Фольклор в жизни дошкольника
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Блохина Ксения Николаевна

Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx16.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклор в жизни дошкольника.

 Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, частности и мудрости.

В последнее время в обществе наблюдается всплеск интереса к истории и культурному наследию России. Можно без преувеличения сказать, что фольклорное движение в стране переживает своего рода «взрыв». Создается огромное количество самостоятельных и профессиональных фольклорных ансамблей, число огромных характеризуемых фольклорных экспедиций не сокращается, несмотря на то, что подлинная народная культура (в первую очередь – обрядовый фольклор) к сожалению, безвозвратно уходит, территория ее традиционного бытования неуклонно сокращается .

Относительно преподавания музыкального фольклора  в среде  педагогов сложилось как минимум два мнения: 1) детей надо познакомить со всем многообразием фольклорных жанров и форм; 2) детей надо погрузить в фольклор только их возрастной группы, отобрать материал, напрямую «адресованный» в традиционной культуре именно детям .

Музыкальный фольклор благодаря строгой вековой системе жизненных правил, передающей от поколения к поколению понятие о добре и зле, справедливости и честности, совести, любви, выступает как образец гармонии, красоты поведения, труда, человеческих взаимоотношений. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены веками сформированные представления человека о миросоздании, природе, красоте жизни.

В музыкальном фольклоре существуют типичные народные интонации, попевки, мелодические формы, которые отмечены национальным своеобразием. Эти попевки никогда не исчезают из народной памяти, так как «несут в себе самое человечное» – боль, любовь, печаль.

Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной? Это – пласт календарно-земледельческих обрядов, базирующийся на общих для любого народа мифологических представлениях о мире, детский фольклор взрослых, адресованный детям (пестушки, потешки, прибаутки, в том числе небылицы-перевертыши, загадки, колыбельные, сказки с песнями), и собственно детский фольклор (считалки, дразнилки, скороговорки, игры и приуроченные к обрядам жанры, исполняемые детьми, веснянки – заклички, колядки). Знакомство же с другими жанрами, вероятно, должно проходить по мере взросления детей.

Как, в какой форме преподносить детям дошкольного возраста  фольклорный материал?

Календарные праздники, как известно, принадлежат к обрядовому фольклору – одному из самых древних пластов народной культуры, в них в синкретическом единстве сосуществуют разные виды искусств; (музыка, поэзия, танец), а также элементы народной материальной культуры. Поэтому, помимо народной музыки, поэзии и этнографической информации, в курсе желательно присутствие сведений по хореографии, народному театру, простейшим музыкальным инструментам, традиционной кулинарии в доступной и занимательной форме. К сожалению, изданий, нот содержащих такую информацию в научной форме, на порядок больше, нежели учебно-методических и  популярных. И единственно возможным в сложившейся ситуации выходом для педагога становится опять-таки самостоятельный поиск и сбор нужной информации. Ведущим критерием при ее отборе, позволим себе повториться, должно стать соответствие материала уровню детского восприятия. Заметим также, что структура курса, посвященного основным пяти календарно-обрядовым комплексам, не может механически проецироваться на четыре сезона (четыре четверти), изложение материала по календарным праздникам должно распределяться иным образом.

Конечной целью занятий должно стать формирование у детей представления о фольклоре как самобытной, многообразной и живой культуре. Чисто лекционный формат занятий при знакомстве с фольклором категорически не подходит! Самый интересный и близкий детям, и самый хлопотный для педагога, вариант это подготовка театрализованного представления, посвященного какому-либо календарному празднику. Дети здесь допускаются практически ко всем этапам его подготовки: изготавливают необходимый реквизит (например, Вифлеемскую звезду на Рождество, маски, костюмы ряженых на Новый год), мастерят простейший инструментарий, готовят игры, танцы, считалки, загадки, осуществляют постановку народной сказки (делают кукол, оформляют сценическое пространство), наконец, готовят по рецептам традиционной кухни блюда к праздничной трапезе. Задача педагога – пробудить у детей творческий интерес к народной культуре и грамотно направить его в художественное русло.

          В детском саду музыкальный руководитель может использовать следующие виды фольклора:

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

          Нужно обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

                  МБДОУ «Лямбирский д\с №2 «Родничок»

Фольклор в жизни дошкольника

                     

                                                                  Подготовила: муз руководитель

Пехотинская К.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклор в жизни дошкольника

Фольклор в жизни дошкольника (самоанализ) Я работаю над проблемой развития речи дошкольников с помощью фольклора.  Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способн...

Фольклор в жизни дошкольника

Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способности детей. Формируется способность удерживать внимание, включаться в рабочую ситуацию. Поэтому в своей работе с малышами использую прие...

Фольклор в жизни дошкольника

В статье рассказывается о том, как приобщить ребенка к народным традициям,  использовать  русский народный фольклор в различных видах деятельности....

опыт работы "Фольклор в жизни дошкольника"

Я- музыкальный руководитель в детском саду,проработав несколько лет, очень  заинтересовало работать по русскому народному фольколу. детям нравится загадки, прибаутки, заклички, дразнилки. Также д...

Презентация «Фольклор в жизни дошкольника»

Городское методическое объединение «Синтез искусств, как фактор формирования творческого развития дошкольников» МБДОО ЦРР №17 «Василек», г. Лобня,...

Народный фольклор в жизни дошкольников

Знакомим детей с русским народным творчеством....

Консультация для родителей «Значение фольклора в жизни дошкольников»

Знакомство с народными произведениями  развивает эстетические чувства дошкольников, обогащает речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии....