Проект "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Светлана Михайловна Гува

Чтобы речь ребенка развивалась своевременно, необходимы специальные условия, которые складываются из системы разнообразных воздействий, создания благоприятных условий для обучения, в использовании специальных приемов обучения. Игровая форма обучения очень важна в воспитании детей. Многочисленными исследователями признается тот факт, что игра – важнейшее средство всестороннего, в том числе и речевого развития и воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр»

(краткосрочный проект)

Авторы-составители:

Гува Светлана Михайловна,

Учитель-логопед

                                       

2020

Содержание

Паспорт проекта………………………………………...………………………...3

Обоснование значимости…………………………………………………………6

Календарный план реализации проекта…………….………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….11

Результаты деятельности………………………………………………………..12

Перечень учебно-методических разработок……………………………...……13

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Тема: «Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр.»

Паспорт проекта

Тема проекта

Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр.

Руководитель и разработчик проекта

Гува Светлана Михайловна, учитель - логопед

Исполнители проекта

     Специалисты ДОУ, воспитатели, родители, дети старшей группы МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»

База реализации проекта

МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка», г.Юрга.

Нормативно – правовые документы

  1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от  29 декабря 2012г
  2. Конституция РФ
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ  от 17 октября 2013г. № 1155 «Федеральные государственные образовательные стандарты»
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», от 15.05.2013 № 26
  5. Приоритетный национальный проект «Образование»
  6. Устав МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка»
  7. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка»

Тип

Педагогический, краткосрочный

Интеграция образовательных  областей

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

 «Физическое развитие»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Направление деятельности

Речевая, коммуникативно – познавательная, игровая и творческая деятельность

Цель

Формирование речевой активности у старших дошкольников с ОНР через использование дидактических игр в коррекционно-речевом процессе.

Проблемы проекта

- наиболее эффективные методы обогащения словаря дошкольников;

- участие родителей в работе по обогащению словаря у старших дошкольников с ОНР.

Содержание этапов проектной деятельности

  1. Подготовительный этап

Задачи этапа:

- создать необходимые условия для реализации данного проекта;

-  изучить литературу;

-  составить план проведения мероприятий.

II.Основной этап

Задачи этапа:

-   составление картотеки дидактических игр и упражнений;

-   проведение интегрированных занятий;

-   внедрение развивающих технологий;

-   проведение мастер-класса и консультаций для родителей.

III. Заключительный этап.

Задача проекта:

-    анализ результатов работы;

-    создание картотеки игр и упражнений;

-   разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

Сроки проведения

16.03.2020 – 30.03.2020

Возраст детей

5 – 6 лет  

Ожидаемые результаты

Дети:  

  • использование в речи разнообразных лексических средств языка;
  • правильное построение предложений;
  • сформированность коммуникативных навыков общения.

Педагоги:

  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • обеспечение взаимосвязи работы специалистов и воспитателей.

Родители:

  • повышение педагогической грамотности родителей.
  • совершенствование взаимодействия родителей и педагогов для успешного развития детей.

Практический выход

1. Конспекты непрерывной образовательной деятельности;

2. Сборники дидактических игр.

Материально- техническая база

Оснащение группы ДОУ и кабинета логопеда.


Обоснование значимости

           Дефекты речи, являясь препятствием для общения и обучения детей, самостоятельно с возрастом не проходят, они требуют длительного систематического воздействия. Организация такого воздействия возможна только при условии правильного понимания причин и сущности нарушения речевой деятельности, закономерности возникновения и развития и преодоления речевых нарушений, что в совокупности позволяет целенаправленно руководить процессом формирования речи и устранения имеющейся речевой патологии.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь.        Обращение к синонимам обогащает словарный запас обучаемых, помогает им избежать в речи ненужных повторов, позволяет разнообразить речь, повышая ее выразительную силу.  В словаре у детей с общим недоразвитием речи мало обобщающих понятий, редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Богатый словарный запас - это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая дошкольнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков при обучении в школе.

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи. Наличие специфических ошибок в ответах детей с недоразвитием речи обусловлено ограниченностью словарного запаса, недостаточным пониманием значения слова, трудностями актуализации слова. Эти проблемы делают речь детей бедной и стереотипной.

Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса детей. Своевременное развитие лексического строя у детей является важнейшим условием его полноценного речевого и умственного развития, а также - одним из главных факторов подготовки к школьному обучению.

Чтобы речь ребенка развивалась своевременно, необходимы специальные условия, которые складываются из системы разнообразных воздействий, создания благоприятных условий для обучения, в использовании специальных приемов обучения. Игровая форма обучения очень важна в воспитании детей. Многочисленными исследователями признается тот факт, что игра – важнейшее средство всестороннего, в том числе и речевого развития и воспитания детей.

