"Звук и буква "У""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Николаева Светлана  Владимировна

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное дошкольное образовательное  учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад №6»

Звук и буква «У»

Интегрированное занятие по обучению грамоте

 Подготовительная к школе группа

                                       

Подготовили:

 воспитатель Карташова Н.А.

Учитель – логопед Николаева С. В. 

2013

     

Цель: продолжать  развивать  речь  как  средство  общения.

Задачи: 1Познакомить детей с буквой «У» как письменным обозначением звука «У». 2.Учить   внимательно,  слушать текст  стихотворения, называть слова со звуком «у». 3.Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме.

Логопедические задачи

 1. Коррекционно-образовательные цели:

Познакомить детей со звуком «У», способом его характеристики с опорой на артикуляцию. Определять  наличие звука «У» в слове на  слух.

2. Коррекционно-развивающие цели:

Развивать общую артикуляционную моторику детей, развивать дыхание и голос, развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

3. Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: книги на каждого ребенка «Любимый букварь», тетради Е.Колесниковой «От А до Я», ручки, скакалки, гимнастические палки, счетные палочки, камешки, полоски для ковролина,  косточки от абрикоса, предметные картинки  со звуком У (улитка, улица, утюг, ухо, утюг, паук, кухня, дуб, туфли),  магнитная  доска.

Ход  занятия.

Рассаживаемся на коврике. Предлагаю детям взять книжки, рассмотреть картинки.

Рассказываю сказку:

«Жила-была буква, которая любила дразниться.  «У-у» - говорила  она всем, кто попадался ей навстречу :улитке, угольку, уточке, даже доброму ужу. Они обижались и тоже отвечали ей: «У». А однажды она увидела дерево. По привычке ей захотелось его подразнить, но ничего не получилось. А почему? (ответы и размышления детей).

Тут все заметили, что это дерево и буква «У» очень похожи. Наверно, это приятно, -быть похожей на дерево. Во всяком случае,  букве «У» после этого целый день не хотелось дразниться. Правда, на следующее утро она встретила совсем маленького утенка и опять сказала – «У».

Давайте поиграем   пальчиковая игра «Ай ду ду ду».

Ай ду ду ду ду ду ду,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба ладная, песня складная.

Дети из кулачков сделали дудочки, имитируют игру на дудочке, руки на пояс- сидит,  ворон -показывают кулачком, руки поднимаем вверх- высокий дуб.

Пальчиками поиграли, а теперь давайте выложим букву «У». Выкладывание  буквы на ковре, на столах из камешков, палочек и другого материала по их желанию. Рассматриваем букву, хвалю детей.  

Хлопаем в ладоши и превращаемся в гусят физминутка.

Утром встал гусак на лапки - потянулись, руки через стороны вверх,  

Приготовился к зарядке - руки на пояс,

Повернулся влево – вправо - повороты  влево - вправо,

Приседанья сделал справно - приседания,

Клювиком почистил пух - наклоны головы вперед, повороты влево - вправо,

Поскорее в воду плюх - прыжок присели.

Ребята,  кто - то к  нам спешит?

Логопед

Здравствуйте,  ребята,  перед  занятием  я была  в  гостях  у  одного  сказочного  мальчика. Я сейчас  загадаю  загадку, и  вы  догадаетесь кто  это.

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?  (Буратино)

 Буратино  был  очень грустный, так как  Карабас - Барабас   отнял  золотой ключик от сундучка, в котором лежит Букварь. Буратино очень хочет пойти в школу, для этого ему нужно вернуть ключик.

 Карабас - Барабас   просто так не хочет  отдавать ключик, поэтому он придумал для Буратино задания, а мы должны с вами, ребята, помочь ему их выполнить.  Вы  согласны.

Задание  1. Объяснить,  какой  звук  «У»   гласный  или  согласный  и  почему?  (ответы)

Сегодня мы  познакомимся со  звуком «У». Чтобы правильно произносить  звук «у» вытяните губки трубочкой, положите ладошку на горлышко. Послушайте, как оно гудит. Скажем дружно: у ууууу. Дети повторяют упражнение несколько раз

Звук [у] — гласный, его можно петь, обозначается  красным  цветом. При произношении звука [у] губы вытянуты вперед «трубочкой» (так воет ветер).

• «Тихо — громко».

Дети должны произнести звук [у] тихо и громко, чтобы услышать, как воет ветер.

А кто из вас знает, как гудит паровоз? Вот представьте себе, что паровоз едет издалека и постепенно приближается. Какой будет звук, когда паровоз далеко (тихий, а когда рядом (громкий)). А теперь  наоборот паровоз  отъезжает (сначала громко- затем  тише)  Вот сейчас давайте попробуем.

Фонематическая разминка у-у-у-У-У_У.     У-У-У-у-у-у

Задание 2.

• «Поймай звук». (хлопни  в  ладоши)

Выделение  звука «У» на слух  из ряда изолированных  звуков:  а, у, и, а, у, о, ы, у

Из ряда слогов: ук, жи, со, ау, му, ро, ду, ли, ут, оп, ву.

Из ряда слов:  умница, аист, удочка, мак, лук, утка, паук, курица, кот, петух,

Задание 3.

• «Да — нет».

Логопед выставляет на доску картинки  (утка, дом, мак, лук, удочка, утюг, сок, улитка), показывает по  очереди  на  каждую из  них, а дети говорят «да», если в слове есть звук [у], и «нет», если в слове нет звука [у].

  Ребята,   вы  молодцы, очень  помогли  Буратино!   Спасибо всем за  участие,  я  пойду, обрадую  его, До свидания!

Воспитатель: Ребята,  пока , Светлана Владимировна   выручает  Буратино,  наше  занятие  продолжается.  

Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку.

Игра «Кто внимательный».

Я прочитаю стихотворение, а вы запомните слова, в которых есть звук «У».

Стихотворение Г.Виеру «Устала утка».

«Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

 У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

Ну что ж из них получится?!»

Дети называют слова со звуком «У».

Давайте повторим звук «У» проговариваем.

Открывайте тетради, возьмите в руку правильно ручку, показывают , как взяли ручки.

Я буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки-картинки. Отгадываете загадку, обведите кружком картинку. Читаю загадки про утку, петуха, гуся. Спрашиваю,  какой звук услышали. Почему картинку с изображением  вороны не обвели? (нет звука «у»).

Внимательно рассмотрите картинки - кто нарисован  улитка, жук, кенгуру. Справа нарисованы прямоугольники, а в них квадратики, звук «у» находится в начале, в середине и в конце слова. Давайте произнесем слово «улитка», где находится звук»у», проговариваем.  Соединяем схему с  квадратом  в начале прямоугольника с картинкой «улитка». Далее предлагаю детям самостоятельно выполнить задание, потом проверяем. С какой схемой соединили «жука», «кенгуру». Затем проговариваем слова,  выделяя звук  «у».

«Вам занятие понравилось?» - спрашиваю у детей.

На следующем занятии мы с вами еще поиграем. На этом занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " АБВГДейка"(обучение букваи и чтению по слогам) 2021 год

Цель: обучение детей дошкольного возраста буквам ,чтению по слогам и " письму" слов по кубикакам....