Поможем насекомым.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Материал рекомендован детям старшей группы. У детей обобщаются полученные знания по теме  "Насекомые", воспитывается интерес к  жизнедеятельности насекомых, активизируется словарь по теме. Занятие начинается с доброго стихотворения - приветствия. Прилетает бабочка и сообщает, что в лесу много насекомых, но паук со своими друзьями запутал их в своей паутине. Вместе решают: надо их освободить. Для этого необходимо выполнить ряд заданий. Дети определяют лишние слова, подбирают существительные к глаголам, образовывают слова множественного числа и с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Так, играя, выполняют разные задания и помогают освободить насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_nasekomym2016.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого мероприятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Поможем насекомым».

Интеграция областей: « Речевое развитие», « Познавательное развитие», «Физическое развитие», « Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»:                                                                                     - обобщить полученные знания по теме «Насекомые»;                                        - развивать интерес к познавательной деятельности,  память, внимание.                                          - развивать способность анализировать, делать выводы и обосновывать свои суждения;                                                                                                                   - воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.

«Речевое развитие»:                                                                                                   - формировать умение образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать их с числительным, составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги: около, по, под, на, над;                    - развивать словообразование и словоизменение;                                                 - активизировать словарь по теме.

«Физическое развитие»:                                                                                              - развивать координацию движений согласовываясь с текстом физминутки;    - способствовать увеличению двигательной активности.

«Социально – коммуникативное развитие»:                                                             - развивать умение общаться и взаимодействовать  с  взрослыми и сверстниками.

Методы и приёмы:

Практические: физминутка,  дидактические игры, развивающие игры.                                                                           Наглядные: рассматривание   картины и действий на интерактивной доске.                                                                    Словесные: словесные игры, чистоговорки,  художественное  слово, вопросы, уточнения, проблемная ситуация.

Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок с изображением насекомых с помощью электронной презентации, чтение произведений с героями насекомыми, наблюдение на прогулке.

Материал:

демонстрационный: картинки с изображением насекомых, большая картина на интерактивной доске, изображающая цветок и фигурки насекомых; презентация «Насекомые».

раздаточный: магнитная картинка с изображением цветка, магнитные фигурки насекомых: муравья, божьей коровки, пчелы, гусеницы, бабочки, жука, стрекозы.

Словарная работа: стрекочет, ползает, жалит, жужжит, звенит, порхает, бегает, собирает нектар; разноцветная, порхающая, стремительная, трудолюбивый, полезный, надоедливая, вредная, работящий, шустрый, быстрый, медлительная, прожорливая, звонкий, пестрокрылая, большеглазая, длинноусый, голова комариная, ножки пчелиные, крыло стрекозиное, усик пчелиный, брюшко муравьиное; около, по, под, на, над, под.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка, игра «Прятки».

Коммуникативная

Беседы, вопросы, проговаривания, счёт, подбор слов.

Познавательно - исследовательская

Действия на интерактивной доске, наблюдения

Игровая

Игровые ситуации.

Восприятие художественной литературы

Чтение, обсуждение.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент.

Обращает внимание на гостей, предлагает поприветствовать их.

Придумано кем – то просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!». Доброе утро  солнцу и птицам! Доброе утро  приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым. «Доброе утро» длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу, гостям. И пусть хорошее настроение  не покидает нас целый день!

Приветствуют гостей.

Улыбаются друг другу и гостям.

Сформирован положительный эмоциональный настрой.

2.

Основная часть.

Прилетает бабочка и сообщает, что в их лесу очень много насекомых, но вот беда, злой паук со своими пауками – друзьями запутал их всех в своей  паутине. Что же делать?

Верно! Дружно беритесь за руки.

Говорит, что насекомых можно освободить, но нужно выполнить несколько заданий. Согласны?

Первое задание:

   Игра «Четвёртый лишний».

Называет четыре слова.

На слух:

 -Жук, пчела, муравей, кошка.

- Слон, бабочка, шмель, гусеница.

