ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Терентьева Ольга Фёдоровна


Семинар - практикум для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способность читать хорошие книги

 вовсе не равноценна знанию грамоты.

/Русский писатель А. Герцен.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.

Навыки звукового анализа, т. е. фонематическое восприятие, формируются у ребёнка в том случае, если развито слуховое восприятие и фонематический слух.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Раннее выявление детей с фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков речевого развития в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии).

ПРИЧИНЫ НЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОБЛЕМА

ПРИЧИНА

1

Ребёнок не выделяет, не слышит заданный звук в слове.

Ребёнок не воспринимает речь с одного раза.

2

Нарушение звукопроизношения.

  • Плохо развита мелкая моторика пальцев и кистей рук.
  • Дефект озвончения, дефект смягчения звуков.
  • Ограниченный словарный запас.
  • Нарушение грамматического строя речи.
  • Дети плохо автоматизируют  речевые ряды: времена года, дни недели, части суток и т. д.; ряды цифр в прямом и обратном порядке; не проговаривают слова сложного слогового состава.

3

Ребёнок не может определить ударный слог в слове.

Недостаточная выразительность и чёткость речи,

смазанная, невнятная речь:

  • Неправильная артикуляция звуков.
  • Сжатая артикуляция.

4

Ребёнок не соотносит звук и букву.

Нарушены психические процессы: внимание, мышление, восприятие.

 

5

Ребёнок путает звуковой ряд (начало, середина, конец слова).

  • С большим трудом усваивает понятие «право-лево».
  • Путает предметы по величине, форме; выполняет задания не точно.

Итог

НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

        Работа по развитию фонематического слуха и обучению элементам грамоты проводится в два этапа.

  1. этап – подготовительный (работа проводится на невербальном (неречевом) материале).

Цель данного этапа подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

На 2 этапе работа ведётся на вербальном, т.е. речевом материале.

Цель этого этапа – сформировать фонематические представления, т. е. научить ребёнка элементам грамоты.

Итак: подготовительный этап включает в себя 6 пунктов, над которыми нужно работать одновременно.

1 пункт. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти.

Игры: «Где позвонили?». «Сколько раз ударили в бубен?» и т. д.   В. И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми».

 2 пункт. Работа над ритмом. (сначала над простым, затем над сложным ритмом).

Виды заданий следующие:

- Хлопнуть столько раз, сколько точек на кубике.

- Сравнение ритмов.

- Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанных символами.

- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

- Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка (долгий звук - ; короткий звук .).

3 пункт: Формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба (музыкальные и физкультурные занятия). Здесь ведётся согласованная работа воспитателя и специалистов.

4 пункт: Упражнения на развитие энергичных движений кистей и пальцев рук по образцу, словесной инструкции или под счёт (одной рукой, затем двумя руками.)

5 пункт: Упражнения на развитие перекрёстной координации рук.

            (Двумя руками одновременно).

6 пункт: Графические упражнения на переключение.

Задание: «Продолжи строку».

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

РАЗДЕЛ

ИЗУЧАЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ

ФОНЕТИКА

ЗВУКИ РЕЧИ

ЛЕКСИКА

СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА

ГРАММАТИКА

  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И КАТЕГОРИИ СЛОВА, КАК ЧАСТИ РЕЧИ;
  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ.

        ФОНЕТИКА – это раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону: состав звуков, особенности их произношения в словах, ударение, интонацию.

        ОРФОЭПИЯ – наука, примыкающая к фонетике, поскольку она изучает нормы и правила произношения звуков, их сочетаний в литературной речи.

        ЗВУК РЕЧИ – наименьшая единица речи. Его роль – способствовать различению слов, их смысла.

        В русском языке 6 гласных звуков: [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и 36 согласных звуков: [б], [б′], [в], [в′], [г], [г′], [д], [д′], [ж], [з], [з′], [й], [к], [к′], [л], [л′], [м], [м′], [н], [н′], [п], [п′], [р], [р′], [с], [с′], [т], [т′], [ф], [ф′], [х], [х′], [ц], [ч], [ш], [щ].

        При образовании гласных звуков воздух не встречает преград в полости рта, проходит через неё свободно. Гласные хорошо слышны.

  • гласные образуют слог;
  • гласные: А, У, О, Э, Ы обозначают твёрдость согласных, И – мягкость согласных.

        

        При образовании согласных звуков органы речи создают преграду в виде языка, губ, зубов, которую воздушная струя с шумом преодолевает. Согласные менее слышны в речевом потоке.

Согласные без гласных не образуют слога

Среди согласных различают звонкие и глухие. Звонкие согласные состоят из шума и голоса, глухие – только из шума (при их произнесении голосовые связки не вибрируют, расслаблены).

        Наиболее чётко звонкий и глухой парные согласные различаются перед гласными (дом – том, суд – зуд). В речи звонкие согласные перед глухими и на конце слова о г л у ш а ю т с я, т.е. меняются на глухой парный (сказка - [с], трубка - [п]).

