конспект
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Серых Ольга Николаевна

Конспект Открытого показательного образовательного мероприятия по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением) для детей младшего дошкольного возраста (4-5лет) с ИКТ и педагогических технологий («Музейная педагогика») - «История  одного предмета – русская  национальная  обувь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                           

                                                                                              Заверяю

        Заведующая МБДОУ

        г. Иркутска д/сад № 115

Л.Н.Токарева  ___________

Конспект

Открытого показательного образовательного мероприятия по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением) для детей младшего дошкольного возраста (4-5лет) с ИКТ и педагогических технологий («Музейная педагогика») - «История  одного предмета – русская  национальная  обувь»

 .

Воспитатель:  Серых Ольга Николаевна

Дата (число):  16 ноября 2016год

Время: 10 часов (10.00)

Место проведения: группа «Незабудка»

           Воспитатель:   Серых Ольга Николаевна

_________________роспись

Форма организации: познавательно - тематическое развлечение, количество обучающихся: 25 человек

Тема: «История  одного предмета – русская  национальная  обувь»

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Использованные технологии: программное обеспечение PowerPoint

Бойчук И.А.,Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.

Цель: Приобщать дошкольников к истории национальной культуры как основы человеческого развития.

Задачи:

1.Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида.

2.Формировать  уважительное  отношение  и чувство принадлежности к своей малой родине; к сообществу детей и взрослых; гендерной принадлежности.

3.Формировать элементарные представления об изменении национального костюма на примере истории предметов одежды – обувь.

  4.Пополнять и активизировать словарь детей словами и словосочетаниями «лапти», «лапоточки», «лапотки», «лаптишки», «липа», «плести лапти», «лыко драть»,

5.Расширять представления об  особенностях обуви, не имевшей места в их собственном опыте.

Планируемые результаты:

Узнают  и правильно называют  характерные признаки  сезонной обуви

Называют и группируют  в соответствии с познавательной задачей  современную и старинную обувь

Знают элементарные правила ухода за обувью.

Используют   элементы орнамента   в украшении вещей (аппликация, рисование, лепка)

Предварительная работа:

1.Чтение детям произведений русских народных сказок.

2.Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования»

3. Разучивание  малых форм устного народного творчества;

4.Сюжетно-ролевые игры : «Ярмарка», «Русская изба».

5.Разучивание народной игры-хоровода: «Лапоть».

6.Фотовыставка «Мои любимые сказки»

7.Использование мультимедийных проектов по теме; пополнение уголка ряженья элементами народного костюма.

8. Оформление мини – музея « История и культура  декоративно – прикладного искусства»

Оборудование: слайды к занятию: лапти, сундук;  иллюстрации с изображением сказочных героев в лаптях; репродукций картин с изображение людей в национальной одежде; макетирование поделка к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»; рассматривание  серии кукол  в национальной одежде;  желтые ленточки, лист бумаги с изображением лаптя для д\упражнения  штриховка  «Нарисуй пару».

Техническое обеспечение: телевизор, музыкальный центр.

Этапы занятия

Краткий анализ

1.Организациооный момент.

Создание мотивационного поля и эмоционального настроя. Презентация (ИКТ – репродукции  картин с изображением людей в национальной одежде).

Слайды «Лапти –  национальная обувь крестьян» Презентация (Русский народный костюм).

Проблемная ситуация –

Ребята, почему в народе говорят «Дело вести не лапти плести»  (используются слайды)

Создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроя. Воспитатель владеет инфомационно-коммуникативными технологиями, использовала информацию о сезонной обуви по теме  на электронных носителях, которые самостоятельно систематизировала  и эффективно применяла . Погружение в проблемную ситуацию.

Педагог ставит перед детьми вопросы, мотивируя на предстоящую работу. Дети отвечали свободно, с интересом, активно. Ответы полные.

Установление эмоционально-тактильного контакта с детьми прослеживалось на протяжении всего образовательного процесса

2.Основная часть.

2.1. Музыкальное прослушивание «Лапти, да лапти мои»

2.2. Чтение малых форм устного народного творчества.

2.2.1 ИКТ – репродукции иллюстраций художника Ю. Васнецова

2.3. Дидактическое упражнение на обогащение словаря «Что делала лиса?»

2.4. Игра малой подвижности

«Разучивание движений народного танца»

2.5. Посещение мини-музея «История и культура декоративно - прикладного искусства»

2.6. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

2.7.Игра малой подвижности «Лапоть»

2.8. Игровые речевые упражнения «Скажи наоборот, скажи ласково, я начну, ты продолжи..»

2.9. Элементы театрализации с куклой Аленушкой в народном костюме.

3.0Дидактическое упражнение на развитие мелкой моторики рук «Нарисуй пару»

Воспитатель четко продумал и построил познавательно тематическое развлечение, осуществляя комплексный подход всего программного материала по развитию творческих способностей, памяти, любознательности и умения использовать полученные знания и навыки в жизни.

Все части тематического развлечения взаимосвязаны. Происходила смена видов  деятельности. Использование народных игр малой подвижности, загадок, пословиц для активизации словаря.

Воспитатель использовал разнообразные методы организации: групповой метод – на протяжении всего развлечения, словесный – объяснение выполнения заданий, индивидуальный в художественной деятельности. На протяжении всего тематического развлечения поддерживался  интерес детей сюжетной линией, наглядностью, разнообразием материала и оборудования, ИКТ, эмоциональным общением.

3.Заключительная часть

Подведение итогов. Дарение тематических работ «Нарисуй пару» малышам  и повторение загадок и потешек про сезонную обувь и элементарные правила ухода за ней.

В конце развлечения воспитатель предложила  детям сюжетно-ролевую игру «Я сегодня экскурсовод», что способствовало огромному эмоциональному заряду на весь день. С чувством огромной гордости дети подарили малышам  свои работы «Нарисуй пару»

Вывод: Ольга Николаевна представила интересное интегрированное тематическое развлечение по патриотическому воспитанию и ознакомлению с традиционной  народной обувью. В ходе развлечения продемонстрировала владение педагогическими технологиями, ИКТ. В частности, активное участие детей в выполнении подгрупповых поручений, заданий направленные на преодоление препятствий (классификация сезонной обуви), в ходе которых они самостоятельно делали выводы относительно задания «Из чего плели лапти?». В ходе занятия использовала электронные ресурсы: задания, презентацию, которые активизировали деятельность детей и способствовали плодотворной работе.

Ход НОД:

  1. м/с  «Лапти, да лапти мои»

 появляется  «Хозяйка в национальном костюме», она  встречает детей в группе.

Хозяйка.

Здравствуйте, ребятишки, девчонки да мальчишки!

Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю.

Быть внимательными и смышлёными

Вам сегодня предлагаю.

  1. Чтение потешек

(Предлагает послушать потешки и   познакомиться с  иллюстрациями  к ним.)

1-й ребенок: Лиса по лесу ходила,

        Звонки песни выводила,

        Лиса лычко драла,

        Лиса лапотки плела; (слайд иллюстраций сказочных героев)

2-й ребенок: Кошко лыко дерет,

        Коту лапотки плетет(Слайд)

3 часть

д\уупражнение:

3.1.  «Что делала лиса?»

Ответы детей:

Песни выводила, лычко драла, лапотки плела.

3.2. Что делала кошка?

  • Кошка лыко драла, коту лапотки плела

3.3. Что такое лапти?

  •  ответы  - рассуждения

«Хозяйка» -  Давайте посмотрим и  объясним, почему так они  называются и  для чего предназначены лапти  (Слайд).

  • Рассуждения детей

«Хозяйка» -

 3.4. Обобщает ответы детей - Лапти – это обувь из лыка, такую обувь носили в давние времена.Посмотрите,  как аккуратно и красиво сплетены лапти. В старые времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не было. Поэтому драли лыко и плели лапти.  Делали лапти из коры дерева липы - лыко. Лыко-это кора дерева  липы (липовая кора). Сегодня мы узнали, что  лапти делают из липовой коры – лыко, и носили лапти в давние времена.  

3.5.  Обращает внимание детей на экран,  где изображено дерево – липа.Я вам рассказывала, что когда цветет липа, пчелы собирают с липовых цветов мед и называют его липовый мед, он ароматный и полезный для здоровья человека.  

  • Предлагаю вам отгадать интересную загадку ( заранее подготовленный ребенок)

3.6.  ребенок:С моего цветка берет

        Пчелка самый вкусный мед.        

