конспект
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект Открытого показательного образовательного мероприятия по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением) для детей младшего дошкольного возраста (4-5лет) с ИКТ и педагогических технологий («Музейная педагогика») - «История одного предмета – русская национальная обувь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Заверяю
Заведующая МБДОУ
г. Иркутска д/сад № 115
Л.Н.Токарева ___________
Конспект
Открытого показательного образовательного мероприятия по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением) для детей младшего дошкольного возраста (4-5лет) с ИКТ и педагогических технологий («Музейная педагогика») - «История одного предмета – русская национальная обувь»
.
Воспитатель: Серых Ольга Николаевна
Дата (число): 16 ноября 2016год
Время: 10 часов (10.00)
Место проведения: группа «Незабудка»
Воспитатель: Серых Ольга Николаевна
_________________роспись
Форма организации: познавательно - тематическое развлечение, количество обучающихся: 25 человек
Тема: «История одного предмета – русская национальная обувь»
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Использованные технологии: программное обеспечение PowerPoint
Бойчук И.А.,Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.
Цель: Приобщать дошкольников к истории национальной культуры как основы человеческого развития.
Задачи:
1.Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида.
2.Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей малой родине; к сообществу детей и взрослых; гендерной принадлежности.
3.Формировать элементарные представления об изменении национального костюма на примере истории предметов одежды – обувь.
4.Пополнять и активизировать словарь детей словами и словосочетаниями «лапти», «лапоточки», «лапотки», «лаптишки», «липа», «плести лапти», «лыко драть»,
5.Расширять представления об особенностях обуви, не имевшей места в их собственном опыте.
Планируемые результаты:
Узнают и правильно называют характерные признаки сезонной обуви
Называют и группируют в соответствии с познавательной задачей современную и старинную обувь
Знают элементарные правила ухода за обувью.
Используют элементы орнамента в украшении вещей (аппликация, рисование, лепка)
Предварительная работа:
1.Чтение детям произведений русских народных сказок.
2.Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования»
3. Разучивание малых форм устного народного творчества;
4.Сюжетно-ролевые игры : «Ярмарка», «Русская изба».
5.Разучивание народной игры-хоровода: «Лапоть».
6.Фотовыставка «Мои любимые сказки»
7.Использование мультимедийных проектов по теме; пополнение уголка ряженья элементами народного костюма.
8. Оформление мини – музея « История и культура декоративно – прикладного искусства»
Оборудование: слайды к занятию: лапти, сундук; иллюстрации с изображением сказочных героев в лаптях; репродукций картин с изображение людей в национальной одежде; макетирование поделка к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»; рассматривание серии кукол в национальной одежде; желтые ленточки, лист бумаги с изображением лаптя для д\упражнения штриховка «Нарисуй пару».
Техническое обеспечение: телевизор, музыкальный центр.
