Занятие по развитию речи «Человек идет по жизни»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи
Тема: «Человек идет по жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_idet_po_zhizni.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи
Тема: «Человек идет по жизни»
Задачи:
- Закрепить знания детей о человеке в разные периоды его жизни.
- Закрепить знания детей о профессиях; о материалах, из которых изготовлены предметы; о правах детей; о возрасте человека.
- Формировать умения детей образовывать от своих имен ласкательные имена и имена с отчествами.
- Формировать умение у детей давать развернутый ответы на вопросы, используя сложные предложения и различные части речи.
- Развивать словарь, речь, мышление, мелкую и общую моторику.
- Воспитывать заботливое отношение к малышам и старикам, уважение к труду взрослых.
Оборудование:
Демонстрационные картинки: «Каждый ребенок имеет право на заботу взрослых», «Каждый ребенок имеет право на образование», «Каждый ребенок имеет право на жизнь»,
Картинка с изображением игрушек и их теней, глобуса.
Кусочки бумаги, пластика, ткани, дерева.
Картинки с изображением человека в разном возрасте и предметов, необходимых ему в этом возрасте.
Аудиозапись плача младенца. Видеоматериалы (слайды).
Ход занятия
№ | Содержание | Методические указания |
I II III IV V | Организационный момент -Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: "Доброе утро!" Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становиться добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера... -Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы им улыбнёмся и громко скажем всем "Доброе утро". -Сегодня нам предстоит очень интересное занятие, но для его начала нам необходимо подготовить наши язычки и глазки к работе. Зрительная гимнастика -Какое сейчас время года наступило? +зима -А почему вы думаете, что наступила зима? Назовите её признаки? +стало холодно, падает снег и на улице образуются сугробы -Верно. вы сказали что на улице падает снег и поэтому я вам предлагаю посмотреть на монитор и проследить за пролетающей снежинкой. -Молодцы. Глазки подготовили. Артикуляционная гимнастика -Теперь нам нужно подготовить наш язычок к работе. -Послушайте чистоговорку. Чу-чу-чу - я сейчас зажгу свечу, Ча-ча-ча – горит в комнате свеча, Чек-чек-чек - идёт по жизни человек. -Давайте попробуем произнести вместе. -Произнесем чистоговорку медленно -Теперь чуть быстрее -Начинаем медленно, постепенно увеличивая темп -Далее попробуем произнести громко -Теперь тихо -А теперь начинаем громко, постепенно уменьшая громкость. -Молодцы. Основная часть - Вот мы с вами и подготовились к сегодняшнему занятию. -Что это за звуки? Кто узнал? + - Верно, ребята, так плачет младенец —маленький ребенок, который совсем недавно родился. -Ребята, а когда ребёнок родился, какое право у него появилось? + -«Каждый ребёнок имеет право на жизнь» - Как вы думаете, появление в семье младенца — это обычное, радостное или может грустное событие? Почему же радостное, объясните. + - Верно, родился в семье человек и его рождения ждали мама и папа, дедушка и бабушка – это, конечно, огромная радость для родных и близких людей, т. к. на свет родился новый человек - Когда рождается человек, ему необходимо имя- это прописано в Конвенции о правах ребёнка, т.е. человек имеет право на имя. -Вы согласны, ребята? Беседа «Что означают наши имена» - Каждое имя имеет свое значение, оно определяет характер человека и его судьбу. Вот, например, Андрей ты знаешь, что означает твоё имя? + - Имя Андрей означает мужественный, смелый. -Полина а ты знаешь, что означает твоё имя? + - Полина - самостоятельная, любит помогать учителям, любит красиво одеваться, многозначительная, освобождённая. -Что означает твое имя Максим? Ты знаешь? + - Имя Максим происходит от латинского слова "максимус" - величайший, самый большой, превеликий. -Вот это только некоторые значения ваших имён. Все имена очень красивые, но вас много и рассказать о каждом имени у нас, к сожалению, не хватит времени, и я для вас приготовила подарки, вот такие открытки, в которых вы вместе с родителями прочтёте и узнаете о значении ваших имен. - Вот сейчас послушайте стихотворение Н. Григорьевой «Не имя красит человека», которое говорит нам о том, что имена наши нужно беречь. Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Не имя красит человека» Спорили мы очень долго, Чье же имя красивей – Александр, Владимир, Ольга, Эдуард, Олег, Андрей? - Ссориться так неприлично, - Няня нам совет дала, - И не имя красит личность – Красит имя лишь дела. Коль прославишься обманом, Так вруном и будут звать, Кто же станет хулигана Александром называть? Будешь ты без дела драться, Будут звать все драчуном. Станешь часто задаваться, Прослывешь ты хвастуном. Имена же Ваши, - знайте, Все красивы – спору нет! В чистоте их берегите, Берегите с юных лет. -Понравилось стихотворение? + - Я думаю, что вы поняли, что имена все красивы, но только не имя красит человека, а наши поступки и дела. - А теперь давайте мы с вами поиграем. Игра называется «Образуй ласковое имя». Давайте попробуем образовать ласковую форму ваших имен от полной формы. - Например, я Ирина, ласково- Ириночка, Иришка. Давайте попробуем теперь назвать ваши имена ласково. + - Молодцы. А вот теперь подумайте и скажите, сможете ли вы прожить без взрослых сейчас, в этом возрасте? Вы умеете готовить еду, стирать вещи, выбирать их? + - И вот поэтому существует еще одно право – это право на заботу взрослых. О вас заботятся ваши родители, дедушки, бабушки. -Но каждый маленький ребёнок подрастает и идет в детский сад. - А как называется наш детский сад? +петушок - А кто скажет, люди, каких профессий работают у нас в детском саду? + -Верно, в нашем детском саду работают воспитатели, повара, помощники воспитателя, дворник, прачка (стирает бельё), музыкальный руководитель, бухгалтер, медицинская сестра. -А чем же дети в детском саду занимаются? +играют, занимаются, гуляют, спят, кушают, общаются -Верно ребята, дети в детском саду занимаются, гуляют, но больше всего играют. Вот и я вам предлагаю немного поиграть. - Игра называется «Найди тень от игрушки». -У вас на столах лежат карточки с изображением игрушек и их теней. Ваша задача внимательно рассмотреть и простым карандашом соединить игрушку с её тенью. Вам понятно задание? Можете приступать к выполнению. -Давайте проверим, так ли у вас получилось? У всех так? -Молодцы, все справились. Давайте продолжим играть. -У вас у каждого на столах лежит геометрическая фигура. Найдите её пожалуйста. Какая геометрическая фигура лежит у тебя Полина? -У тебя Максим? И т.д. -Ваша задача сейчас попробовать выложить данную вам геометрическую фигуру нитками на бархатной бумаге. Все понятно? Давайте попробуем выполнить. -Молодцы, все справились. Вы сейчас выкладывали геометрические фигуры на плоскости, а у нас с вами есть еще и объёмные геометрические фигуры, с которыми мы знакомились на занятии. Давайте вспомним их названия. Кто помнит? + -Верно. Это куб, шар, цилиндр и конус. -А теперь, ребята, давайте отдохнём. Динамическая пауза «Повтори за мной». Утром я проснусь, сладко потянусь. Дети поднимают руки вверх, потягиваются. Умыться не забуду, и одеваться буду. Имитируют процесс умывания и одевания. Прихожу я в детский сад, я зарядку делать рад. Руки вверх, в стороны, вниз. Кашу я на завтрак ем, и скажу «спасибо» всем. Изображают процесс еды и кивают головой. Так цветы я поливаю, так рисую, так играю. Показ всех действий. Днём немного отдохну, мама придёт, её обниму. Изображают сон и объятия. -Ребята, посмотрите на монитор, кто это? + -Верно, это школьник (ученик). -После детского сада куда все дети? + идут в школу. -Верно. Закончив детский сад, все ребята отправляются в школу. -И следующим правом каждого ребёнка, является право на образование. - В школе дети уже не играют, а учатся, получают знания. Для этого им нужно много разных предметов. А вы знаете, что нужно школьнику? + -Молодцы, а вот сейчас вам предлагаю игру «Из какого материала сделан предмет?». Найдите у себя на столе кусочки различных материалов. Поставьте перед собой. Какие материалы лежат у вас на подносах? +бумага, ткань, пластик, дерево. -Верно. Я вам сейчас буду показывать предметы, которые необходимы каждому школьнику. А вы будете показывать мне тот кусочек материала, из которого сделан этот предмет. -Молодцы. Все справились. Со всеми этими предметами вы совсем скоро встретитесь, как только пойдёте в школу. -Ребята, а это кто? + -Верно это взрослый человек. Заканчивая учиться в школе, мы становимся взрослыми, самостоятельными людьми. Человека, который начинает работать, можно считать взрослым. -А как вы думаете, для чего взрослые работают? + -А кем работают ваши родители? + -У каждой профессии свои особенности, каждый работник выполняет свои обязанности. Например, повар варит еду, врач лечит больных и т.д. Для их выполнения нужны специальные предметы. -Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чьи предметы?». На мониторе будут появляться разные предметы, а вы называете профессию человека, которому нужны эти предметы для работы. -Молодцы. А что, ребята, взрослые получают за свою работу? +деньги -А для чего нужны деньги? + -Верно. Деньги взрослым нужны чтобы покупать еду, вещи, купить дом, платить за жильё, детский сад, растить своих детей. -В жизни взрослых есть еще один интересный момент. Сейчас вы дети, затем пойдёте в школу, и вас зовут по имени Максим, Илья, Полина. А как зовут взрослого человека? Кто знает? +по имени и отчеству -Верно. Давайте мы сейчас узнает, как вас будут звать, когда вы станете взрослыми. Например, меня в детстве звали Ириной, а сейчас – Ирина Сергеевна. -Попробуйте представить, что вы уже взрослые. Как вас будут называть? Как будут звать тебя Полина? + -Молодцы. Вот мы и познакомились с вами уже как со взрослыми людьми. -Но каждый взрослый человек переходит в следующую стадию своей жизни - это пожилой человек. -Как мы называем пожилого человека? + -Дедушка, бабушка или просто пожилой человек. -У кого в семье есть родственники пожилого возраста? Т.е. дедушки, бабушки? + - Как, ребята нужно относиться к людям пожилого возраста? + -А как вы понимаете поговорку «Старость надо уважать»? + -Верно, вы правильно сказали, к пожилым людям нужно относиться с уважением, заботиться о них, прислушиваться к их замечаниям, советам. -И по отношению к ним нужно всегда придерживаться поговорки «Доброе дело делай смело». Как вы её понимаете? + -Эта поговорка говорит нам о том, что нужно стараться постоянно помогать пожилым людям – перенести или донести тяжёлое, перевести через дорогу, уступать место в автобусе. -А вы делаете добрые дела по отношению к своим бабушкам и дедушкам? + -Молодцы. Я вижу, что вы очень хорошие дети и когда вырастите, то станете самими добрыми и успешными взрослыми. Итог занятия -Вот так протекает жизнь каждого человека. В каждом возрасте есть свои особенности. Сегодня мы о них с вами вспомнили и поговорили. - О каких же правах человека мы сегодня поговорили? + - Верно, каждый рожденный на свет человек имеет право на жизнь, право на имя, на заботу взрослых, на образование. Вы, я думаю, теперь будете знать о жизненном пути человека. -А теперь давайте попробуем распределить предметы, которые необходимы человеку в том или ином возрасте. -У меня на мольберте курточки с изображением младенца, школьника, взрослого и пожилого человека, а у вас карточки с предметами. Ваша задача рассмотреть и определить этому предмету место. Давайте начну я. Например, кому нужна пустышка? +младенцу -Верно. Я прикрепляю пустышку около младенца. Давайте теперь распределим те предметы, которые есть у вас. -Молодцы. Вот мы и распределили предметы. Я надеюсь, что вы запомнили, что кому нужно, и в каком возрасте. - Но, ребята, я хотела бы у вас спросить, а знаете ли вы, как называется планета, на которой мы живем? +Земля -Верно. Наша планета называется земля, она очень большая. Все, и младенцы, и дети, и школьники, и взрослые, а также пожилые люди проживают на ней, в том числе и мы. - И так, как еще одним правом каждого человека является Свобода выбора, то я хотела бы предложить вам выбрать то место на карте, где бы вы хотели жить, обозначив его вот такой звездой. -Молодцы. Вот мы с вами и познакомились сегодня с некоторыми правами каждого человека. Спасибо вам за работу. | Слайд для гимнастики для глаз. Звучит аудиозапись плача малыша Слайд 1 картинка «Каждый ребенок имеет право на жизнь» Раздаю открытки со значением имен Слайд 2 Картинка «Каждый ребенок имеет право на заботу взрослых» Карточки для игры «Найди тень от игрушки» Слайд для проверки Геометрические фигуры, нитки и бархатная бумага на столе у каждого ребёнка. Показ объёмных геометрических фигур. Слайд Иллюстрация школьника Слайд «Каждый ребенок имеет право на образование» Слайды со школьными принадлежностями. Слайды с предметами Слайд с изображением денег Упражнение «Имя и отчество» Слайд с изображением пожилого человека Карточки для Дид. игры «Кому что нужно?» Иллюстрация карты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи "Буратино идет в школу" для подготовительной (логопедической) группы
Цель: автоматизация звуков [л] - [л\'], [р] - [р\']. Использование методы театрализации с активным участием детей как современной образовательной технологии....
Занятие по развитию речи "Весна идет-весне дорогу"
Занятие по развитию речи "Весна идет-весне дорогу"...
Итоговое занятие по развитию речи "Лунтик идет в школу".
Предлагаю вашему вниманию конспект итогового занятия по развитию речи. Материал будет интересен воспитателям подготовительных групп....
конспект занятия по развитию речи "Весна идет"
Материал предназначен для ознакомления и закреплени примет весны...
Конспект открытого занятия по развитию речи Весна идет
Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц...
Конспект занятия по развитию речи"Весна идет."
Конспект занятия по развитию речи "Весна идет"...
Конспект занятия по развитию речи «Буратино идет в школу» (театрализация с активным участием детей) для детей подготовительной (логопедической) группы
Цель: автоматизация звуков [л] и [л']; [р] и [р'] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание: - отработка практических умений и навыков использования фонетически чистой, лексическ...