Консультация для родителей «Возможности фольклорных форм в работе с детьми 4-5 лет по развитию речи»
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Евглевская Галина Васильевна

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе детских садов становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор – это  особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Возможности фольклорных форм в работе с детьми 4-5 лет

 по развитию речи»

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе детских садов становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор – это  особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка, потешка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Они не только забавляют ребенка, но и обучают его навыкам поведения. Очень важно, что произведения устного народного творчества являются более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, указание, контроль деятельности, создание ситуации успеха и т. д.). Так как фольклор легко воспринимается детьми, информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков, входит в жизнь ребёнка естественно, закладывается в кладовую памяти с самых ранних лет.

Если в процессе воспитания детей младшего дошкольного возраста чаще используются пестушки, потешки, простые заклички («Сорока-ворона, кашу варила…», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Дождик-дождик, пуще» и др.), то в среднем дошкольном возрасте кроме потешек, закличек возрастает роль сказки.

Цель: развивать интерес к устному народному творчеству – русским народным сказкам, обучать умению слушать сказки и пересказывать их сюжеты, сопереживать услышанному.

Задачи:

  • развивать связную речь детей;
  • мотивировать стремление детей на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
  • уточнять знания детей о жанровых особенностях сказки;
  • учить осмысливать характеры и поступки персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказок;
  • развивать образность речи детей;
  • развивать творческое воображение и мышление;
  • развивать коммуникативные навыки у детей;
  • воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления (на осеннем празднике – этюд с Медвежонком и Медведицей, на Новогоднем празднике – сказка «Колобок», на празднике ко Дню 8 Марта – «Приключения кота Леопольда»;
  • устанавливать добрые отношения в группе, сплачивать детский коллектив;
  • приобщать родителей к изготовлению костюмов, декораций к спектаклям и непосредственному участию в них.

Начиная со среднего возраста, по всем общеобразовательным программам предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу. Сказка может быть прекрасным художественным материалом для него. Для лучшего запоминания текста в нашей группе мы используем различные формы деятельности, имеем множество игр и дидактических материалов:

  • организуем подвижные игры по теме сказки, показ (ребёнок показывает, как ходит медведь, как прыгает зайка, например, во время утренней гимнастика или физкультминуток);
  • проводим интегрированные занятия: пересказ и рисование или аппликация (много возможностей для этого даёт программа Лыковой);
  • используем лото («Любимые герои сказок»);
  • разгадываем загадки о сказочных героях;
  • используем театрализованные игры:
  • настольный театр игрушек;
  • используем настольный театр картинок (игры «Восстанови последовательность», «Разрезные картинки»);
  • проводим игры-драматизации  с пальчиками;
  • проводим игры-драматизации с куклами бибабо;

С малоактивными детьми можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

Некоторые дети в группе способны даже к импровизации, то есть, разыгрыванию сюжета без предварительной подготовки. Особенно этот вид игры активизировался во время проведения недели театра.

Эффективным способом развития речи и мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нём поучение: сказка «Репка» - конец – делу венец; «Хаврошечка» - при солнышке тепло, при матушке добро; «Морозко» - по труду и награда; «Мужик и медведь» - что посеешь, то пожнёшь; «Маша и медведь» - не сиди на печи, не жди калачи; «Лисичка-сестричка и серый волк» - битый не битого везёт; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - всему своё время, на всякое хотенье есть терпенье и др.

 Так как, именно в работе со старшими дошкольниками целесообразно не просто перечитывать уже знакомые им сказки, но и проводить аналогию между ними и другими фольклорными формами, мы попытаемся со следующего учебного года проводить эту работу. Не первый год направление «Использование фольклора в повседневной разговорной речи» западает среди всех направлений по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой (см. таблицу). Трудно, разбирая пословицы и поговорки с детьми, не скатиться в назидательность и риторику. Надеемся, что именно проведение аналогии между сказками и малыми фольклорными формами, позволит сделать их понятными  и живыми для детей и даст возможность использовать в разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...

Презентация не тему «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, приро...

Педагогическая гостиная для родителей "Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего возраста"

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.Я собрала материал в виде подборки книг и дидактических игр и упражнений. Мой метод речевой этики предлагает рабо...

Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....