Проект "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Чтобы речь ребенка развивалась своевременно, необходимы специальные условия, которые складываются из системы разнообразных воздействий, создания благоприятных условий для обучения, в использовании специальных приемов обучения. Игровая форма обучения очень важна в воспитании детей. Многочисленными исследователями признается тот факт, что игра – важнейшее средство всестороннего, в том числе и речевого развития и воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр»
(краткосрочный проект)
Авторы-составители:
Гува Светлана Михайловна,
Учитель-логопед
2020
Содержание
Паспорт проекта………………………………………...………………………...3
Обоснование значимости…………………………………………………………6
Календарный план реализации проекта…………….………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….11
Результаты деятельности………………………………………………………..12
Перечень учебно-методических разработок……………………………...……13
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Тема: «Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр.»
Паспорт проекта
Тема проекта | Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр. |
Руководитель и разработчик проекта | Гува Светлана Михайловна, учитель - логопед |
Исполнители проекта | Специалисты ДОУ, воспитатели, родители, дети старшей группы МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» |
База реализации проекта | МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка», г.Юрга. |
Нормативно – правовые документы |
|
Тип | Педагогический, краткосрочный |
Интеграция образовательных областей | «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
Направление деятельности | Речевая, коммуникативно – познавательная, игровая и творческая деятельность |
Цель | Формирование речевой активности у старших дошкольников с ОНР через использование дидактических игр в коррекционно-речевом процессе. |
Проблемы проекта | - наиболее эффективные методы обогащения словаря дошкольников; - участие родителей в работе по обогащению словаря у старших дошкольников с ОНР. |
Содержание этапов проектной деятельности |
Задачи этапа: - создать необходимые условия для реализации данного проекта; - изучить литературу; - составить план проведения мероприятий. |
II.Основной этап Задачи этапа: - составление картотеки дидактических игр и упражнений; - проведение интегрированных занятий; - внедрение развивающих технологий; - проведение мастер-класса и консультаций для родителей. | |
III. Заключительный этап. Задача проекта: - анализ результатов работы; - создание картотеки игр и упражнений; - разработка рекомендаций для родителей и педагогов. | |
Сроки проведения | 16.03.2020 – 30.03.2020 |
Возраст детей | 5 – 6 лет |
Ожидаемые результаты | Дети:
|
Педагоги:
| |
Родители:
| |
Практический выход | 1. Конспекты непрерывной образовательной деятельности; 2. Сборники дидактических игр. |
Материально- техническая база | Оснащение группы ДОУ и кабинета логопеда. |
Обоснование значимости
Дефекты речи, являясь препятствием для общения и обучения детей, самостоятельно с возрастом не проходят, они требуют длительного систематического воздействия. Организация такого воздействия возможна только при условии правильного понимания причин и сущности нарушения речевой деятельности, закономерности возникновения и развития и преодоления речевых нарушений, что в совокупности позволяет целенаправленно руководить процессом формирования речи и устранения имеющейся речевой патологии.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Обращение к синонимам обогащает словарный запас обучаемых, помогает им избежать в речи ненужных повторов, позволяет разнообразить речь, повышая ее выразительную силу. В словаре у детей с общим недоразвитием речи мало обобщающих понятий, редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Богатый словарный запас - это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая дошкольнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков при обучении в школе.
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи. Наличие специфических ошибок в ответах детей с недоразвитием речи обусловлено ограниченностью словарного запаса, недостаточным пониманием значения слова, трудностями актуализации слова. Эти проблемы делают речь детей бедной и стереотипной.
Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса детей. Своевременное развитие лексического строя у детей является важнейшим условием его полноценного речевого и умственного развития, а также - одним из главных факторов подготовки к школьному обучению.
Чтобы речь ребенка развивалась своевременно, необходимы специальные условия, которые складываются из системы разнообразных воздействий, создания благоприятных условий для обучения, в использовании специальных приемов обучения. Игровая форма обучения очень важна в воспитании детей. Многочисленными исследователями признается тот факт, что игра – важнейшее средство всестороннего, в том числе и речевого развития и воспитания детей.
