Народный фольклор в жизни дошкольников
книга по художественной литературе
Предварительный просмотр:
Народный фольклор в жизни дошкольников
Устное народное творчество –это история народа, его духовное богатство. Именно через него дети, получают первые представления о культуре своего народа, его традициях.
Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, передавали своим детям и внукам
Произведения фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, в освоении им культурных богатств.
Также имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Для развития ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах и важную роль играет детский фольклор -это творчество, включающее:
сказки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки, потешки, прибаутки и др.
В течении многих веков прибаутки, потешки, скороговорки, заклички приобщают детей к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, русского творчества
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать
Ребенок, вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Их можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности
Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове,их можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук
Прибаутки - это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.
Важными являютсч и заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут выражать свои чувства и мысли, учат детей народной мудрости. Они учат правилам поведения, моральным нормам.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие. Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора;, часто сопровождаются считалками.
Считалки – это рифмованные короткие стишки, тесно связаны с народной игрой, служащие для справедливого распределения ролей в играх
Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами.
Русская народная сказка. показывают нормы поведения в обществе, учат взаимовыручке, воспитывают первые навыки послушания, отражают своеобразие нашей Родины, условия труда, рассказывают о природе, животном мире, а волшебные сказки учат смекалке и развивают фантазию.
Как видим роль народного творчества в развитии детей велика и фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком. И при подборе фольклорного материала надо учитывать возраст детей. Для малышей это потешки, песенки, колыбельные, коротенькие сказки, которые используются, чтобы привлечь внимание, развеселить, успокоить, воспитать аккуратность. В среднем возрасте детям понятны заклички, загадки, народные приметы. А старшие дети очень любят отгадывать загадки, объяснять пословицы и поговорки, инсценировать сказки, Сказки показывают нормы поведения в обществе, учат взаимовыручке, отражают своеобразие нашей Родины. условия труда, рассказывают о природе, животном мире, а волшебные сказки учат смекалке и развивают фантазию. Поговорки и пословицы учат детей народной мудрости. Они учат правилам поведения, моральным нормам.
Устное народное творчество, является средство социализации ребёнка. Ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них и нравственные нормы
Как видим, устное народное творчество-это очень ценная кладовая отечественной культуры. От того на сколько люди будут понимать и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и ценность.
Список литературы:
- Аникин В.М. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2011.
- Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. СПБ.: Детство-Пресс, 2012.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Уч.-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народный фольклор в жизни ребенка
Народный фольклор входит в нашу жизнь с самого рождения, с маминой колыбельной песней......
Фольклор в жизни дошкольника
Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной?...
фольклор в жизни дошкольника
Фольклор в жизни дошкольника (самоанализ) Я работаю над проблемой развития речи дошкольников с помощью фольклора. Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способн...
Роль народного фольклора в жизни детей.
Возраст от 2 до 3 лет...
Фольклор в жизни дошкольника
Использование фольклора позволяет раскрывать и развивать способности детей. Формируется способность удерживать внимание, включаться в рабочую ситуацию. Поэтому в своей работе с малышами использую прие...
Фольклор в жизни дошкольника
В статье рассказывается о том, как приобщить ребенка к народным традициям, использовать русский народный фольклор в различных видах деятельности....
Конспект интегрированного музыкального занятия по теме: "Русский народный фольклор в жизни современных дошкольников"
На занятии использованы различные виды деятельности: игры - танцы, ритмические игры, коммуникативные игры направленные на развитие слухового восприятия, чувтва ритма и речевого творчества дошкольников...