Фольклор в жизни дошкольника
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
В статье рассказывается о том, как приобщить ребенка к народным традициям, использовать русский народный фольклор в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_povsednevnoy_zhizni_rebenka.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор в повседневной жизни младших дошкольников.
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Дети очень любят рифмованную речь, особенно стихи, в которых они сами могут выступать персонажами. Произведения устного народного творчества являются важнейшим источником личностного развития. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние, пробуждают в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, к природе.
Необходимо использовать режимные моменты для организации речевого общения. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, кормление, укладывание спать требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроя. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.Проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста также можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях детского сада и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Детский фольклор используется в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности.
1.Малыши просыпаются, а Вы, улыбаясь, говорите ему:
Вот проснулся петушок,
Сел на веточку
Просыпайся, мой дружок,
Вставай, моя деточка!
2.Ребенок потягивается, а ему приговаривают:
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в ножки ходушки,
А в роток говорунок,
А в голову разумок!
3.Усаживая завтракать:
Люли, люли, люленьки,
Прилетали гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем нам деток накормить.
Один скажет — кашкою,
Другой — простоквашкою,
Третий скажет — молочком
И румяным пирожком
4.Ребенок поел, отдохнул, теперь ему надо подвигаться, поупражняться в ходьбе:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Уходи с дороги, кот!
Наша детка идет.
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ-топ!
Наша деточка идет!
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ-топ!
5.Малыши порой капризничают, когда их собирают на прогулку. А вы попробуйте, одевая ребенка, приговаривать:
Вот они, сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Если дождик пойдет,
Наденем сапожки:
Этот — с правой ножки,
Этот — с левой ножки.
Вот как хорошо!
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжи потуже шарф,
Будем делать снежный шар.
Я шар покачу, гулять хочу!
6.Выйдя на улицу, понаблюдайте за окружающим, «поговорите» с солнышком или дождиком (в зависимости от погоды):
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки, ждут малолетки!
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
7.Ласковые, спокойные слова потешек помогут уложить ребенка в постель, успокоить его:
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
Наших деток не буди.
Наши дети будут спать
Да большие вырастать.
Поспят подольше,
Вырастут побольше.
Не скребутся паучки —
Все по норкам спать легли;
Не летают гули —
Все давно уснули.
Только серенький волчок
Ходит ночью у ворот,
хочет деток забирать,
Мы не будем отдавать.
Народные игры-забавы
Многие забавы детей не что иное, как шуточное подражание серьезному делу взрослых, средство подготовки к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа. Дети в процессе игр приобретают ценные для жизни качества. Взять, к примеру, такие игры, как «Ладушки-ладушки» и «Сорока-воровка», в которые мы играем с детьми младенческого возраста,— это наилучший способ координации движений, детская гимнастика.
Игра «локотки» полезна любому ребенку, так как хорошо вырабатывает чувство ритма. В такт произносимым словам выстукивают по столу локотками или суставами согнутых пальцев:
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молоточки,
Заиграли локотки:
Тук-ток, тук-ток,
Скоро Ванечке годок!
Комарик. Все участники делятся на «комариков» и «лягушек». Лягушки сидят в «болоте», а «комарики» летают, издавая жужжание. Затем взрослый говорит:
Сел комарик под листочек (дети садятся),
На дубовый на пенечек,
Свесил ножки (болтают ножками),
Спрятался
(закрывают лицо руками).
«Лягушки», квакая, выходят из укрытия, ищут «комариков». Бросаются и «съедают» тех, кто открыл лицо.
Игра в кувшинчик. Водящий бьет мячом об землю:
Я кувшинчик уронила и о пол его разбила,
Раз, два, три —
Его, Ванечка, лови!
На слово «лови» сильно бьет мячом об землю и отбегает. Его на лету подхватывает тот, чье имя назвали. Игра продолжается.
Баба Яга. Один из играющих — «Баба Яга» — стоит поодаль. Ребята подходят к ней и дразнят:
Баба Яга — костяная нога
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
Побежала в баньку, испугала зайку!
Баба Яга, прыгая на одной ноге, старается поймать убегающих. С пойманным меняется ролями. Игра повторяется.
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор в жизни дошкольника
Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной?...
фольклор в жизни дошкольника
Фольклор в жизни дошкольника (самоанализ) Я работаю над проблемой развития речи дошкольников с помощью фольклора. Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способн...
Фольклор в жизни дошкольника
Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способности детей. Формируется способность удерживать внимание, включаться в рабочую ситуацию. Поэтому в своей работе с малышами использую прие...
опыт работы "Фольклор в жизни дошкольника"
Я- музыкальный руководитель в детском саду,проработав несколько лет, очень заинтересовало работать по русскому народному фольколу. детям нравится загадки, прибаутки, заклички, дразнилки. Также д...
Презентация «Фольклор в жизни дошкольника»
Городское методическое объединение «Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников» МБДОО ЦРР №17 «Василек», г. Лобня,...
Народный фольклор в жизни дошкольников
Знакомим детей с русским народным творчеством....
Консультация для родителей «Значение фольклора в жизни дошкольников»
Знакомство с народными произведениями развивает эстетические чувства дошкольников, обогащает речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии....