Развитие звуковой и интонационной культуры речи как предпосылки обучения грамоте во 2 младшей группе»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА — великое чудо. Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№3» г. Калачинска Омской области.
Доклад из опыта работы на тему:
«Развитие звуковой и интонационной
культуры речи
как предпосылки обучения грамоте
во 2 младшей группе»
Воспитатель:
Иващенко Наталья Андреевна
РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА — великое чудо. Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Работая в детском саду, заметила, что всегда в подготовительной к школе группе есть дети, которые не проговаривают звуки (чаще всего звук «р», «рь», «ль», «л» и др.)
Поэтому, набирая вновь детей, я решила взять тему «Развитие звуковой и интонационной культуры речи как предпосылки обучения грамоте».
И уже в первой младшей группе начала проговаривать сама и побуждать детей к повтору потешек, прибауток, использовать речевые, пальчиковые игры, совсем простые артикуляционные упражнения (паровоз, поезд - вытягивание губ трубочкой), слоговое пение (ля-ля, пи-пи, мяу-у, баю-бай и т.д.). Развивая голосовой аппарат, использовала чаще индивидуальный подход.
К трём-четырём годам ребёнок в значительной степени овладевает речью, но она ещё тоже недостаточно ясна и чиста по звучанию (часто встречается смягчённость речи; нечётко произнося гласные звуки; заменяются звонкие и гласные; звуки произносят в тех словах, где их употреблять неуместно (вместо «капуста» говорят «капушта») и т.д.
Работая во 2 младшей группе, особое внимание уделяю звуковой культуре речи.
Продолжаю проводить артикуляционную гимнастику, считаю её одним из эффективных приёмов речевого развития, если проводить её систематически. Благодаря помощи родителей в группе есть зеркала, детям очень нравится с ними выполнять упражнения. Чтобы заинтересовать детей к работе со звуками, сделала кубики с картинками на определённый звук («и», «а», «л» и др.) Эффективным приёмом в речевом развитии считаю и логопедические распевки (одну из них вы слышали), привлекая родителей, уже создана небольшая аудио- коллекция логопедических распевок.
Постепенно стала знакомить детей с интонационной выразительностью речи. Как известно, интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст, поэтому начала с произношения отдельных фраз со сменой высоты голоса, темпа речи (быстро-медленно) в чистоговорках, стихотворных строчках, пробуем в театрализованной деятельности. Чуть позже, ближе к концу года планирую начать работу над ритмом речи – это движение со словом и жестом.
Громкость, плавность речи во многом зависит от развития речевого дыхания. Пока веду подготовительную работу по развитию речевого дыхания, но провожу систематически в режимных моментах, чаще утром, ещё на прогулке и во время игр. (Особенно детям нравятся: игра «Ветерок» дуют на снежинку из салфетки, дыхательные упражнения: «Вдыхаем запах леса» А.А. Гускова, «Дятел на дереве», «Тесто», «Варим суп», «Молоток», «Пила», «Рубанок»)
Освящаю вопросы по речевому развитию детей в работе с родителями: часто беседую с ними, готовлю консультации для них, папки-передвижки с речевыми играми и упражнениями.
Опираюсь в основном на содержание работы каждого возрастного этапа. Обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Использую литературу авторов: Т.С.Шиловой; Н В. Микляевой; Н.Ф.Губановой. Особенно нравится пользоваться играми описанными автором А.А. Гуськовой.
Благодаря, систематической работе по речевому развитию уже виден результат. В прошлом году два ребёнка, которые говорили совсем плохо, непонятно, сейчас же их речь достаточно понятна как для взрослых, так и сверстников.
В дальнейшем планирую изучать новые технологии, методы, приёмы по речевому развитию и применять их в работе с детьми. Надеюсь, что и сегодня наша встреча будет для меня полезной.
Самое главное – нужно помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых.
Поэтому стараюсь следить за своей речью, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная. Чего и Вам всем желаю! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте"
В презентации собран материал по теме "Звуковая культура речи" для старшего дошкольного возраста. ...
Презентация "Формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте."
Развитие и совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи; обучение детей звуковому анализу слова....
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)
Направление « Познавательно-речевое»Образовательная область « Познание» (развитие речи)Занятие во второй младшей группе (для детей 3-4 лет)...
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...
НОД по развитие речи на тему «Лягушата из пруда или звуковая культура речи, звук Л(ль)», вторая младшая группа
НОД по развитие речи на тему:«Лягушата из пруда или звуковая культура речи, звук Л(ль)»...
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)
Задачи:Образовательные: -Учить пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования; -Учить интонационно, выразительно воспроизводить сло...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Звуковая культура речи» (звук «у»). во второй младшей группе №1
Основная общеобразовательная программа: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.Возрастная груп...