Этапы занятия | Краткий анализ |
1.Организациооный момент. Создание мотивационного поля и эмоционального настроя. Презентация (ИКТ – репродукции картин с изображением людей в национальной одежде). Слайды «Лапти – национальная обувь крестьян» Презентация (Русский народный костюм). Проблемная ситуация – Ребята, почему в народе говорят «Дело вести не лапти плести» (используются слайды) | Создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроя. Воспитатель владеет инфомационно-коммуникативными технологиями, использовала информацию о сезонной обуви по теме на электронных носителях, которые самостоятельно систематизировала и эффективно применяла . Погружение в проблемную ситуацию. Педагог ставит перед детьми вопросы, мотивируя на предстоящую работу. Дети отвечали свободно, с интересом, активно. Ответы полные. Установление эмоционально-тактильного контакта с детьми прослеживалось на протяжении всего образовательного процесса |
2.Основная часть. 2.1. Музыкальное прослушивание «Лапти, да лапти мои» 2.2. Чтение малых форм устного народного творчества. 2.2.1 ИКТ – репродукции иллюстраций художника Ю. Васнецова 2.3. Дидактическое упражнение на обогащение словаря «Что делала лиса?» 2.4. Игра малой подвижности «Разучивание движений народного танца» 2.5. Посещение мини-музея «История и культура декоративно - прикладного искусства» 2.6. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 2.7.Игра малой подвижности «Лапоть» 2.8. Игровые речевые упражнения «Скажи наоборот, скажи ласково, я начну, ты продолжи..» 2.9. Элементы театрализации с куклой Аленушкой в народном костюме. 3.0Дидактическое упражнение на развитие мелкой моторики рук «Нарисуй пару» | Воспитатель четко продумал и построил познавательно тематическое развлечение, осуществляя комплексный подход всего программного материала по развитию творческих способностей, памяти, любознательности и умения использовать полученные знания и навыки в жизни. Все части тематического развлечения взаимосвязаны. Происходила смена видов деятельности. Использование народных игр малой подвижности, загадок, пословиц для активизации словаря. Воспитатель использовал разнообразные методы организации: групповой метод – на протяжении всего развлечения, словесный – объяснение выполнения заданий, индивидуальный в художественной деятельности. На протяжении всего тематического развлечения поддерживался интерес детей сюжетной линией, наглядностью, разнообразием материала и оборудования, ИКТ, эмоциональным общением. |
3.Заключительная часть Подведение итогов. Дарение тематических работ «Нарисуй пару» малышам и повторение загадок и потешек про сезонную обувь и элементарные правила ухода за ней. | В конце развлечения воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Я сегодня экскурсовод», что способствовало огромному эмоциональному заряду на весь день. С чувством огромной гордости дети подарили малышам свои работы «Нарисуй пару» |
Вывод: Ольга Николаевна представила интересное интегрированное тематическое развлечение по патриотическому воспитанию и ознакомлению с традиционной народной обувью. В ходе развлечения продемонстрировала владение педагогическими технологиями, ИКТ. В частности, активное участие детей в выполнении подгрупповых поручений, заданий направленные на преодоление препятствий (классификация сезонной обуви), в ходе которых они самостоятельно делали выводы относительно задания «Из чего плели лапти?». В ходе занятия использовала электронные ресурсы: задания, презентацию, которые активизировали деятельность детей и способствовали плодотворной работе. |
Ход НОД:
- м/с «Лапти, да лапти мои»
появляется «Хозяйка в национальном костюме», она встречает детей в группе.
Хозяйка.
Здравствуйте, ребятишки, девчонки да мальчишки!
Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю.
Быть внимательными и смышлёными
Вам сегодня предлагаю.
- Чтение потешек
(Предлагает послушать потешки и познакомиться с иллюстрациями к ним.)
1-й ребенок: Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычко драла,
Лиса лапотки плела; (слайд иллюстраций сказочных героев)
2-й ребенок: Кошко лыко дерет,
Коту лапотки плетет(Слайд)
3 часть
д\уупражнение:
3.1. «Что делала лиса?»
Ответы детей:
Песни выводила, лычко драла, лапотки плела.
3.2. Что делала кошка?
- Кошка лыко драла, коту лапотки плела
3.3. Что такое лапти?
- ответы - рассуждения
«Хозяйка» - Давайте посмотрим и объясним, почему так они называются и для чего предназначены лапти (Слайд).
- Рассуждения детей
«Хозяйка» -
3.4. Обобщает ответы детей - Лапти – это обувь из лыка, такую обувь носили в давние времена.Посмотрите, как аккуратно и красиво сплетены лапти. В старые времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не было. Поэтому драли лыко и плели лапти. Делали лапти из коры дерева липы - лыко. Лыко-это кора дерева липы (липовая кора). Сегодня мы узнали, что лапти делают из липовой коры – лыко, и носили лапти в давние времена.
3.5. Обращает внимание детей на экран, где изображено дерево – липа.Я вам рассказывала, что когда цветет липа, пчелы собирают с липовых цветов мед и называют его липовый мед, он ароматный и полезный для здоровья человека.