На доске:

- Кузнечик, жук, комар, паук.

- Стрекоза, бабочка, муха, муравей.

(вместо паука затем добавить гусеницу, вместо муравья – паука).

Игра «Угадай, кто?».

(Подбор к глаголу  существительного, подходящего по смыслу.  Если дети отвечают правильно, то на доске появляется картинка насекомого).

Стрекочет кто?

Бегает кто?

Ползает кто?

Звенит кто?

Собирает нектар кто?

Жужжит кто?

Порхает кто?

Надо их освободить.

Все берутся за руки и проговаривают:    Мы все дружные ребята.                     Мы ребята – дошколята.      Никого не обижаем.  И в беде мы не бросаем!

Соглашаются.

На слух определяют лишнее слово, составляя предложение со словом «потому что».

Работают на интерактивной доске.

Подбирают слова.

Кузнечик.

Муравей.

Гусеница.

Комар.

Пчела.

Жук.

Бабочка.

Постановка на решение проблемы.

Сформировано чувство радости.

Сформулирован интерес к выполнению заданий.

Закреплены знания о классификации предметов.

Закрепление умения работать на интерактивной доске.

Сформировано умение подбирать существительные к глаголам.

3.

Второе задание:

     Игра «Назови ласково».

( образование слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом).

Муравей –

Гусеница –

Комар –

Пчела –

Жук –

Образовывают слова.

Муравейчик.

Гусеничка.

Комарик.

Пчёлка, пчёлочка.

Жучок.

Сформировано умение в подборе уменьшительно - ласкательных слов.

Стрекоза -

Муха –

Хвалит детей, что справились и с этим заданием. Предлагает

 проверить, кто сообразительней. Кто быстрее назовёт, тот и фишку получает.

      Игра «Один – много».

( образование существительных в форме множественного числа).

Кузнечик –

Муравей –

Гусеница –

Комар –

Стрекоза –

Пчела –

Жук –

Бабочка –

Муха –

Хвалит детей. Смотрят, кто, сколько фишек получил.

Стрекозочка.

Мушка.

Образовывают существительные.

Много кузнечиков.

Много муравьёв.

Много гусениц.

Много комаров.

Много стрекоз.

Много пчёл.

Много жуков.

Много бабочек.

Много мух.

Сформировано умение в образовании существительных множественного числа.

4.

Третье задание:

    Игра «Подбери признаки».

Бабочка –

Муха –

 

Пчела –

Кузнечик  -

Муравей –

Гусеница –

 

Комар -

Подбирают слова – признаки.

красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…

вредная, надоедливая, противная…

жёлтая, полезная, трудолюбивая…

зелёный, быстрый, стремительный, музыкальный…

шустрый, быстрый, работящий…

медлительная, прожорливая,

неприятная…

звонкий, надоедливый…

Сформировано умение подбирать прилагательные к существительным.

5.

Четвёртое задание:

     Игра «Сосчитай».

( согласование существительных с числительными).

Посчитай, сколько бабочек?

Посчитай, сколько гусениц?

Посчитай, сколько комаров?

Посчитай, сколько шмелей?

Физминутка.

Прилетели на лужок                 бабочки и пчёлы.                       Дружно сели  все в кружок,              с песенкой весёлой.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,      зажужжали  пчёлки.                       Ну, а бабочки  кружат                       у зелёной ёлки.

Там паук расставил сети.         Комары  зудят  в кустах.            Лучше песни нет на свете,                   чем о пчёлках и жуках!

Считают:

Одна бабочка, две бабочки…пять бабочек.

Одна гусеница, две гусеницы…пять гусениц.

Один комар, два комара…пять комаров.

Один шмель, два шмеля…пять шмелей.

Имитируют полёт бабочек и пчёл.

Садятся в кружок.

Жужжат и кружатся.

Выполняют свободные движения согласно тексту.

Сформировано умение в согласовании существительных с числительными.

Обеспечена потребность в движении, снятии мышечного  и умственного напряжения.

6.

Пятое задание.