        Глухие согласные перед звонкими о з в о н ч а ю т с я, т. е. меняются на звонкий парный (косьба - [з], молотьба - [д].

        Как звонкие, так и глухие согласные могут быть твёрдыми и мягкими (возок – возить –

[з] - [з]. Твёрдость или мягкость согласных различает смысл слов. Мягкие согласные образуются дополнительным движением языка к твёрдому нёбу.

Согласные образуют пары по твёрдости и мягкости.

ТВЁРДЫЕ

[б]  [в]  [г]  [д]  [з]  [к] [л]  [м]  [н]  [п]  [р]  [с]  [т]  [ф]  [х]

МЯГКИЕ

[б'] [в'] [г'] [д'] [з'] [к'] [л'] [м'] [н'] [п'] [р'] [с'] [т'] [ф'] [х']

        Вне пар - всегда твёрдые [ж], [ш], [ц] и всегда мягкие  [й'], [ч'], [щ'].

        Для обозначения мягкости на письме используют сочетание согласной буквы с последующей гласной буквой е, ё, ю, я, и или  с ь вёзды, линия, люди, зорька).

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

  1. Буква Ь (мягкий знак) обозначает мягкость согласных:
  • на конце слова (Тверь, степь, апрель);
  • мягкость [л'] в любой части слова (львица, Альпы, только, ковыль);
  • в середине слова перед твёрдым согласным (ходьба, нянька, просьба).
  1. Мягкий знак выступает в качестве разделительного т.е. показывает, что после него следует произнести [й] (семья [с' эм' йа ]).

Разделительный Ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, а также перед И.

  1. Буква Ь не пишется в сочетаниях

ЧК: печка, свечка

ЧН: скворечник, речной

НЧ: обманчивый, кончик

НЩ: мощность, барабанщик

РЩ: сварщик, притворщица

ЩН: мощность, помощник

СТ: тростинка, хвостик

НТ: бантик, романтик

        

Буквы Е, Ё, Ю, Я используются на письме в двух целях:

  1. Обозначают один гласный звук (е - [э], ё - [о], ю - [у], я - [а]) и мягкость предшествующего согласного звука (иметь - [м'э]).
  2. Обозначают два звука (е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа]:
  • в начале слова (еду, ёлка, юрта, ящик);
  • после гласной (маяк, моё).
  • после разделительного Ь знака (семья, ружьё).

ЗВУКИ РЕЧИ произносят и слышат.

БУКВЫ видят и пишут.

БУКВЕННЫЙ И ЗВУКОВОЙ СОСТАВ - РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Строгого соответствия между звуками и буквами нет:

  • количество букв и звуков может совпадать, когда определённой буквой обозначается конкретный звук (труба – 5 букв и 5 звуков).
  • одинаково звучащие звуки в словах могут передаваться разными буквами (лёд и лёт).
  • одна буква может обозначать разные звуки (волны [о], волна [а]; слон [с], сила [с´]  

         сдача [з]).

  • буква может не обозначать звука (петь – ь указывает лишь на мягкость  [т´]).
  • количество букв и звуков может не совпадать: (ёлка - [й], [о], [л], [к], [а] – 4 буквы,

        5 звуков; сердце -  [с´], [э], [р], [ц], [э] – 6 букв, 5 звуков, [д] – непроизносимая согласная).

СЛОГ – минимальная произносительная единица.

Слова делятся на слоги (па-ро-ход, яр-мар-ка, вет-ка, шап-ка).

В слове столько слогов, сколько гласных звуков, потому что в русском языке именно

г л а с н ы й  является слогообразующим.

УДАРЕНИЕМ называют произнесение одного из слогов в многосложном слове с большей силой, длительностью и чёткостью (здание, задание, вышивать). Выделенный голосом слог называется ударным, остальные слоги – безударные.

В русском языке ударение может быть на л ю б о м слоге. Ударение подвижное и поэтому перемещается в некоторых словах с одного слога на другой при их изменении: склонении, спряжении и др. (дуга – дугами, стелить – стелют).

        Ударение всегда падает на  г л а с н ы й  звук. Ударные гласные произносятся  я с н о.

        Безударные гласные произносятся  н е я с н о.

Схема фонетического разбора слова

  1. Разделить слово на слоги. Назвать количество слогов.
  2. Определить ударный слог.
  3. Указать количество звуков и букв. Прокомментировать их соотношение.
  4. Охарактеризовать гласные звуки по признаку ударности / безударности.
  5. Охарактеризовать согласные звуки по признакам: твёрдый / мягкий, звонкий / глухой.

2этап. Ведётся работа на вербальном, словесном материале. Здесь используются игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений, таких как начало, середина, конец, первый, последний, за, перед.

Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда. (Использование русских народных сказок: «Репка». «Теремок». «Три медведя» и других).  

  Второй этап состоит из 7 пунктов.

