над семантикой слов.
Формирование ритмической организации
Неречевые ритмы:
Симметричные (одномерные) отстукивания или отхлопывания 11 11 111 1111
Ритмичные структуры (ударение) 1 11 11 1
Отбивать ритмы по слоговым классам Марковой
Дифференцировать длинные и короткие слова (показывать короткие и длинные полоски)
Развитие восприятия и понимания речи
Задачи:
Предметный гнозис (1 существительные, 2 глаголы, 3 прилагательные). Работа безречевая. Где плита, где бежит, где колючий? Прилагательные начинаем с цвета (цвет частотный). Покажи синий кораблик? Где желтое яблоко?
- научить детей понимать и правильно воспроизводить простые инструкции («дай, принесу – одно действия);
- научить детей понимать сложные инструкции, которые предполагают осуществление ряда действий;
- научить детей дифференцировать на слух слова разных грамматических форм («принеси шар – принеси шары; принеси красный – принеси красные);
- ПРЕДЛОЛГИ (важная часть речи)!!! Дети предлог не слышат, так как он безударный.
Научить детей понимать значения предлогов; значения предлогов отрабатываются последовательно; выделяют три ступени:
- логопед учит детей правильно выполнять предложенные инструкции (безречевые методы работы);
РАБОТАТЬ ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ:
- группа простых предлогов (в, на, над, под); Положи на стол – под стол
- группа сложных предлогов (из, из-за, к, из-под, между, через, около);
- логопед учит детей понимать отношение предметов на основе соотнесения того, что сказал логопед с фрагментарной картинкой (птичка в клетке, чашка на столе). В – на на-над над-под
В старшей группе учим пониманию предлогов с опорой на графические изображения
ОСНОВНОЙ ЭТАП (Развитие экспрессивной стороны речи)
Преодоление кинетической апраксии:
Артикуляционные упражнения на переключение
На гласных АИУ – ИУА – ИАУ
На материале слогов ПА-ПУ ПА-ПУ-ПЫ
Логопед проводит формирование слоговой структуры слова (13 классов по Марковой).
Формирование слогового анализа и синтеза проводят по следующей схеме:
- осознание: какой слог первый
- осознание линейной последовательности слогов
- осознание позиции слога в начале, середине, конце
- определение количества слогов в слове
Преодоление кинестетической апраксии:
Формирование фонематический слух.
Уточнение базовых звуков. Какие звуки сформированы у ребенка. От них и «отталкиваться» . Далее - автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Формирование фонематического анализа и синтеза (логопед проводит в той же последовательности, как и слоговой)
Формирование морфемной структуры слова (развитие морфонологического слуха) То есть способность интуитивно оценивать морфологическое устройство слова
- какое слово больше стул или стульчик
- будем увеличивать слово – ключ – ключи – ключики
- будем уменьшать слово домики – дома – дом
Обращать внимание, что новые звуки появляются и исчезают, а сам предмет остается!!!
- Меняем фонему. Подошел к дому. Стоит у дома. Сижу в доме.
- Меняем предикат (картинки). Вместо слова ДОМ – СОМ – КОМ (Объяснить – изменился предикат и изменилась морфема).
Формирование навыков словообразования ( учим детей образовывать новые слова)
- Начинаем с глаголов (при помощи антонимических (противоположных) приставок) Ушел-пришел, выехал-заехал.
- «гнездо» глагольных слов присоединяем к разным приставкам.
- образование слов от междометий ОХ (охать) Ух (Ухать)
- суффиксальный способ –ник- -ца- Печник, лесник, дворник (использовать картинки и схемы)
- Прилагательные при помощи суффиксов ИВ – ЕЕ – СК- (красивый, красивее, деревенский и т.д.)
Формирование фразовой речи
Формирование фразы из одного глагола ИДИ ЛЕТИ
Изменение глагола по по форме ИДУ ЛЕЧУ
Глагол + дополнение НЕСИ МАМЕ ВИЖУ МАМУ
Глагол в винит. дательном. родительном падеже
Субъект предикат объект
Кошка лакает молоко
Мама гладит платье
Субъект предикат объект атрибутив
Мама гладит платье утюгом и т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы организации логопедической работы с детьми с моторной алалией.
Из опыта работы....
Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет
Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....
Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова у дошкольников с моторной алалией.
Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе принципа системного подхода в коррекции речевых нарушений. Для устранения характерных искажений необходимо специальн...
Методика логопедической работы по преодолению моторной алалии.
Преодоление моторной алалии....
Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
Приёмы коррекционной работы для преодоления или уменьшения в значительной степени дефекта произносительной стороны речи, и помогающие приобрести ребёнку начальные навыки аналитико-синтетического чтени...
Особенности организации и содержания логопедического обследования детей с моторной алалией.
Моторная алалия....
Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.
Материал может быть использован для составления индивидуального коррекционного маршрута....