Новизна проекта - в проекте представлена работа по систематизации, обогащению и уточнению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования дидактических игр.
Цель проекта – формирование речевой активности у старших дошкольников с ОНР через использование дидактических игр в коррекционно-речевом процессе.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи проекта:
- создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи, повышающую речевую культуру;
- развивать коммуникативные навыки, познавательную активность, любознательность, мыслительные операции сравнения и обобщения; воспитывать чувство любви к родному языку;
- развивать у детей лингвистическое отношение к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе речевых игр;
- решать коррекционно-развивающие задачи речевой активности детей с ОНР средствами организации взаимосвязи учителя-логопеда и специалистов учреждения.
Метод проекта позволяет детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться, как творческой личности.
План поэтапной реализации:
Проект рассчитан на 15 дней (16.03.2020г. – 30.03.2020г.):
- этап – подготовительный (16.03.2020г. – 18.03.2020г.)
2 этап – основной (19.03.2020г. – 26.03.2020г.)
3 этап – заключительный (27.03.2020г. – 30.03.2020г.)
Календарный план реализации проекта
Совместная деятельность с детьми |
Взаимодействие с семьёй | Деятельность педагога | Сроки |
|
|
| 16.03.2020 -18.03.2020 |
|
|
| 19.03.2020 – 26.03.2020 |
|
| 27.03.2020 – 30.03.2020 |
Заключение
Опираясь на данные мониторинга заключительного этапа проекта, можно говорить о положительной динамике у воспитанников.
Целенаправленная работа по использованию дидактических игр на занятиях, в режимных моментах обеспечивает повышение качества речевого развития дошкольников, способствует интенсивному развитию словарного запаса, создает основу для полноценной подготовки детей к обучению в школе.
Произошло взаимопонимание между родителями и педагогами, благодаря совместной работе детей и взрослых. Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию игр и упражнений в обогащении и активизации словарного запаса детей и тем самым, в подготовке детей к успешному обучению в школе.
Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.
Результаты деятельности:
- Повысился уровень использования в речи разнообразных лексических средств языка;
- В ходе обследования были зафиксировали улучшения показателей лексической стороны речи детей;
- Существенно обогатилась предметно – развивающая среда речевого центра;
- Повысился уровень педагогической информированности родителей о речевом развитии детей и коррекционной помощи;
- Активизировалась самостоятельная деятельность детей, развились коммуникативные навыки в общении.
Список литературы
1.Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С. 88-94
2.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. –1998.
3.Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР//Логопед в детском саду. — 2005. — № 1. — С.9−15.
4.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. – М.: "Сфера", 2010. – 144 с.
5.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
6.Ивановская О.Г. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей. – СПб.:КАРО, 2009 – 56с.
7.Китик Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие. – М.:Флинта, 2018. –194с.
8.Красношлыкова, О.Г. Организационно – педагогические условия введения ФГОС дошкольного образования [Текст]: Учебное издание / О.Г. Красношлыкова, Т.Б. Игонина, М.В. Дорн, М.Б. Федорцева.– КРИПКиПРО, 2015.–106с.
9.Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – 1998.
10.Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. М.: ЗАО "Элти-Кудиц", 2003.
11.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: "Гном-Пресс", 1999.
12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: "Айрис-Пресс", 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Научная статья о формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, средствами устного народного творчества....
"Обогащение и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного фольклора"
Актуальность, задачи и принципы проекта, этапы работы по теме, диагностический инструментарий, система коррекционной работы, модель выпускника, перспективный план работы с детьми старшей группы....
Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр и упражнений.
Консультация для родителей...
Статья «Активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр»
В статье представлен теоретический материал по использованию дидактических игр для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста...
«Дидактическая игра как средство обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обога...