        А меня все обижают -

        Шкурку тонкую сдирают(Липа)

        

  • Дети любуются красотой дерева  липы.
  • «Хозяйка»  сейчас липку никто не обижает, кору не снимает. И растут липы зеленые и красивые (Слайд)

В  старые времена лапти  были удобнойлегкой   обувью. В  старые  время лапти были признаком бедности русских простых людей (крестьян) (слайд)

Сейчас лапти продаются в магазине как сувениры, подарки.

  1. Физминутка
  • «Хозяйка» предлагает детям  представить, что они в легких лаптях по сигналу бубна -   ходят по песочку (танцевальный шаг- руки на поясе, носочек ноги хорошо  вытягивают). По сигналу бубна -бегают  по лужайке – (руки в стороны,  бегают,высоко поднимая колено). Упражнение  повторяем 2-3 раза
  1. «Хозяюшка»  предлагает детям сесть в автобус и поехать в музей (слайд)обращает внимание детей на экспонаты
  • Выставка иллюстраций к сказкам с изображениями людей, животных и птиц в лаптях и русских костюмах.
  • Знакомство с русским костюмом.
  • Обращает внимание детей на обувь,  которая изображена  на героях сказок  - лапти.
  • Недавно мы с вами слушали сказку про пузыря, соломинку и лапоть, обращает внимание на  поделку к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»
  • Пересказ сказки по вопросам  
  1. Кто из вас вспомнит,   как называется сказка?
  2. Зачем герои сказки пошли в лес?
  3.  Что случилось, когда пузырь, соломинка и лапоть дошли до реки?
  4. Почему соломинка переломилась?
  5. Слайд  иллюстрации к сказке. Вспомните какая была соломинка (слайд) Тонкая, хрупкая, гибкая, слабая, непрочная, ломкая, изящная , золотистая….
  6. Что произошло с лаптем?
  7.  Расскажите  о  причине  это случая?
  8.  Почему лопнул пузырь?
  9. Чему учит эта сказка?

  1. А теперь давайте поиграем в игру «Лапти», считалкой выберем водящего.

-Месяц, месяц,

Где ты был?

- В лесу.

-Что делал?

-Лыки драл?

-Куда клал?

-Под колоду.

-Кто взял?

-Родион.

-Выйди, вон!

(Дети встают около стульев, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают ленточку на середину). Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает «Нет!»  Дети спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - «Да» Дети бегут в круг и стараются взять ленточку, а водящий старается запятнать их

Хозяюшка предлагает поиграть и выполнить задания.

  1. Хозяюшка. Выполните мои задания.

д\речевые упражнения

7.1.  «Скажи наоборот» (про обувь) (Грязная – чистая, старая – новая, старинная–современная, жесткая – мягкая, уличная – домашняя, каждодневная  –праздничная)

7.2. «Назови ласково». (Ботинок – ботиночек, сапог - сапожок, валенок – валеночек, туфля –  туфелька, лапоть - лапоток)

  1. ИКТ  -  лапоть, крестьянин в лаптях, дерево липа,  иллюстрации к потешкам (художник Ю. Васнецов)
  1. «Хозяюшка»: Ребята послушайте кто – то к нам стучится? Появляется кукла Аленушка в народном костюме.  Аленушка загадывает загадки.

  • Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки,

В них мы бегаем зимой:

Утром – в садик, днем – домой. (Валенки)(слайд)

  • Сшили их из черной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И на слякотной дороге

Не промокнут наши ноги.  (Сапоги) (слайд)

  • Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие как братья,

Мы за обедом под столом,

А ночью – под кроватью (Тапки)  (слайд)

  1. «Хозяйка». Хвалит детей. В народе говорят: «Дело вести – не лапти плести».  Вы умеете трудиться
  2. д\у - Помогите мне найти пару. Нарисуйте вторую такую - же по образцу.
  3. д\упражнение:  «Нарисуй пару». Дети закрашивают контур лаптей, выполняя   прием  штриховки  - в  разном направлении

Хозяйка  хвалит детей за правильно выполненное задание.  Желаю жить да молодеть, добреть да богатеть! А мне пора, уходить, до скорой встречи дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....