Проговаривание  чистоговорок.

Вей – вей – это муравей.              Овка – овка – божья коровка.      Чок – чок – чок – вот и паучок.      За – за – за – прилетела стрекоза.  

Очка – очка – это бабочка.           Чик – чик – зелёный кузнечик.      Са – са – са – прилетела к нам оса.

Предлагает посмотреть  интересный фильм об этих маленьких и весёлых жителях нашей земли.

Показывает электронную презентацию.

Проговаривают чистоговорки.

Смотрят презентацию и обсуждают её.

Развитие памяти.

Развитие умения чисто и чётко проговаривать слова.

Получают положительные эмоции.

7.

Шестое задание:

Игра «Скажи одним словом».

- У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют…

- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют…

- У жука длинные усы, поэтому его называют…

Подбирают слова.

пестрокрылой.

большеглазой.

длинноусым.

Развитие умений в словообразовании.

8.

Седьмое задание.

Игра «Назови части тела насекомых».

( составление притяжательных прилагательных от названий насекомых).

Голова чья?

Ножки чьи?

Крыло чьё?

Усик чей?

Брюшко чьё?

Называют прилагательные.

Комариная.

Пчелиные.

Жучиное.

Стрекозиный.

Муравьиное.

Развитие умений в подборе притяжательных прилагательных.

9.

Насекомые целый день на лугу любят веселиться, порхать, летать, кружиться, а когда они устают, то отдыхают на цветке. У вас в корзиночках находятся насекомые. Внимательно слушайте, где каждое насекомое решило отдохнуть, туда и ставьте свой магнит с насекомым.

-Муравей бежит по…

Божья коровка ползёт по…

Пчела спряталась под…

Гусеница сидит над…

Бабочка порхает над…

Жук сидит под…

Стрекоза летает около…

Предлагает посмотреть, как должны были расположиться насекомые.

(Демонстрирует образец на магнитной доске).

Насекомые отдохнули на ромашке и решили поиграть в прятки. То один спрячется, тот другой.

Предлагает тоже поиграть.

Игра «Кого не стало».

Слушают и ставят магниты в нужные места.

стеблю цветка.

листу.

лепестком цветка.

цветке.

цветком.

листом.

цветка.

Проверяют, правильно ли выполнили задание.

Играют в игру.

Сформирован интерес к дальнейшей деятельности.

Сформировано чувство удовлетворённости от правильно выполненного задания.

Реализована игровая деятельность.

10.

Заключительная  часть.

Хвалит детей за то, что правильно выполнили все задания и освободили всех насекомых.

Показывает: вот они!

Предлагает назвать задания, которые выполняли.

Игры у нас были не простые, умные такие.

Те, кто в них играют,  насекомых не обижают. А нам же, друзья, на прощанье, осталось сказать: «До свиданья».

Называют задания, которые выполняли.

Прощаются с гостями.

Сформировано чувство удовлетворённости.

 

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/01/konspekt-otkrytogo-meropriyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Экскурсия в Серебряный бор в рамках проекта "Мы поможем пернатым друзьям, а они помогут нам" Акция "Поможем птицам"

Мероприятие проходило как заключительный этап в рамках проектной деятельности.  В тесном взаимодействии с семьями воспитанников была подготовлена и проведена выездная экскурсия в прирооохранный п...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

"Поможем насекомым". Досуговая деятельность детей 4-5 лет .

Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие" Цель: Развитие творчества детей в создании образа первых весенних цветов.Самостоятельный выбор необходимого материала для реализации зад...

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

«Поможем насекомым» Досуговая деятельность детей 4-5 лет.

Досуговая деятельность детей 4-5 лет «Поможем насекомым».Цель: Развитие творчества детей в создании образа первых весенних цветов.Самостоятельный выбор необходимого материала для реал...

Консультация для родителей "Осторожно, насекомые" С наступлением лета ребенка подстерегает больше опасностей. Одной из них являются насекомые. Задача родителей - защитить детей от укусов насекомых....

Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания и общения. В с ...