Совместная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе: викторина «Здравствуй, Пушкин!»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Реализуемая образовательная программа:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание 3-е, испр. и доп. М:МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.).
Дидактические единицы:
· сказка как литературный жанр, особенности жанра (основная идея, языковые средства);
· автор произведений Александр Сергеевич Пушкин, авторские сказки («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богаре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о его работнике Балде»); стихотворение «У лукоморья дуб зеленый», содержание произведений (основная идея, особенности структурных частей), главные герои (имена, характер, значение в данном произведении, взаимодействие друг с другом), сюжет (основные события, их взаимосвязь).
Вид (разновидности) деятельности детей: литературно-игровая (игра с правилами), литературно-познавательная, познавательно-коммуникативная, коммуникативно-игровая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorinadoc.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района
Санкт-Петербурга
Совместная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе:
викторина «Здравствуй, Пушкин!»
Составила и провела:
Принцева Людмила Алексеевна
Санкт-Петербург
2016 год
Реализуемая образовательная программа:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание 3-е, испр. и доп. М:МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.).
Дидактические единицы:
- сказка как литературный жанр, особенности жанра (основная идея, языковые средства);
- автор произведений Александр Сергеевич Пушкин, авторские сказки («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богаре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о его работнике Балде»); стихотворение «У лукоморья дуб зеленый», содержание произведений (основная идея, особенности структурных частей), главные герои (имена, характер, значение в данном произведении, взаимодействие друг с другом), сюжет (основные события, их взаимосвязь).
Вид (разновидности) деятельности детей: литературно-игровая (игра с правилами), литературно-познавательная, познавательно-коммуникативная, коммуникативно-игровая.
Задания для совместной деятельности:
Задание (действие и его содержание) | Способ предъявления задания | Способ презентации результатов выполнения задания |
1. Представьте свою команду и поприветствуйте соперников. | Словесный | Словесный |
2. Опираясь на карточки-помощники, обсудите правила поведения в викторине и правила работы в команде. | Словесный с предоставлением пиктограмм правил поведения во время викторины и правила работы в команде | Словесный с опорой на пиктограммы правил работы в команде |
3. Рассмотрите маршрутную карту викторины и обсудите ее особенности. | Словесный с демонстрацией маршрутной карты викторины | Словесный с опорой на маршрутную карту викторины |
4. Послушайте в аудиозаписи отрывки из произведений А.С. Пушкина и закончите фразы, назовите произведения. | Словесный с демонстрацией аудиозаписи отрывков сказок | Словесный |
5. Достаньте из мешочка картинки с изображением сказочных предметов, определите их названия, название сказки, расскажите кому и для чего был нужен этот предмет. | Словесный, с предоставлением мешочка с картинками | Словесный, с использованием картинок с изображением сказочных предметов |
6. Соберите на скорость картинку из разрезных частей (конкурс капитанов), определите название сказки и назовите изображенных персонажей. | Словесный с предоставлением разрезной картинки иллюстрации сказки | Словесно-практический с использованием разрезной картинки иллюстрации сказки |
7. Возьмите по 4 картинки с иллюстрациями сказок А.С. Пушкина, по каждой вспомните и расскажите четверостишие, назовите название сказки. 8. Послушайте отрывок, выберите картинку с прочитанным отрывком и назовите сказку. | Словесный с предоставлением иллюстраций сказок Словесный с предоставлением иллюстраций сказок | Словесный с использованием иллюстраций сказок Устный ответ |
9. Послушайте вопросы и ответьте на вопрос, выбрав один из трех вариантов. | Словесный | Устный ответ |
10. Разгадайте кроссворд и впишите слова, опираясь на карточки помощники. | Словесный
| Практический с использованием карточек с напечатанными словами-отгадками |
11. Покажите друг другу инсценировки подготовленных эпизодов сказок и отгадайте их названия. | Показ инсценировки | Словесный |
12. Попрощайтесь с командой противника и поблагодарите участников викторины. | Словесный | Словесный |
13. Расскажите о своих впечатлениях о проведенной викторине. | Словесный | Словесный |
Способ оценивания результатов викторины: после правильного выполнения каждого задания ведущий помещает фишки на магнитном табло (у каждого конкурса за правильный ответ – разное количество фишек) под названием каждой команды на табло (1 команда - желтые магнитные фишки, 2 команда – зеленые магнитные фишки); после выполнения последнего задания подсчитывается количество фишек, полученных командами; победителем становится команда, получившая большее количество фишек.
Способ награждения детей: Ведущий приглашает участников викторины для подведения итогов в зону награждения. Команды выстраиваются друг напротив друга, ведущий вместе с детьми считает вслух количество фишек, полученных каждой командой. Ведущий называет команду-победительницу. Детям из команды-победительницы вручаются игра-пазлы каждому участнику, медали с портретом А.С. Пушкина, а также вручается диплом команде, другой команде – грамота команде и книжки-раскраски каждому участнику.
Образовательные задачи
1. Актуализировать представления детей о сказках А.С. Пушкина при выполнении поисковых заданий, стимулировать интерес к их выполнению (ПР).
2. Формировать у детей умение выражать свое мнение, рассуждать, доказывать свое мнение и вести диалог (РР).
3. Совершенствовать навыки выразительного исполнения стихотворного текста и при драматизации отрывков из сказок (СКР + РР).
4. Способствовать проявлению умения использовать условно-символические модели при решении поисковых заданий (ПР).
5. Развивать интерес детей к командной работе, умение выполнять правила работы в команде (СКР).
Материалы и оборудование
Стимульный материал (Приложение 1):
– объявление о викторине;
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотива-циион-но-целевой | Педагог размещает в группе объявление о проведении литературной викторине по творчеству А.С. Пушкина, объясняет ее особенности, поощряет желание детей участвовать, комплектуют команды (2), определяет их численность (по 8 человек). Знакомят детей с правилами викторины «Здравствуй, А.С. Пушкин», обсуждает их с детьми | Дети рассматривают, читают объявление, делятся впечатлениями, принимают решение об участии в викторине. Вспоминают, что такое викторина и обсуждают правила работы в команде, правила поведения команд и зрителей. |
Проекти ровочно-органи-зацион-ный | Ведущий помогает детям обсудить подготовку к викторине, создать команды, придумать название, девиз и приветствие. Объясняет и помогает подготовить домашнее задание. Определят особенности организации пространства группы и готовит помещение. Подбирает фоновое музыкальное сопровождение. Продумывает и готовит материалы и оборудование для литературной викторины. Обсуждает, как можно подготовиться к выполнению заданий. | Выбирают двух капитанов, которые поочередно называют имена детей, формируя свою команду, остальные дети - зрители. Дети-участники придумывают название команды, отражающее содержание викторины; девиз, внешний вид. Помогают расставлять оборудование. Обсуждают и репетируют домашнее задание. |
Содержа-тельно-деятель-ностный | Напоминает детям правила проведения викторины (членов команд), знакомит с маршрутом. Знакомит детей с механизмом оценки, проводит жеребьёвку первого хода. Последовательно представляет детям задания, обеспечивает необходимым материалом для их выполнения. Осуществляет оценку результатов задания (выкладывает фишки для каждой команды). По окончании работы с каждым заданием освобождает рабочую зону для дальнейшей работы. По ходу викторины обеспечивает соблюдение всех правил и процедур викторины согласно сценарию. Регулирует взаимодействия участников викторины и ведущего. Осуществляет по ходу викторины оценку правильности выполнения каждого задания. | Дети – члены команд. Приветствуют противника и презентуют свою команду. Знакомятся с маршрутной картой викторины. Последовательно выслушивают задания, сообща обсуждают ответы и выполняют задания. Представляют решение в заданной форме. После выполнения задания убирают отработанный материал. Взаимодействуют, соблюдая правила, регламентирующие процедуру викторины. Проводят взаимопроверку заданий викторины.
|
Оценоч-но-реф-лексив-ный | Организует подсчет фишек и определяет победителей. Подводит итоги, подчеркивает позитивные моменты, озвучивает итоговые результаты выполнения заданий, называет победителя. Проводит процедуру награждения победителей. Помогает командам попрощаться, сообщает о завершении викторины. Обсуждает вместе с детьми, как прошла викторина, как вместе работали члены команд. Подводит итоги. | Вместе с ведущим считают баллы. Детям из команды-победительницы вручаются медали, пазлы и диплом. Второй команде - грамота, книжки-раскраски. Благодарят друг друга за партнерство, делятся впечатлениями о викторине, прощаются.
|
– медали с портретом А.С. Пушкина для команды-победительницы (по количеству участников);
– диплом победителей викторины;
– грамота участников викторины;
– маршрутная карта викторины (творчество А.С. Пушкина).