- Предлагаю вам отгадать интересную загадку ( заранее подготовленный ребенок)
3.6. ребенок:С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают -
Шкурку тонкую сдирают(Липа)
- Дети любуются красотой дерева липы.
- «Хозяйка» сейчас липку никто не обижает, кору не снимает. И растут липы зеленые и красивые (Слайд)
В старые времена лапти были удобнойлегкой обувью. В старые время лапти были признаком бедности русских простых людей (крестьян) (слайд)
Сейчас лапти продаются в магазине как сувениры, подарки.
- Физминутка
- «Хозяйка» предлагает детям представить, что они в легких лаптях по сигналу бубна - ходят по песочку (танцевальный шаг- руки на поясе, носочек ноги хорошо вытягивают). По сигналу бубна -бегают по лужайке – (руки в стороны, бегают,высоко поднимая колено). Упражнение повторяем 2-3 раза
- «Хозяюшка» предлагает детям сесть в автобус и поехать в музей (слайд)обращает внимание детей на экспонаты
- Выставка иллюстраций к сказкам с изображениями людей, животных и птиц в лаптях и русских костюмах.
- Знакомство с русским костюмом.
- Обращает внимание детей на обувь, которая изображена на героях сказок - лапти.
- Недавно мы с вами слушали сказку про пузыря, соломинку и лапоть, обращает внимание на поделку к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»
- Пересказ сказки по вопросам
- Кто из вас вспомнит, как называется сказка?
- Зачем герои сказки пошли в лес?
- Что случилось, когда пузырь, соломинка и лапоть дошли до реки?
- Почему соломинка переломилась?
- Слайд иллюстрации к сказке. Вспомните какая была соломинка (слайд) Тонкая, хрупкая, гибкая, слабая, непрочная, ломкая, изящная , золотистая….
- Что произошло с лаптем?
- Расскажите о причине это случая?
- Почему лопнул пузырь?
- Чему учит эта сказка?
- А теперь давайте поиграем в игру «Лапти», считалкой выберем водящего.
-Месяц, месяц,
Где ты был?
- В лесу.
-Что делал?
-Лыки драл?
-Куда клал?
-Под колоду.
-Кто взял?
-Родион.
-Выйди, вон!
(Дети встают около стульев, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают ленточку на середину). Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает «Нет!» Дети спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - «Да» Дети бегут в круг и стараются взять ленточку, а водящий старается запятнать их
Хозяюшка предлагает поиграть и выполнить задания.
- Хозяюшка. Выполните мои задания.
д\речевые упражнения
7.1. «Скажи наоборот» (про обувь) (Грязная – чистая, старая – новая, старинная–современная, жесткая – мягкая, уличная – домашняя, каждодневная –праздничная)
7.2. «Назови ласково». (Ботинок – ботиночек, сапог - сапожок, валенок – валеночек, туфля – туфелька, лапоть - лапоток)
- ИКТ - лапоть, крестьянин в лаптях, дерево липа, иллюстрации к потешкам (художник Ю. Васнецов)
- «Хозяюшка»: Ребята послушайте кто – то к нам стучится? Появляется кукла Аленушка в народном костюме. Аленушка загадывает загадки.
- Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик, днем – домой. (Валенки)(слайд)
- Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги) (слайд)
- Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью (Тапки) (слайд)
- «Хозяйка». Хвалит детей. В народе говорят: «Дело вести – не лапти плести». Вы умеете трудиться
- д\у - Помогите мне найти пару. Нарисуйте вторую такую - же по образцу.
- д\упражнение: «Нарисуй пару». Дети закрашивают контур лаптей, выполняя прием штриховки - в разном направлении
Хозяйка хвалит детей за правильно выполненное задание. Желаю жить да молодеть, добреть да богатеть! А мне пора, уходить, до скорой встречи дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....