1пункт: Уровень гласных звуков. (Йотированные не относятся к гласным звукам).

   Задания:

- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией.

- Запись буквенного ряда, чтение букв и другие.

2 пункт: Уровень слогов. 

- Составление слогов из предложенных звуков. Игра. «Кто больше?» А,У, И.

- Упражнения с пальцами. Например: «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).

- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов (СА-ЗА-ЦА, СА-ЗА-ЦА) и т. д.

3 пункт: Уровень слова.

Обучение детей правильному образованию отдельных грамматических форм:

- существительных единственного и множественного числа;

- существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- относительных прилагательных (малина – малиновое);

- притяжательных прилагательных (мама – мамина).

4 пункт: Фонематический и слоговой анализ слов.

- Игра.»Телеграф» (передать слово, отстучав его ритмическую структуру, количество слогов).

- Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

- «Разрезные картинки» (разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове).

- «Рассели животных по домам» (1, 2, 3 этажа).

5 пункт: Фонематический и слоговой синтез слов.

- Таблицы.

6 пункт: Смешанные упражнения на анализ и синтез.

- Образовать слово из первых звуков, слогов, слов.

- Определить, какой звук, слог пропущен.

7 пункт: фонематические представления.

- Разложить картинки под или над схемами слов.

- Придумать слова к схемам.

- Придумать слова соответствующие ритмическому рисунку

( -  - ; -  - ; -  -  - ).

Д. Б. Эльконин, продолжая традиции К. Д. Ушинского, считает, что основа обучения грамоте – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи.

А упражнения в составлении схем, являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике, т. к. здесь задействованы не только речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки, но и мышление, без которого аналитико-синтетические операции детям не доступны.

   Как я уже говорила, учим детей составлять схемы ритмического рисунка, слогов, слов и схемы предложений. Схемы предложений можно не только составлять, но и заучивать стихи по готовым схемам. Используя наглядность дети лучше запоминают текст, «короткие» слова (предлоги и союзы, встречающиеся в тексте) и быстрее их начинают выделять в устной речи.

 

Таким образом, если работа по формированию фонематических процессов ведётся правильно и в системе, то практически все дети овладевают грамотой, что очень важно при обучении ребёнка в школе.

ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  1. Развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и слуховой памяти на базе неречевых звуков и правильно произносимых звуков речи.
  2. Артикуляционная гимнастика, направленная на усовершенствование моторики органов артикуляционного аппарата, развитие голоса.
  3. Уточнение правильной артикуляции звуков и отработка их в речи.
  4. Формирование навыков различения в слогах, словах и предложениях оппозиционных звуков в ряду других (С – Ш).
  5. Развитие навыков анализа и синтеза.
  6. Следует уделять внимание развитию зрительного восприятия, развитию ритма, моторики кисти руки, ориентировки в пространстве, психических процессов.
  7. 2 – 3 минуты, каждодневно посвящаемые артикуляционной гимнастике, развитию дыхания и голоса, благотворно влияют на улучшение дикции в целом.

Дидактические игры на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза.

  1. Звуковые кружочки» (квадратики) обозначают гласные звуки.
  2. «Звуковая линейка» (определяется место звука в слове, используются мелкие игрушки).
  3. «Весёлые человечки» (определяется место звука в слове при помощи человечков – игрушек).
  4. «Звуковые домики» (дифференциация звонких и глухих звуков).
  5. «Песенки звуков» (анализ слогов).
  6. «Измени слово» (путём замены или прибавления звука).
  7.  «Строители» (синтез – собрать; анализ – разобрать слова по звукам).
  8. «Составление схем слов».
  9. «Звуковой мячик» (дети находят пару: мягкий – твёрдый, звонкий – глухой).
  10. «Ловушка» (выделение заданного звука и характеристика этого звука).
  11. «Испорченный телевизор» (определение гласных звуков по артикуляции)
  12. «Посели слово» (домики с окнами слогами).
  13. «Волшебники» (изменение количества слогов: больше – меньше;   КОТ,  КОТИЩЕ,   КОТИК ).
  14. «Ударный слог» (определение ударения в слове).
  15. «Круголины, вертолины, ребусы, кроссворды».
  16. «Посели птиц (зверей) в домики».
  17. «Слова матрёшки».
  18. «Пропавшие безвести».
  19. «Мартышка и очки».
  20. «Фокус».
  21. «Из одного слова – несколько».
  22. Придумай слово со слогом «КА».
  23. «Разноцветные звуки».
  24. «Муха».
  25. «Из одного слова несколько» и т. д.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1.     Дать теоретические представления об этапах работы п...

Консультация для родителей "Роль обучения финансовой грамоте детей дошкольного возраста"

Консультация для родителейФинансовая грамотность детей. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и стан...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.Навыки звукового анализа, т. е. фонемати...

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.Навыки звукового анализа, т. е. фонемати...

Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста

Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста...