Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества.
Цель работы: формирование грамматически правильной, интонационно оформленной речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества.
Цель работы: формирование грамматически правильной, интонационно оформленной речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи:1. Формировать представления детей о фольклоре.
2. Знакомить детей с устным народным творчеством.
3. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения.
4. Учить отгадывать загадки.
5. Побуждать принимать участие в драматизации сказок.
6. Побуждать детей к использованию фольклорных произведений в повседневной жизни.
7. Активизировать в речи слова из фольклорных произведений.
8. Работать над правильным звукопроизношением.
9. Вырабатывать правильное дыхание, дикцию, интонацию детей.
10. Продолжать обогащать словарь детей словами из фольклорных произведений.
11. Активизировать в речи «фольклорные» слова.
12. Учить подбирать качественные прилагательные к существительным. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
13. Учить детей отвечать полными, распространёнными предложениями.
14. Учить детей поддерживать диалог со взрослыми и со сверстниками, как в повседневной жизни, так при рассказывании фольклорных произведений и участии в театрализованной деятельности.
15. Побуждать детей к театрализации фольклорных произведений.
16. Учить детей играть в речевые, театрализованные, сюжетные и подвижные игры, с использованием средств фольклора.
17. Вызвать интерес детей к фольклорным произведениям. Формировать чувство уважения, гордости, любви к русскому фольклору.
С целью повышения уровня развития речи дошкольников, устранения ошибок в речи детей, фольклорные произведения используются мною в образовательной деятельности по развитию речи, по формированию целостной картины мира, по формированию элементарных математических представлений, в изобразительной деятельности; во время сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических и подвижных игр; во время развлечений, драматизаций.
На образовательной деятельности по развитию речи дети знакомятся с такими формами фольклора, как пословицы, поговорки, загадки, русские народные сказки; потешки, заклички. Для совершенствования речевого аппарата использую игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, а так же подвижные игры; игровые ситуации, сказочных персонажей, сюрпризные моменты; артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, дыхательную гимнастику, пальчиковые игры и чистоговорки.
В пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе. Детям дошкольного возраста очень нравятся потешки. Они помогают детям не только развивать память, речь, но и выражать своё настроение, эмоции: огорчение, радость, тревогу, удивление.Чтобы детям было интересно, потешки сопровождаю показом действия, показом красочных иллюстраций. Знакомство с потешками происходит не только в образовательной деятельности по развитию речи. Стараюсь как можно чаще использовать их и в изобразительной деятельности ( рисование, лепка, аппликация).
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности: лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности, повышает интерес детей к образовательной деятельности, стимулирует поисковую, познавательную активность детей.
Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление.
Необходимо использовать следующие методические рекомендации по использованию фольклорного материала по формированию элементарных математических представлений :
- включение фольклора в образовательную деятельность по ФЭМП не должно быть самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий образовательной деятельности и адекватно решать поставленные математические цели и задачи;
- перед включением фольклорных форм в образовательную деятельность, необходимо уточнить, знают ли дети, используемые в них слова, понятен ли смысл;
- народные подвижные игры можно использовать в качестве физ. минуток в образовательной деятельности.
С целью приобщения родителей к работе по устранению «речевых проблем» дошкольников, мною проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы для родителей; проводится приобщение родителей к изготовлению поделок, иллюстраций к сказкам, потешкам, пословицам, поговоркам; проводятся посещения родителями образовательной деятельности и режимных моментов.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Предлагаю посмотреть отрывок НОД в средней группе «Путешествие в страну фольклора».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-419090-1429709532.jpg)
Влияние малых форм фольклора на развитие речи и нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-700973-1617178964.jpg)
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста
Степень влияния малых форм фольклора на развитие речи детей в дошкольном возрасте...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-370744-1453440997.jpg)
Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста
Содержание ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3 1. Особенности развития речи старших дошкольников ……………………...52. Влияние малых форм фольклора на р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-306041-1382543036.jpg)
Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749590-1454588895.jpg)
Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-419090-1429709532.jpg)
Презентация на тему "Влияние малых форм фольклора на развитие речи и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Составила и провела: воспитатель Васильева Надежда Николаевна...
Влияние малых форм фольклора на развитие речи малышей
Консультация о положительном влиянии малых форм фольклора на развитие речи малышей...