Развитие связной речи дошкольника
консультация по развитию речи на тему

Целуйко Елена Михайловна

В презентации содержится материал об особенностях развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрываются  задачи развития монологической и диалогической речи по возрастам. Отражены методики обучения детей перессказу, обучения рассказу по картине и серии картин, составления описательных рассказов и сравнительных описаний, обучения составлению творческих рассказов по возрастам. Материал можно использовать в организации консультаций для родителей, воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи дошкольников Презентацию подготовила учитель-логопед ГБДОУ № 41 Целуйко Е.М.

Слайд 2

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста главное место занимает - развитие речи, речевого общения.

Слайд 3

В ДОУ, так как ребёнок ещё не умеет писать, всё внимание уделяется развитию всех компонентов устной речи детей. Во-первых, речь состоит из слов, и самая первостепенная задача – это в процессе познавательного развития – формирование словаря ребёнка.

Слайд 4

Вторая задача – это развитие звуковой культуры речи. Следующая задача – это формирование грамматического строя речи детей. И четвёртая задача – это развитие связной речи .

Слайд 5

Связная речь – единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах : монолог и диалог .

Слайд 6

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения. Можно выделить несколько групп диалогических умений: Собственно речевые умения. Умения речевого этикета. Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе. Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы. Невербальные (неречевые) умения.

Слайд 11

Задачи и содержание обучения монологической речи В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов: Описание–это характеристика предмета в статике. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях. Рассуждение–этологическое изложение материала в форме доказательства. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.

Слайд 12

Система обучения рассказыванию предусматривает овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах: *составление высказываний по наглядному восприятию (составление предложений по демонстрируемому действию, составление предложений по предметным, ситуационным картинкам); *воспроизведение прослушанного текста (пересказ); *составление рассказов-описаний; *рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.п.)

Слайд 18

Обучение пересказу. Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Общие методические приемы: подготовка к восприятию текста; первичное чтение текста педагогом; беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными); составление плана пересказа; повторное чтение текста педагогом; пересказ. План бывает устным, картинным, картинно- словесным и символическим.

Слайд 19

В младшей группе задачи педагога: - научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем; - подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить. Методика обучения пересказу детей 3-леток: - воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого). - запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа . - повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения. В средней группе решаются более сложные задачи: - научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст; - научить детей передавать разговор действующих лиц; - научить последовательно пересказывать текст; - научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Слайд 20

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова: вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме; выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения; беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми); повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание; пересказ текста детьми; оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети). Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке. В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа: из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию; дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии; драматизация детьми литературного произведения.

Слайд 21

Обучение рассказу по картине и по серии картин. В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине: - рассматривание картины; - ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?). Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток: подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.) рассматривание картины в целом; вопросы к картине воспитателя; образец рассказа по картине воспитателя; рассказы детей. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

Слайд 22

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток: подготовка к эмоциональному восприятию картины; лексико-грамматические упражнения по теме занятия; рассматривание картины в целом; вопросы педагога по содержанию картины; составление плана рассказа педагогом вместе с детьми; рассказ по картине сильного ребенка, как образец; рассказы 4-5 детей; оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя. В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Слайд 23

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию: - рассматривание игрушек; -тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы; - использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней; - рассказ воспитателя об игрушке.

Слайд 24

Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток: рассматривание игрушки; вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; образец рассказа воспитателя; рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя; оценка детских рассказов воспитателем. Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. Теперь методика обучения выглядит так: рассматривание игрушки; вопросы воспитателя; составление воспитателем плана рассказа об игрушке; образец рассказа воспитателя по плану; рассказы детей по плану и опорным вопросам; оценка детских рассказов воспитателем.

Слайд 25

Методика обучения описанию детей 5-леток . лексико-грамматические упражнения по теме занятия; рассматривание объекта описания; вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему; составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа; рассказ сильного ребенка; рассказы 4-5 детей об объекте; оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель). В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта.

Слайд 26

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи. Варианты творческого рассказа в порядке усложнения: - придумывание продолжения и завершение рассказа; - придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя; - придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем; - придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Слайд 27

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем – кремы); Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям ); Помнить о возрастной педагогической направленности речи.

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...