Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель педагогической технологии
Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opytom.docx | 76.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддъяков, 1995).
Пояснительная записка
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с ОНР, я всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют современному педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, что особенно важно для детей с ОНР.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Цель педагогической технологии
Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
Задачи педагогической технологии
- Обеспечить обогащенное речевое и познавательное развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.
- Формировать у дошкольников коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
- будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.
- более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
- педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.
- создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность коммуникативных навыков.
2. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
3. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
4. Сформированность основ диалектического мышления.
5. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
6. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Связь теории с практикой;
Развивающий характер воспитания и обучения;
Индивидуализация и гуманизация образования;
Акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
Целостность и системность обучающего процесса;
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность технологии:
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Форма работы:
Занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Трудности в работе:
Создание лаборатории.
Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
Оснащение детской лаборатории:
Начинать работу с детьми по формированию их познавательной сферы необходимо с оснащения детской лаборатории. В этом мне помогли и сами дети, и их родители. Наш уголок экспериментирования оборудован:
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох,
семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, нитки.
Планирование работы.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Для достижения лучшего результата, я разработала перспективный план работы в детской лаборатории и картотеку НОД. (Приложение №1)
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с продуктивной деятельностью тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников
Работа началась с создания предметно – развивающей среды. В группе был организован город Почемучек (уголок экспериментирования для проведения опытов и экспериментов).
Начинаю работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, жителем города Незнайкой и другими. Затем дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
«Расскажи — и я забуду,
покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму»
Этим высказыванием я придерживаюсь в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: Внешние (новизна, необычность объекта);
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив (почему так);
Ситуация выбора.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом, почвой и семенами, светов искусственным и спонечным.
В переводе с греческого слово «атмосфера» означает «воздух вокруг Земли».
Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.
Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
У нас есть вдох и выдох.
Сколько весит воздух?
Можно ли поймать воздух?
Бывает ли воздуху холодно?
Вдунь шарик в бутылку.
Может ли воздух быть сильным?
Пламя загрязняет воздух, и др.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.
Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами.
Дети экспериментируют с песком:
Песчаная мельница (течения песка)
Свойства насеянного песка.
Свойство мокрого песка.
Песочные часы, и др.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:
«Тонет, не тонет»
« Чем пахнет вода»
«Есть ли у воды вкус?»
«Испаряется ли вода?»
«Вода прозрачная»
«Камни вытесняют воду»
«Опыты со снегом и льдом»
«Очищение воды», и другие. (Приложение №2)
Почва: Маленькие Почемучки любят трудиться в нашем маленьком огороде на окне, где пытаются понять, что необходимо растениям для роста и развития. Ребята самостоятельно сажают семена овощей и цветов в землю, затем пикируют подросшие саженцы, ухаживают за рассадой и получают хороший урожай овощей и цветов. (Приложение №3)
Во время долгосрочных опытов и экспериментов дети ведут дневники наблюдений, где зарисовывают результаты на данном этапе. (Приложение №4)
В опытно – экспериментальной работе я использую алгоритмы и рабочие карты, которые наглядно показывают детям некоторые природные явления.
(Приложение №5)
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, я слежу за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминаю детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном, что очень важно в работе с детьми с ОНР.
Заключение
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
Задают вопросы: Почему? Зачем? Как?;
Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…», «в результате…», «в ходе эксперимента…»;
Проявляют интерес к познавательной литературе;
Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
Применяют свои знания в жизни.
В ходе экспериментальной деятельности у детей с ОНР развивается познавательная активность, внимание, память, интеллект и, конечно же, речь.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности обогатили знаниями и умениями не только детей, но и меня, как современного педагога. И я решила поделиться своим опытом с коллегами.
В муниципальном смотре – конкурсе центров опытно – экспериментальной деятельности детей, наша группа компенсирующей направленности стала победителем в номинации «Огород на окне». (Приложение №6)
Опытом работы я поделилась с коллегами на сайте сетевого сообщества «Росток».
Подготовила и провела открытое мероприятие в форме НОД для педагогов своего ДОУ, где дети показали усвоенные знания. (Приложение №7) В Муниципальном конкурсе методических разработок по познавательному развитию заняла 2 место в номинации «Формируем целостную картину мира» тема: «Что мы знаем о воде».
(Приложение №8)
С этой разработкой я также участвовала в международной педагогической олимпиаде «Педагогический Олимп» и стала лауреатом. (Приложение №9). Своим опытом работы я поделилась с коллегами в ДОУ на семинаре- практикуме «Формирование креативность детей посредством опытнической деятельности» в форме выступления по теме: «Организация уголков экспериментирования в ДОУ» (Приложение №10).
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
И хочется закончить своё обобщение опытом китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41
«Березка»
г. Балаково Саратовской области
Обобщение опыта работы
воспитателя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Безбородовой Марины Владимировны
Тема: «Значение опытно – экспериментальной деятельности
в интеллектуальном развитии детей с ОНР»
2014 год
Общие сведения:
Безбородова Марина Владимировна
Воспитатель подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности № 9
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 41 «Берёзка»
г. Балаково Саратовской области
Образование: средне-специальное, ВДПУ №1, воспитатель
Педагогический стаж работы: 18 лет
Категория: высшая
Содержание:
1 часть
- Пояснительная записка
- Цель педагогической технологии
- Задачи педагогической технологии
- Предполагаемый результат
- Основные принципы организации детского экспериментирования
2 часть
- Оснащение детской лаборатории:
- Планирование работы.
- Связь детского экспериментирования с другими видами
деятельности
- Организация и условия экспериментальной деятельности
дошкольников
- Заключение
3 часть
- Приложение
Используемая литература:
- Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Сфера, 2005
- Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно»
Линка – Пресс,2004 г.
- Дошкольная педагогика №5,6 20012 г.
Список приложений:
- Приложение №1 «Перспективный план работы в детской
лаборатории»
- Приложение №2 Фотовыставка « Опыты с водой»
- Приложение №3 Фотовыставка « Огород на окне»
- Приложение №4, 5 Дневник наблюдений и алгоритмы
- Приложение №6 Визитная карточка для муниципального
смотра – конкурса центров опытно-экспериментальной
деятельности и Грамота победителя в номинации
«Огород на окне»
- Приложение №7 Справка – подтверждение о проведении
открытого мероприятия.
- Приложение №8 Конспект НОД, для участия в
муниципальном конкурсе на лучшую методическую
разработку по познавательному развитию по теме
«Что мы знаем о воде» и Диплом за 2 место в этом конкурсе.
- Приложение №9 Фотография с личной страницы сайта
«Педагогическая газета»
- Приложение № 10 Выступление на семинаре - практикуме
«Формирование креативности детей посредством
опытнической деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом «Влияние опытно - экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Способствовать развитию познавательных процессов...
Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...
Из опыта работы в ясельной группе опытно-экспериментальной деятельность.
Для ребенка мир ,который его окружает, полон тайн и чудес. Он хочет их раскрыть и тщательно изучить, поэтому задает бесчисленное множество вопросов .Особенно маленького исследователя интересует,...
Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...
Выступление из опыта работы по теме самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Выступление из опыта работы по теме самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»...
Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...
Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...