Серия НОД по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_nod_formirovanie_razvitiya_rechi_rebenka.docx | 60.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Акт о внедрении
ФИО: Чижова Ирина Ивановна
Название образовательной программы (курса):
«Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития».
Тема итоговой работы:
«Формирование речи детей среднего дошкольного возраста».
Форма выполнения итоговой работы:
Составление конспектов и проведение серии занятий по развитию речи в средней группе «Знайка».
Наименование учреждения, в котором выполнялась итоговая работа:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска».
Должность руководителя:
Заведующий МБДОУ «Детский сад №41 «Лесная сказка» - Вера Александровна Жаркова.
Дата выполнения итоговой работы:
Апрель – май 2013 года.
Комментарии (при необходимости):
Серия занятий по развитию речи Чижовой Ириной Ивановной составлена в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада и проведена в период апрель - май 2013 года в средней группе «Знайка», в которой она и работает воспитателем.
Формирование речи детей среднего дошкольного возраста
План работы
- План серии занятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи развития речи:
- развитие звуковой культуры речи;
- обогащение словаря ребенка;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- подготовка к обучению грамоте.
- Актуальная задача речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Центральным направлением работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста является развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.
Речевые особенности, присущие детям средней группы «Знайка»:
- Кто из детей неправильно произносит или вообще не произносит некоторые звуки.
В группе есть дети, неправильно произносящие некоторые звуки. Учитель-логопед обследовала детей и определила группу для занятий в логопункте в следующем учебном году по постановке звуков.
- Какие формы слов, не соответствующие канонам взрослой речи, употребляют дети (в свободном разговоре не всегда правильно произносится окончание слов, согласование существительных и прилагательных. Особенно это заметно при чтении детьми стихов наизусть).
- создают ли «собственные слова» (Да, создают. Например: «полесос» вместо пылесос, «распадушка» вместо раскладушка. Неправильно понимают значение слов.).
- К плану и конспектам приложить краткий анализ проведенного занятия по следующей схеме:
- оценить сложность проведенного занятия для детей;
- какие обучающие задачи смогли решить на занятии;
- какие обучающие задачи нуждаются в дальнейшей проработке.
- Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
Образовательная область «Коммуникация»
Тема: «Рассматривание картин с весенним пейзажем».
Задачи:
Образовательные: учить детей составлять описательный рассказ в сравнении «Ранняя весна», «Поздняя весна». Учить детей находить отличительные особенности в двух пейзажах, подмечать, называть, сравнивать. Обогащать словарь детей.
Развивающие: активизировать словесно-логическое мышление, развивать внимание и память.
Воспитательные: воспитывать любовь к красоте родной природы.
План НОД:
- Рассматривание и сравнение двух пейзажей.
- Подбор и запоминание слов-определений по двум картинам.
- Запоминание природных явлений, характерных для весны.
- Проговаривание закличек о весне.
Развивающая среда: картины с изображением ранней и поздней весны (пейзажи, выполненные в разных временных отрезках: на одном еще лежит снег; видны первые проталины, на другом – снег сошел, зеленая травка, листочки, прилетели птицы); изображения природных явлений, характерных для весны (капель, ручей, солнышко, птицы и т.д.).
Предварительная работа: наблюдения в природе, закрепление весенних примет, рассматривание иллюстраций о весне, заучивание закличек.
Словарная работа: пейзаж (рисунок, картина, изображающая виды природы), проталины (место, где стаял снег, и открылась земля).
Индивидуальная работа: с Даниилом В., Кириллом С. по активизации словаря.
Интеграция с образовательными областями: «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Ход непосредственно образовательной деятельности
1-2. Подзываю детей к себе и предлагаю показать им пейзаж, хотите? Подвожу их к окну (вид из окна на деревья и огород).
- Что вы видите за окном?
- Какое время года?
- Какой сейчас месяц?
- Вы видите пейзаж?
- Кто из вас знает, что такое пейзаж? Вместе с детьми даем определение этому слову.
А хотите, я еще покажу вам пейзажи? Предлагает детям присесть на стульчики.
Вывешиваю на доске две картины: на одной весна ранняя, на другой – поздняя. Спрашиваю, что это такое? (Пейзажи). Прошу детей очень внимательно рассмотреть картины и отметить, чем они отличаются. Дети называют отличия. Обращаю внимание детей на проталины, изображенные на первом пейзаже.
- Что это такое?
- Почему эти темные места на картине называют проталинами? С помощью детей выясняю, что в этих местах снег протаял, и показалась земля, поэтому такие темные места в снегу называют проталинами.
Затем предлагаю детям внимательнее рассмотреть первый пейзаж и подобрать слова-определения:
снег: рыхлый, грязный, пористый;
проталины: черные, весенние;
деревья: голые, обнаженные;
солнышко: ласковое, весеннее, теплое, лучистое, веселое;
подснежник: первый, нежный, голубой, свежий, молодой.
На другой картине на деревьях появились листочки, снег растаял, появилась молодая трава, весело поют птицы.
Листочки: нежные, изумрудные, зеленые, клейкие, ароматные, молодые;
трава: зеленая, молодая, сочная, свежая;
земля: рыхлая, влажная, черная;
птицы: перелетные, зимующие, веселые, хлопотливые, поющие (певчие);
облака: белые, пушистые;
небо: голубое, чистое, весеннее.
В ходе разговора помогаю детям сравнить две картины, подвожу их к пониманию того, что на обеих картинах изображена весна, только в одном случае она ранняя, в другом – поздняя.
Предлагаю детям составить рассказ о картинах.
3. Затем раскладываю перед детьми картины с изображением различных природных явлений, и предлагаю им подумать: какие явления характерны для весны.
- Что бывает весной? ( Капель, чистое небо, облака, дождь, туман, гром, град и т.д.).
- Предлагаю детям встать в круг и позвать (покликать) весну, чтобы она пришла к ним и осталась насовсем, как это делали в старину.
Весна - весняночка,
Где ты зимовала?
- Зимовала я в лесочке,
Под ракитовым кусточком,
Солнышко встречала,
Лето дожидала!
Весна, весна,
Открой ворота,
Приходи поскорей,
Землю нашу согрей.
Соха, борона,
Ступай на поля!
Вспаши, взборони-
Хлебца новенького,
Да яровенького!
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись,
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей,
Весну приведи,
Холод-зиму прогони!
Краткий анализ проведенного занятия по следующей схеме
- Оценить сложность проведенного занятия для детей.
Дети с интересом рассматривали картины, отмечали различия между ними. Это для них было не трудно.
2. Какие обучающие задачи смогли решить на занятии.
Составление описательных рассказов состоялось. Привлекала к этому детей с хорошо развитой речью.
3. Какие обучающие задачи нуждаются в дальнейшей проработке.
Обогащение словарного запаса детей прилагательными.
- Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Тема: «Драматизация сказки В. Берестова «Как найти дорожку?».
Задачи:
Образовательные:
Формирование грамматического строя речи.
Учить детей приемам драматизации, помочь запомнить последовательность повествования, обитателей леса, некоторые виды деревьев.
Учить детей самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.
Закреплять навык правильного произношения звука [ж]. Напомнить детям артикуляцию звука [ж]; поупражняться в произношении звука [ж] в словах и фразах; учить произносить звук утрированно.
Развивающие: развивать речь детей, способствовать укреплению психофизического здоровья.
Воспитательные: формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.
План НОД:
1. Упражнение «Лесник».
- Чтение сказки В. Берестова «Как найти дорожку?».
- Драматизация сказки.
- Дидактическая игра «Назови одним словом» (игра-классификация).
- ЗКР. Четкое произношение и артикуляция звука [ж].
Развивающая среда: шапочки белочки, зайки, улитки, пчелки; картинки с изображением птиц, животных, насекомых, цветов.
Предварительная работа: рассматривание картинок одежды, посуды, обуви, животных и их классификация.
Словарная работа: лесник (лесной сторож), сторожка (жилье сторожа).
Индивидуальная работа: с Ириной Ф., Семеном С. по классификации предметов и объектов.
Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Предлагаю детям отправиться в путешествие к дедушке-леснику. Спрашиваю у детей: не знают ли они, кто такой лесник?
- Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревьев, не рвал цветы. А как называется жилище лесника? (Сторожка).
Упражнение «Лесник»
Показываю детям картинку и спрашиваю, что на ней нарисовано. (Лес).
- Кто следит за порядком в лесу и охраняет его? (Лесник).
-Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной).
- К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная).
-Лесная тропинка узкая, а дорога … (широкая).
-Деревья в лесу высокие, а кусты … (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек … (мелкий).
- Это тропинка. В лесу много … (тропинок).
Что, отправляемся в путешествие?
