Логопедическое воздействие при устранении экспрессивной (моторной) алалии
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему
Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_vozdeystviie_pri_ustranenii_ekstressivnoy_motornoy_alalii.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое воздействие при устранении
экспрессивной (моторной) алалии
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алалия – медико-психолого-педагогическая проблема.
Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.
Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к школьному обучению. При этом проводится медикаментозное и психотерапевтическое лечение. Важная часть работы – развивать речевую моторику.
Следует устранить травмирующее воздействие среды.
Необходимо учитывать вид деятельности: предметно-практическая, игровая, учебная.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(Развитие психофизиологической основы речи)
На этом этапе работа направлена на формирование мотива, коммуникативное намерение. Недопустима стандартизация методических приемов, отбор языкового и дидактического материала. Учитывается специфика речевого недоразвития, особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности.
Речь совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.
Обращается внимание на развитие мелкой моторики: детей учат раскрашивать, штриховать, завязывать узелки, выкладывать узоры из мозаики и геометрического материала.
Развитие общей моторики (ритмика, музыкальные и физкультурные занятия):
- развитие равновесия
- развитие координации движения
- ритм
Формируется психозифиологическая основа речи. Преодолеваются в первую очередь неречевые нарушения: процессы анализа, синтеза, внимания, зрительного, тактильного и слухового восприятия, памяти, мышления (обобщения, противопоставление) формируются пространственно-временные представления – все это является фундаментом для речевого развития.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ:
СЛУХОВОГО, ЗРИТЕЛЬНОГО, ТАКТИЛЬНОГО
Развитие слухового восприятия:
- различение неречевых звуков (природных, музыкальных)
- опознание направления звука
- различение неречевых звуков по силе, тембру, высоте (барабан и флейта)
(две дудочки)
Развитие тактильного восприятия
- « чудесный мешочек» ( находить знакомые предметы по контуру)
- дифференцировать знакомые предметы схожие (монета-пуговица)
- накопление в пассиве прилагательных ( достать сначала длинные предметы, потом колючие, потом гладкие)
Чувственный фон дает почву для речи.
Зрительное восприятие:
- синтезировать предмет из разрезных картинок (по основным частям, разрезным линиям)
- соотносить слово с предметом.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ: ЗРИТЕЛЬНОЙ, СЛУХОВОЙ, ТАКТИЛЬНОЙ
Запомнить и выложить ряд картинок
Повторить слова в названной последовательности
Найти (на ощупь) названные по описанию предметы
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
- обобщение и группировка (по цвету, величине, форме)
- операция сравнения
Сначала развивают пассивную речь ребенка, начиная с восприятия понимания речи ребенка. Понимание лексического и грамматического строя проводят по картинкам и схемам. Одновременно работают над семантикой слов.
Формирование ритмической организации
Неречевые ритмы:
Симметричные (одномерные) отстукивания или отхлопывания 11 11 111 1111
Ритмичные структуры (ударение) 1 11 11 1
Отбивать ритмы по слоговым классам Марковой
Дифференцировать длинные и короткие слова (показывать короткие и длинные полоски)
Развитие восприятия и понимания речи
Задачи:
Предметный гнозис (1 существительные, 2 глаголы, 3 прилагательные). Работа безречевая. Где плита, где бежит, где колючий? Прилагательные начинаем с цвета (цвет частотный). Покажи синий кораблик? Где желтое яблоко?
- научить детей понимать и правильно воспроизводить простые инструкции («дай, принесу – одно действия);
- научить детей понимать сложные инструкции, которые предполагают осуществление ряда действий;
- научить детей дифференцировать на слух слова разных грамматических форм («принеси шар – принеси шары; принеси красный – принеси красные);
- ПРЕДЛОЛГИ (важная часть речи)!!! Дети предлог не слышат, так как он безударный.