Материалы для деятельности детей:
– карточки с предметными картинками с изображение предметов из сказок А.С. Пушкина (яблоко, зеркало, веревка, цепь, корыто, белка, рыбка, солнце, петушок, русалка, комар, корабль);
– разрезная картинка иллюстрации сказки А.С. Пушкина (формат А4, разрезана на 10 частей, два экземпляра);
– сюжетные картинки из сказок А.С. Пушкина (формат А5);
– кроссворд для заполнения отгаданных слов (2 шт.), карточки со словами отгадками (в двух экземплярах);
– элементы костюмов для инсценировки эпизодов из «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Дидактический материал:
– пиктограммы правил поведения в викторине, пиктограммы правил работы в команде (Приложение 2).
Оборудование (техническое обеспечение):
– демонстрационное магнитное табло;
– магнитофон, аудиозапись отрывок из сказок;
– материал для подведения итогов викторины (табло, магнитные фишки).
– вспомогательные столы для использованного материала (для каждой команды)
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Методы и приемы
1. Рассматривание объявления о проведении викторины и обсуждение подготовки к участию в викторине (в подготовительных группах):
– Что такое викторина?
– В чем особенности викторины по творчеству А.С. Пушкина?
– Кто хочет принять участие в викторине? Кем хотите быть? (участником команды, зрителем-болельщиком).
– Что должен знать и уметь член команды для участия в викторине по творчеству А.С. Пушкина?
– Кого мы выберем капитаном?
– Как мы назовем команду?
– Что такое девиз? Каким может быть девиз нашей команды?
– Как команды будут приветствовать друг друга?
– Что нужно сделать, чтобы победить в викторине?
2. Обсуждение правил проведения викторины:
– Какие правила поведения игроков в ходе викторины?
– Какие правила должны соблюдать члены команды?
– Какие правила должны соблюдать зрители?
Правила поведения игроков в ходе викторины:
– слушать внимательно задания и вопросы ведущего;
– каждая команда отвечает на свои вопросы;
– прежде чем отвечать, надо посовещаться всей командой;
– если готовы отвечать, поднимите флажок, который лежит у вас на столе;
– отвечает один из команды, выбранный членами команды или капитаном.
3. Инструкция по выполнению заданий и способов их выполнения:
– внимательно выслушать задание;
– обсудить разные варианты его выполнения;
– выполнить задание;
– выбрать, кто будет отвечать, и составить текст ответа;
– представить решение своей команды.
4. Обсуждение результатов выполнения заданий:
– Правильно ли выполнено задание?
– Почему вы считаете, что задание выполнено правильно?
– Есть ли дополнения у команды-противника? другие варианты ответа?
5. Исправление ошибок, допущенных командами.
В случае, если команда неправильно выполнила задание, его выполняет команда противника. Если же и они допускают ошибку, его выполняют вместе с ведущим.
6. Похвала за правильный ответ, активность, соблюдение правил, подчеркивание достоинств ответов, их качественная оценка.
7. Заключительное слово и награждение участников викторины.
Ведущий приглашает участников викторины для подведения итогов и награждения. Команды выстраиваются друг напротив друга, все вместе считают количество фишек, полученных каждой командой. Ведущий называет команду-победительницу, вручает команде диплом и медали с портретом А.С. Пушкина, игры-пазлы. Команде, набравшей меньшее количество баллов - грамоту и книжки-раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "День рождения клоуна""
"День рождения клоуна"...
Презентация "Совместная образовательная деятельность по развитию речи в младшей группе. Тема: «Животные и их детеныши»
Презентация с элементами анимации. Образовательная область - "Коммуникация" Задачи:Учить детей образовывать наименования животных.Уточнить и закрепить правильное произношение звука «И».Учить рег...
Совместная образовательная деятельность по Развитию Речи "Жатва"
Программное содержаниеЗакрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Рассказать как на нашем столе появляется хлеб , какой длинный путь он проходит , прежде чем ...
Совместная образовательная деятельность по развитию речи с детьми подготовительной группы "Зимние забавы"
Программное содержание:Образовательные задачи:1. Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.2. Обогащать словарь ...
Совместная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе, тема "Домашние животные"
Занятиие по развитию речи в старшей группе по теме домашние животные. С использованием ИКТ и игровой технологии...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы «Кукла собирается на праздник»
Конспект занятия по речевому развитию для 2 младшей группы....
Совместная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе: Звездопад
Цель: способствовать развитию целеустремленности, настойчивости в поиске решения возникающих проблемЗадачи:Физическое развитие:- способствовать становлению у детей ценностного отношения к своему ...