А поможет нам в нашем путешествии сказка Валентина Берестова «Как найти дорожку?». Хотите ее послушать?
Ребята пошли в гости к деду – леснику. Пошли и заблудились. Смотрят – над ними Белка прыгает. С дерева на дерево, с дерева на дерево. Ребята к ней:
Белка, Белка, покажи,
Белка, Белка, расскажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Очень просто,- отвечает Белка. – Прыгайте с этой елки вон на ту, с той – на кривую березку . С кривой березки виден большой, большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгайте!
- Спасибо, Белка, - говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы кого-нибудь еще спросим.
Скачет заяц. Ребята и ему спели свою песенку:
Зайка, Зайка, покажи,
Зайка, Зайка, расскажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- В сторожку?- переспросил Заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так – и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка лесник самовар ставит.
- Спасибо, Зайка, - говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется еще у кого-нибудь спросить.
Видят, ползет улитка.
Эй, Улитка, покажи,
Эй, Улитка, расскажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Рассказывать до-о-о- лго, вздохнула Улитка. – Лу –у – чше я вас туда провожу-у-у-у. Ползите за мной.
- Спасибо, Улитка! – говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы кого-нибудь еще спросим.
На цветке сидит Пчелка. Ребята к ней:
Пчелка, Пчелка, покажи,
Пчелка, Пчелка, расскажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Ж-ж-ж-ж-ж, -говорит Пчелка. – Покаж-ж-жу…. Смотрите, куда я лечу…. Идите следом. Увидите моих сестер. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мед носим. Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж…
И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчелы, и быстро нашли сторожку. Вот было радости! А потом дедушка их чаем с медом угостил.
Вопросы к сказке:
- Что искали дети в лесу?
- Кто такой лесник?
- Кто им подсказывал дорогу?
- По каким приметам им посоветовали искать дорогу белка, заяц, улитка, пчелка?
- Кто больше всех помог детям, почему?
- Предлагаю надеть шапочки зверушек и драматизировать сказку.
- Дидактическая игра «Назови одним словом».
Белка, заяц, лиса, волк, еж – это….
Жук, пчела, бабочка, кузнечик, улитка – это…..
Воробей, галка, ворона, синица – это…
Береза, ель, сосна, дуб, осина – это…
- ЗКР. Четкое произношение звука [ж].
Напоминаю детям о пчелке, которая помогла детям найти сторожку лесника, как она жужжит: ж-ж-ж. Дети четко артикулируют звук [ж].
- Какое насекомое издает похожий звук? (Жук).
- Как он жужжит?
- Ж-ж-ж-ж-ж.
Проговорить с детьми скороговорки:
Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит? Совсем не страшно жук жужжит.
(А. Стародубова)
- Давайте найдем среди этих букв ту, которая издает звук [ж].
Дети находят букву Ж, рассматривают ее и прикрепляют к магнитной доске.
Краткий анализ проведенного занятия по следующей схеме
1. Оценить сложность проведенного занятия для детей.
Занятие для детей не было сложным. Прошло эмоционально. Было неудовлетворение у детей, не участвующих в драматизации.
2. Какие обучающие задачи смогли решить на занятии.
Задачи на занятии решены все.
3. Какие обучающие задачи нуждаются в дальнейшей проработке.
Продолжать упражнять детей в выразительности произнесения текста, работать над темпом речи. Воспитывать самостоятельность в речевом общении у некоторых детей.
3. Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Тема: «Чтение стихотворения О. Григорьева «Дожди».
Задачи:
Образовательные:
Учить детей:
- Слушая стихотворение, выполнять творческое задание: найти в стихотворении слова, которые рассказывают о том, какой дождь и что делал дождь. Объяснить значение слов, встречающихся в стихотворении, помочь запомнить эти слова.
- Пользоваться при ответах на вопросы простыми и распространенными предложениями.
- Придумывать слова на заданную букву, находить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук, обозначаемый данной буквой. Напомнить детям артикуляцию звука [л]; поупражняться в произношении звука [л].
Развивающие: поддерживать и детскую впечатлительность и эмоциональность. Расширять круг конкретных представлений о природном явлении «дождь».
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к поэзии.
План НОД:
- Загадка о дожде. Упражнение «Продолжи цепочку слов».
- Рассматривание иллюстраций с изображением дождливой погоды.
- Чтение стихотворения О. Григорьева «Дожди». Творческие задания по стихотворению.
- Подвижная игра «Солнышко и дождик».
- Дидактическая игра «Встреча с буквами». ЗКР. Четкое произношение и артикуляция звука [л], [а], [д].
Развивающая среда: картины с изображением дождливой погоды (можно в разное время года), магнитные буквы, картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [л], [а], [д].
Предварительная работа: наблюдения в природе за дождем, рассматривание иллюстраций. Загадывание загадок, беседа с детьми о природных явлениях.
Словарная работа: моросить, барабанить, объяснить смысл фразеологизмов «слепой дождь», «обложной дождь», «грибной дождь».
Индивидуальная работа: с Кирой Г., Вячеславом Г. по активизации словарного запаса.
Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Социализация».
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Загадка о дожде.
Я из дома не пойду
Пока он на улице.
Капли сыплет на траву,
Тучка с неба хмурится.
Что это за озорник
Брызгает водою?
Сыплет прям за воротник
Воду ледяную.
(Дождь)
Предлагает детям поиграть и спрашиваю о том, какой бывает дождь. Упражнение «Продолжи цепочку слов» (дождь: холодный, теплый, сильный, слабый, короткий, продолжительный, веселый и т. д.).
- Выставляю перед детьми несколько картин. Спрашиваю:
- Чем похожи эти картины?
- На всех картинах идет дождь.
-Лучше сказать, что на всех картинах изображена дождливая погода. (Дети повторяют речевой образец).
- ребята, но посмотрите: на всех картинах дождь разный. Давайте-ка сравним.
(Дети рассматривают картины, сравнивают их, высказывают свои соображения).
- Оказывается, дождь не всегда одинаков, и не всегда только «идет».
3. А хотите, я еще расскажу вам, какой бывает дождь? О разном дожде написал стихотворение поэт Олег Григорьев, и я вам его прочту. Из него мы узнаем, какой бывает дождь, и что он умеет делать.
Дожди
Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще есть грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку...
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
Читаю стихотворение два раза, затем прошу детей ответить на вопрос: «Что делает дождь в этом стихотворении?». Дети отвечают, воспитатель поясняет непонятные слова:
крапал – когда дождь только начинается, капают редкие капли;
моросил - мелкий, нудный, тихий, без ветра – может целый день моросить (это бывает чаще осенью);
припускал – начинается с редких капель, а затем усиливается (нарастающий);
стучал, барабанил – дождь стучит по стеклам, крышам, удары капель частые, напоминающие барабанную дробь;
травы мял – если дождь очень сильный, проливной, то он примнет травы к земле.
- Какой дождь?
слепой, радужный – идет дождь и светит солнце, а в небе появляется радуга;
проливной ливень, полосовой, обложной – очень сильный дождь, идет прямой стеной, кажется, что ему нет конца (небо обложено тучами);
скорый, спорый – который очень быстро заканчивается (он может быть ливневым, а может и тихим);
грибной, моросящий, мелкий, сонный, медленный, висячий – этот дождик обычно идет в конце лета, осенью. Он очень медленный, может идти целый день, тучи нависают над головой, не хочется выходить на улицу);
холодный, горячий – дождь в разное время года;
грозовой – когда сверкает молния, гремит гром.
Затем предлагаю детям посмотреть еще раз картины и рассказать, какой дождь на картинах и что он делает?
- Спрашиваю детей, хотят ли они поиграть в игру. Игра «Солнышко и дождик».
- Дидактическая игра «Встреча с буквами».
- Перед детьми на магнитной доске три буквы:
Л А Д
Предлагаю детям прочитать слово. Если дети не справляются, помогаю им.
– Эти буквы пришли с нами поиграть. Какая первая буква? (Л)
- Буква Л хочет, чтобы вы нашли ей друзей, ей очень скучно.
(Среди картинок, разложенных на столе, дети находят слова, начинающиеся со звука [л]).
Затем предлагаю детям произнести слова, четко артикулируя звук [л]:
лебедь, лягушка, лимон, лук, лента, линейка.
- Какая следующая буква? (А)
Дети находят и ее друзей, произносят слова, четко артикулируя первый звук:
арбуз, аист, ананас, абрикос.
- Какая следующая буква? (Д)
Дети находят ее друзей, произносят слова, четко артикулируя первый звук:
дом, дерево, дятел, дыня.
Предлагаю детям произнести скороговорку со звуком [д]:
Дед Данила делил дыню: дольку Диме, дольку Дине.
Дети проговаривают скороговорку в нарастающем темпе несколько раз.
Краткий анализ проведенного занятия по следующей схеме
1. Оценить сложность проведенного занятия для детей.
Занятие для детей было сложным. Не всем детям было понятно значение слов в стихотворении. Хорошим подспорьем послужили иллюстрации, но их было недостаточно для освещения темы стихотворения. Превалировала речь воспитателя над речью детей.
2. Какие обучающие задачи смогли решить на занятии.
Задачи на занятии решены все.
3. Какие обучающие задачи нуждаются в дальнейшей проработке.
Обогащение словарного запаса детей, употребление в обыденной речи новых для них слов.
4. Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
Образовательная область «Коммуникация»
Тема: «Составление рассказа по теме «Семья».
Задачи:
Образовательные:
Учить детей:
- рассматривая фотографии, называть родственные связи (дочь, сын, мама, папа, дедушка, бабушка, внук, внучка);
- разбираться, кто старше в семье, кого можно назвать в семье главным, о ком можно сказать «глава семьи» и почему;
- осваивать умения монологической речи: составлять короткий (5-6 предложений) описательный рассказ из собственного опыта по семейной фотографии;
- пользоваться элементарными формами объяснительной речи.
Развивающие: развивать любознательность, самостоятельность и активность в речевом общении.
Воспитательные: воспитывать уважение к старшим, сочувствие, желание помогать членам семьи.
План НОД:
1. Рассматривание семейного альбома.
2. Беседа о том, кого называют главой семьи и почему.
3. Дидактическая игра «Старше - младше».
4. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
5. Чтение стихов о членах семьи.
Развивающая среда: семейные альбомы, карточки с изображением членов семьи.
Предварительная работа: поговорить с детьми и родителями о необходимости принести семейные альбомы.
Словарная работа: племянник: родственная связь ребенка с сестрой матери (тетей).
Индивидуальная работа: с Илией Д., Богданом К. по развитию монологической речи.
Интеграция с образовательными областями: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Рассматриваем вместе с детьми семейные альбомы. Прошу детей рассказать, чьи фотографии они принесли.
Образцы рассказов
На этой фотографии наша семья: мама, папа и я. Мы гуляем по парку. Там было много людей. Я увидел около дерева гриб и подбежал к нему. Папа сфотографировал нас с мамой около этого гриба.
На этой фотографии мама, папа, сестренка и я. Мы отдыхаем на море. Вода очень теплая и соленая. Папа катал меня и сестренку Таню на надувном матраце. Было весело. Мы хорошо загорели и отдохнули.
После рассказов детей предлагаю им разобраться в своих родственных связях. Показывая на фотографии в альбоме, спрашиваю:
- Кто это?
- Это бабушка.
- Кто ты для бабушки?
- Для бабушки я внук.
- Кем ты приходишь бабушке?
- Я прихожусь бабушке внуком.
- Кем приходится бабушке твой папа?
- Папа приходится бабушке сыном.
- Кто эта женщина?
- Эта женщина – моя тетя.
-Кем ты приходишься тете?
- Я прихожусь тете племянником.
2. Далее спрашиваю у детей, как они считают, кто в семье главный, кого можно назвать «главой семьи» и почему. Дети рассуждают на эту тему, приводят свои доводы.
3. Дидактическая игра «Старше - младше».
Раздаю детям цветные кружочки и предлагаю разделиться на три команды по цвету (красный, синий, желтый). Каждая команда получает конверт с карточками. Посовещавшись, дети раскладывают каточки по старшинству, затем отвечают на вопросы.
- Кто старше – папа или бабушка? (Бабушка старше папы).
- Кто моложе – папа или бабушка? (Папа моложе бабушки).
- Кто старше – внук или дедушка? (Дедушка старше внука).
- Кто моложе внучка или бабушка? (Внучка моложе бабушки).
Далее предлагаю детям прочитать стихотворения о родственниках, о членах семьи.
ПОМОЩНИЦА
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
БАБУШКА
С бабушкой мы буква
В книжке разбираем,
С ней играем в куклы,
В классики играем.
Важные секреты
Шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка –
Лучшая подружка.
(А. Барто)
Краткий анализ проведенного занятия по следующей схеме
1. Оценить сложность проведенного занятия для детей.
Занятие детям понравилось. Они были активны. Было много рассказов.
2. Какие обучающие задачи смогли решить на занятии.
Задачи на занятии решены все.
3. Какие обучающие задачи нуждаются в дальнейшей проработке.