Научить детей понимать значения предлогов; значения предлогов отрабатываются последовательно; выделяют три ступени:
- логопед учит детей правильно выполнять предложенные инструкции (безречевые методы работы);
РАБОТАТЬ ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ:
- группа простых предлогов (в, на, над, под); Положи на стол – под стол
- группа сложных предлогов (из, из-за, к, из-под, между, через, около);
- логопед учит детей понимать отношение предметов на основе соотнесения того, что сказал логопед с фрагментарной картинкой (птичка в клетке, чашка на столе). В – на на-над над-под
В старшей группе учим пониманию предлогов с опорой на графические изображения
ОСНОВНОЙ ЭТАП (Развитие экспрессивной стороны речи)
Преодоление кинетической апраксии:
Артикуляционные упражнения на переключение
На гласных АИУ – ИУА – ИАУ
На материале слогов ПА-ПУ ПА-ПУ-ПЫ
Логопед проводит формирование слоговой структуры слова (13 классов по Марковой).
Формирование слогового анализа и синтеза проводят по следующей схеме:
- осознание: какой слог первый
- осознание линейной последовательности слогов
- осознание позиции слога в начале, середине, конце
- определение количества слогов в слове
Преодоление кинестетической апраксии:
Формирование фонематический слух.
Уточнение базовых звуков. Какие звуки сформированы у ребенка. От них и «отталкиваться» . Далее - автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Формирование фонематического анализа и синтеза (логопед проводит в той же последовательности, как и слоговой)
Формирование морфемной структуры слова (развитие морфонологического слуха) То есть способность интуитивно оценивать морфологическое устройство слова
- какое слово больше стул или стульчик
- будем увеличивать слово – ключ – ключи – ключики
- будем уменьшать слово домики – дома – дом
Обращать внимание, что новые звуки появляются и исчезают, а сам предмет остается!!!
- Меняем фонему. Подошел к дому. Стоит у дома. Сижу в доме.
- Меняем предикат (картинки). Вместо слова ДОМ – СОМ – КОМ (Объяснить – изменился предикат и изменилась морфема).
Формирование навыков словообразования ( учим детей образовывать новые слова)
- Начинаем с глаголов (при помощи антонимических (противоположных) приставок) Ушел-пришел, выехал-заехал.
- «гнездо» глагольных слов присоединяем к разным приставкам.
- образование слов от междометий ОХ (охать) Ух (Ухать)
- суффиксальный способ –ник- -ца- Печник, лесник, дворник (использовать картинки и схемы)
- Прилагательные при помощи суффиксов ИВ – ЕЕ – СК- (красивый, красивее, деревенский и т.д.)
Формирование фразовой речи
Формирование фразы из одного глагола ИДИ ЛЕТИ
Изменение глагола по по форме ИДУ ЛЕЧУ
Глагол + дополнение НЕСИ МАМЕ ВИЖУ МАМУ
Глагол в винит. дательном. родительном падеже
Субъект предикат объект
Кошка лакает молоко
Мама гладит платье
Субъект предикат объект атрибутив
Мама гладит платье утюгом и т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы организации логопедической работы с детьми с моторной алалией.
Из опыта работы....
Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова у дошкольников с моторной алалией.
Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе принципа системного подхода в коррекции речевых нарушений. Для устранения характерных искажений необходимо специальн...
Особенности воздействия логопедической ритмики на детей с алалией
Особенности воздействия логопедической ритмики на детей с алалией...
Методика логопедической работы по преодолению моторной алалии.
Преодоление моторной алалии....
Система коррекционного воздействия при моторной алалии.
Приёмы коррекционной работы для преодоления или уменьшения в значительной степени дефекта произносительной стороны речи, и помогающие приобрести ребёнку начальные навыки аналитико-синтетического чтени...
Особенности организации и содержания логопедического обследования детей с моторной алалией.
Моторная алалия....
Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.
Материал может быть использован для составления индивидуального коррекционного маршрута....