Новизна проекта - в проекте представлена работа по систематизации, обогащению и уточнению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования дидактических игр.

          Цель проекта  формирование речевой активности у старших дошкольников с ОНР через использование дидактических игр в коррекционно-речевом процессе.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи проекта: 

  • создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи, повышающую речевую культуру;
  • развивать коммуникативные навыки, познавательную активность, любознательность, мыслительные операции сравнения и обобщения; воспитывать чувство любви к родному языку;
  • развивать у детей лингвистическое отношение к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе речевых игр;
  • решать коррекционно-развивающие задачи речевой активности детей с ОНР средствами организации взаимосвязи учителя-логопеда и специалистов учреждения.

Метод проекта позволяет детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться, как творческой личности.

План поэтапной реализации:

Проект рассчитан на 15 дней (16.03.2020г. – 30.03.2020г.):

  1. этап – подготовительный (16.03.2020г. – 18.03.2020г.)

           2   этап – основной (19.03.2020г. – 26.03.2020г.)

 3   этап – заключительный (27.03.2020г. – 30.03.2020г.)

Календарный план реализации проекта

Совместная деятельность с детьми

     

       Взаимодействие с семьёй

Деятельность

педагога

Сроки

  • Игры на расширение объема словаря;
  • Игры, формирующие представления о конкретных признаках предметов.
  • Консультация для родителей: «Развитие речи ребенка в повседневной жизни».
  • Изучение литературы по теме;
  • Составление плана мероприятий.

16.03.2020 -18.03.2020

  • Занятие № 1;
  • Игры на расширение объема словаря;
  • Занятие № 2;
  • Игры, формирующие представления о конкретных признаках предметов;
  • Занятие № 3;
  • Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля;
  • Занятие № 4;
  • Игры, формирующие связи слов;
  • Занятие № 5.
  • Мастер – класс: «Развивающих игр, для развития словаря дошкольников»

  • Подготовка материалов, наглядных пособий, игр для практической   и речевой деятельности детей;
  • Составление картотеки дидактических игр и упражнений.

19.03.2020 – 26.03.2020

  • Игры, формирующие представления о существенных признаках предмета.

  • Анализ результатов работы;
  • Презентация проекта.

27.03.2020 – 30.03.2020

Заключение

Опираясь на данные мониторинга заключительного этапа проекта, можно говорить о положительной динамике у воспитанников.

Целенаправленная работа по использованию дидактических игр на занятиях, в режимных моментах обеспечивает повышение качества речевого   развития дошкольников, способствует интенсивному развитию словарного запаса, создает основу для полноценной подготовки детей к обучению в школе.

Произошло взаимопонимание между родителями и педагогами, благодаря совместной работе детей и взрослых. Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию игр и упражнений в обогащении и активизации словарного запаса детей и тем самым, в подготовке детей к успешному обучению в школе.

Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.

Результаты деятельности:

  • Повысился уровень использования в речи разнообразных лексических средств языка;
  • В ходе обследования были зафиксировали улучшения показателей лексической стороны речи детей;
  • Существенно обогатилась предметно – развивающая среда речевого центра;
  • Повысился уровень педагогической информированности родителей о речевом развитии детей и коррекционной помощи;
  • Активизировалась самостоятельная деятельность детей, развились коммуникативные навыки в общении.

Список литературы

1.Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С. 88-94

2.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. –1998.

3.Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР//Логопед в детском саду. — 2005. — № 1. — С.9−15.

4.Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. – М.: "Сфера", 2010. – 144 с.

5.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

6.Ивановская О.Г. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей. – СПб.:КАРО, 2009 – 56с.

7.Китик Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие. – М.:Флинта, 2018. –194с.

8.Красношлыкова, О.Г.  Организационно – педагогические условия введения ФГОС дошкольного образования [Текст]: Учебное издание / О.Г. Красношлыкова, Т.Б. Игонина, М.В. Дорн, М.Б. Федорцева.– КРИПКиПРО, 2015.–106с.

9.Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – 1998.

10.Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. М.: ЗАО лти-Кудиц", 2003.

11.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: "Гном-Пресс", 1999.

12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: "Айрис-Пресс", 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научная статья о формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, средствами устного народного творчества....

"Обогащение и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного фольклора"

Актуальность, задачи и принципы проекта, этапы работы по теме, диагностический инструментарий, система коррекционной работы, модель выпускника, перспективный план работы с детьми старшей группы....

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Статья «Активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр»

В статье представлен теоретический материал по использованию дидактических игр для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста...

«Дидактическая игра как средство обогащения активного словаря у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» включает, в частности, решение такой задачи, как обога...