Продолжать осваивать умения монологической речи, а именно при составлении описательного рассказ из личного опыта, соблюдать последовательность повествования.
5. Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
Образовательная область «Коммуникация»
Тема: Беседа «Здравствуй, лето!».
Задачи:
Образовательные:
Осваивать умения диалогической речи. Учить задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу. В разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса.
Развивающие: развивать любознательность, самостоятельность и активность в речевом общении.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения, дружеские взаимоотношения.
План НОД:
1. Загадка о лете. Беседа о лете.
Обрадовать детей скорым наступлением лета, побеседовать с детьми о том, чем можно заниматься летом, в какие игры играть с товарищами, как проводить свой отпуск.
2. Познакомить детей с приметами лета, прослушать стихотворение о лете в музыкальном сопровождении (Аудиокассета П.И. Чайковского «Времена года»).
3. Отгадывание загадок о летних явлениях природы.
4. Речь с движением «Лей, дождик, лей!»
Развивающая среда: картины с летними сюжетами, на которых изображено, чем можно заниматься летом; картины с летними явлениями природы. Аудиокассета «Времена года» П.И. Чайковского, магнитофон.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о лете, беседа о приметах лета.
Индивидуальная работа: с Настей П., Владом Т. по грамматически правильному построению предложений.
Интеграция с образовательными областями: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Загадка о лете.
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(лето)
Беседую с детьми о скором наступлении лета, спрашиваю, нравится ли им это время года, почему. Выслушиваю ответы детей.
2. Предлагаю детям прослушать стихотворение о лете в музыкальном сопровождении, запомнить, птиц и животных, приметы лета, услышанные в стихотворении, рассказать о них после прослушивания.
(В. Берестов)
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится.
Увидала петуха:
-Вот так чудо! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху - перья, снизу - пух!
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка:
-Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос, рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся.
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!»
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Беседа по содержанию стихотворения В. Берестова
- Какие приметы в стихотворении указывают на то, что лето наступило?
- Почему «кружат пчелы, вьются птицы»?
- Чему улыбается девочка в стихотворении?
- Какое настроение появилось у вас после прослушивания?
«Отчего так много света?» (И. Мазнин)
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день.
Ну, а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче.
Беседа по содержанию стихотворения И. Мазнина
- Почему стихотворение так называется «Отчего так много света»?
- О какой важной примете лета говорится в стихотворении?
3. Предлагаю детям отгадать загадки о лете и летних явлениях природы.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …
(Лето)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(солнце)
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей.
(солнце)
Летит огненная стрела.
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(молния)
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(кузнечик)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел
(бабочка)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(цветок колокольчик)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …
(василек)
Не зверь, не птица, носок как спица.
Летит — пищит, сядет — молчит.
(комар)
Сперва блеск,
За блеском Треск,
За треском — Блеск.
(гроза)
После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.
(радуга)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
4. Речь с движением: «Лей, дождь, лей!».
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
(дети изображают плывущие тучи: бегут мелкими шажками, широко расставив руки)
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
(дети подпрыгивают на носочках, протягивают руки, чтобы напоить рожь)
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет,
(дети склоняются, как колосья)
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
(Дети стучат пяточками по полу, быстро и звонко хлопают в ладоши).
Краткий анализ проведенного занятия по следующей схеме
1. Оценить сложность проведенного занятия для детей.
Занятие детям понравилось. Они были активны. Умеют отгадывать загадки. Использование аудиокассеты помогло детям прочувствовать содержание стихотворений.
2. Какие обучающие задачи смогли решить на занятии.
Не решена задача по умению задавать вопросы. Инициатива исходит от воспитателя.
3. Какие обучающие задачи нуждаются в дальнейшей проработке.
В разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса. Продолжать учить детей в коллективном разговоре спрашивать о чем-либо. Активизировать интерес к познанию нового.
Список литературы
- А.В. Аджи. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Развитие речи. Обучение грамоте. Чтение художественной литературы. –Воронеж, ТЦ «Учитель», 2008.
- В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». – СПб., Детство-Пресс, 2003, с.119.
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. –М., 2000.
- О.С. Ушакова. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010, с. 55-56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольно возраста с диагнозом ОНР.Пересказ рассказа «Мышки»
Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР Цель: Обучение пересказу.Задачи:Создание эмоционального фона занятия.Развитие словесно-л...
План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....
Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...
Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»
В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....
План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...
Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...