Развитие звуковой и интонационной культуры речи как предпосылки обучения грамоте во 2 младшей группе»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Иващенко Наталья Андреевна

РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА — великое чудо. Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№3» г. Калачинска Омской области.

Доклад из опыта работы на тему:

«Развитие звуковой и интонационной

культуры речи

как предпосылки обучения грамоте

во 2 младшей группе»

Воспитатель:

Иващенко Наталья Андреевна

РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА — великое чудо. Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Работая в детском  саду,  заметила, что всегда в подготовительной к школе группе есть дети, которые  не проговаривают звуки  (чаще всего звук «р», «рь», «ль», «л» и др.)

Поэтому,   набирая   вновь   детей,   я решила  взять  тему «Развитие звуковой и интонационной культуры речи как предпосылки обучения грамоте».

И уже в первой младшей группе начала проговаривать сама и побуждать детей к повтору  потешек, прибауток, использовать речевые, пальчиковые игры,  совсем простые артикуляционные упражнения (паровоз, поезд - вытягивание губ трубочкой), слоговое пение (ля-ля, пи-пи, мяу-у, баю-бай и т.д.).   Развивая голосовой аппарат,  использовала чаще  индивидуальный подход.

К трём-четырём годам  ребёнок в значительной степени овладевает речью, но она ещё тоже недостаточно ясна и чиста по звучанию (часто встречается смягчённость речи; нечётко произнося гласные звуки; заменяются звонкие и гласные; звуки произносят в тех словах, где их употреблять неуместно (вместо «капуста» говорят «капушта») и т.д.

Работая во 2 младшей группе, особое внимание уделяю звуковой культуре речи.

 Продолжаю проводить артикуляционную гимнастику, считаю её одним из эффективных приёмов речевого развития, если проводить её систематически. Благодаря  помощи родителей в группе есть зеркала, детям очень нравится с ними выполнять упражнения.  Чтобы заинтересовать детей к работе со звуками, сделала  кубики с картинками  на определённый звук («и», «а», «л» и др.) Эффективным приёмом в речевом развитии считаю и  логопедические распевки (одну из них вы слышали), привлекая родителей, уже создана небольшая   аудио- коллекция     логопедических распевок.

Постепенно  стала знакомить детей с  интонационной выразительностью речи. Как известно, интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст, поэтому  начала с произношения отдельных  фраз со сменой высоты голоса,  темпа речи (быстро-медленно) в чистоговорках,  стихотворных строчках, пробуем в театрализованной деятельности. Чуть позже, ближе к концу года планирую начать работу над ритмом речи – это движение со словом и жестом.

Громкость, плавность речи во многом зависит от развития речевого дыхания. Пока  веду подготовительную работу по развитию речевого дыхания, но  провожу систематически в режимных моментах, чаще утром, ещё на прогулке и  во время игр. (Особенно детям нравятся: игра «Ветерок» дуют на снежинку из салфетки, дыхательные упражнения: «Вдыхаем запах леса» А.А. Гускова,  «Дятел на дереве», «Тесто»,  «Варим суп», «Молоток», «Пила», «Рубанок») 

Освящаю вопросы по речевому развитию детей в работе с родителями: часто беседую с ними, готовлю консультации для них, папки-передвижки с речевыми играми и упражнениями.

Опираюсь в основном на содержание работы  каждого  возрастного этапа. Обязательно  учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Использую литературу авторов: Т.С.Шиловой; Н В. Микляевой; Н.Ф.Губановой. Особенно нравится пользоваться играми описанными автором  А.А. Гуськовой.

Благодаря,  систематической работе по речевому развитию уже виден результат. В прошлом году два ребёнка, которые говорили совсем плохо, непонятно, сейчас же их  речь достаточно понятна как для взрослых, так и сверстников.  

В дальнейшем планирую  изучать новые технологии,  методы, приёмы  по речевому развитию и применять их в работе с детьми. Надеюсь, что и сегодня наша встреча будет для меня полезной.

 

     Самое главное – нужно помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых.

Поэтому стараюсь следить за своей речью, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная. Чего и Вам всем желаю! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте"

В презентации собран материал по теме "Звуковая культура речи" для старшего дошкольного возраста. ...

Презентация "Формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте."

Развитие и совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи; обучение детей звуковому анализу слова....

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)

Направление « Познавательно-речевое»Образовательная область « Познание» (развитие речи)Занятие во второй младшей группе (для детей 3-4 лет)...

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

НОД по развитие речи на тему «Лягушата из пруда или звуковая культура речи, звук Л(ль)», вторая младшая группа

НОД по развитие речи на тему:«Лягушата из пруда или звуковая культура речи, звук Л(ль)»...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)

Задачи:Образовательные:   -Учить пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования;   -Учить интонационно, выразительно воспроизводить сло...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Звуковая культура речи» (звук «у»). во второй младшей группе №1

Основная общеобразовательная программа: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.Возрастная груп...