Тема:"Предложно -падежные конструкции у старших дошкольников с ОНР."Занятие с подгруппой детей с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Занятие с подгруппой детей с ОНР
Тема: «Предложно-падежные конструкции у старших дошкольников с ОНР»
Программное содержание:
- соотносить определенную падежную конструкцию с предлогом;
- соотносить предлог с нужной падежной конструкцией;
- подбирать пропущенный предлог и изменять падежные окончания и составлять
Высказывания по заданной модели.
- обогащение и активизация словарного запаса;
- формирование логического мышления;
- развитие мелкой и общей моторики, дыхания, слухового внимания, воображения.
Оборудование: схемы предлогов «по, сквозь, через, к» на каждого ребенка; карта путешествия, тропинка( 6 треугольников, р-р 25 на 25), лес: ели, березы(2), клен,3 елки из бумаги-картона, высота – 80 см, прищепки – 24 шт., автобус, лодка, овраг из строительного материала(кубы), река, поле ( голубая ткань, желтая ткань),облака, туча, самолет из картона.
Используемая литература: Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
В.К.Воробьева. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.
Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
Ход занятия.
Оргмомент.- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
- Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки. Сбросьте рюкзак. Вам стало легче.
Сообщение темы занятия.
Логопед(Л.)- Мы туристы. Мы пойдем в туристический поход по карте. На нашем пути встретятся много препятствий, которые нам придется преодолеть.
- Из города будем выезжать на чем?
Ответы детей: машина, велосипед, автобус и т.д.
- На чем мы действительно сегодня поедем вы узнаете, отгадав загадку:
«Что за чудо – едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.»
Дети:- Автобус.
Л.- Значит мы с вами поедем (отправимся) (на чем?)
Л.- На автобусе.
Л.- Где останавливается автобус?
Д.- На остановке.
Л.- Куда сейчас пойдем?
Д.- На остановку.
Л.- Подошли куда?
Д.- К остановке.
Л.- А вот и автобус. Что мы сейчас сделаем, Никита?
Н.- Мы войдем в автобус.
Л.- Сядьте на места. Представьте, что мы едем в автобусе. А, чтобы не скучно было, давайте споем:
- Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Веселые соседи,
Веселые друзья.
Л.- Приехали. А что мы сейчас сделаем?
Д.- Выйдем из автобуса.
Л.- Куда нам идти покажет карта. Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Покажите.
А это что?
Д.- Овраг, поле, лес, река.
Л.- Стрелка указывает, в каком направлении мы пойдем .От остановки дорожка идет куда?
(по карте)
Д.- К оврагу.
Л.- Куда идем?
Д.- К оврагу. Пошли.
Л.- Подошли к оврагу, овраг глубокий. Как нам перейти? Посмотрите на модель подсказку
( на овраге - ) Что она обозначает, что говорит? Как мы пройдем овраг?
|
Д.- Через овраг (ответы детей).Мы пройдем через овраг.
Л. –Прошли овраг. Смотрим ( в карту), куда нужно идти.
--Никита, дальше куда пойдем? ( на карте стрелка)
Никита – К полю.
Л.- Куда мы пойдем , Вера?
В.- Мы пойдем к полю ( полные ответы детей)
Подошли к полю.
Л.- Сейчас мы пойдем (где?) (по полю)
- Проверим по модельке, правильно ли мы идем?( на поле моделька «по»)
- Даша, идешь где? ( по полю).
- Никита, по чему идешь? (по полю).
Беседа.
Л.- Поле какое?
Д.- Широкое, красивое, просторное, большое.
Л.- Что растет на поле?
Д.- Кукуруза, рожь, пшеница, поле (какое?)
Д.- Пшеничное.
Л.- ---рожь – ржаное,-----гречиха – гречишное и т.д.
Гул самолета (запись).
Л.- Слышите. Как вы думаете, что это?
Д.- Гул самолета, мотор ревет.
Л.- Посмотрите вверх, что это? Что делает?
Д.- Самолет. Самолет летит.
Л.- Посмотрите на подсказку и скажите. Самолет летит где?( модель)
Д.- По небу.
Л.- А как летит – высоко – низко?
Д.- Высоко. Самолет летит высоко.
Л.- Внизу что?
Д.- Облака.
Л.- Какие облака?
Д.- Большие, пушистые, белые, легкие.
Л.- Самолет где летит по отношению к облакам? Где он находится?
Д.- Над облаками. Самолет летит над облаками.
Л.- А облака по отношению к самолету?
Д.- Внизу , под самолетом.
Л.- Это что?
Д.- Туча.
Л.- Какая она?
Д.- Большая, черная, страшная, грозовая.
Л.- Самолет подлетает к чему?.
Д.- К туче.
Л.- Как же самолет полетит? Он пролетит как тучу?
Д.- Сквозь. Он пролетит сквозь тучу. (полный ответ).
Л.- Как дальше полетит самолет?
Д.- Самолет полетит ровно ,по небу.
Л.- Мы (где?) шли?
Д.- Шли по полю.
Л.- Мы поле прошли. Как сказать можно по другому? Мы прошли через все поле (ответы детей)
Смотрим карту. На карте тропинка. Она выложена камушками. Они похожи на какие фигуры?
Д.- На треугольники.
Л.- Даша, посчитай треугольники.( 6)
- На что похожа фигура? (на елку)
- Прошел дождь. Дорожку размыло, пройти нельзя.
Задание. – Выложите такую же тропинку из геометрических фигур, какая на карте. Камешки на обочине.
- Выложили, что?
Д. Тропинку.
Л.- Никита, где пойдешь?
Н.- По тропинке.
Л.- Даша, хорошо идти где?
Д.- По тропинке.
Л.- По тропинке прошли, Смотрим карту, на стрелку.
- Мы идем куда? –( к лесу) – по карте .Пошли.
- Приближаемся (к чему?) – ( к лесу).
- Тропинка привела нас к лесу. Вот и лес. И пойдем (как?) – по лесу.
- Что растет в лесу?
- Какие видите деревья?
- А какие еще могут расти? ( ответы детей).
- А это что? –(елки)
- Чего не хватает? (иголок)
- Елки без чего? (без иголок)
- Чего нет на елках ?( иголок)
- А как вы думаете, почему без иголок? ( ураган, засуха)
- Как-то нехорошо, елки да без иголок. Мы сейчас оденем наши елочки. Прищепки будут иголками. Сделайте это.
- Что ты делаешь? (прикрепляю (к чему?))
- Твоя елка без чего?
- Прищепки вместо чего?
Деревья красивые стали. Встанем в хоровод вокруг елки и полюбуемся.
По дорожке к елочке (дети идут по кругу, взявшись за руки:
Наши ножки шли.
И к нарядной елочке останавливаются лицом к елке)
В гости мы пришли.
Ой- Ей – Ей! Ай – Ай –Ай! Прижимают ладошки к щекам
Елочка большая! И наклоняют голову в стороны.
Ой-Ей -Ей! Ай –ЯЙ –ЯЙ! Вытянутыми руками показывают на
Красота какая! Елку.
(« В гости к елке мы пришли». Слова и музыка Т.В.Бокач)
Мы деревья нарядили. Где сейчас пойдем? (по лесу). Если это лес, то пойдем по лесу.
. Пойдем по лесу. Это кто?
Д.- Еж.
Л.- Встретили кого?
Д.- Ежа.
Л.- Сейчас у нас на улице какое время года?
Д.- Зима.
Л.- Ежи что делают в зимнее время?
Д. – Спят. В спячке.
Л. – А у нас какое время года? Находимся в лесу в какое время года? Как вы думаете? Почему ты так думаешь?
Д. – Лето.
Л. –Ежата в это время, что делают?
Д.- Играют, гуляют, бодрствуют.
Л. – Мы сейчас поиграем в игру « Ежата». Я – волшебница.
« Вокруг себя повернись, в ежат превратись». Психогимнастика.
Сжались ежата в клубок, испугались ребят наверно.
Ребята добрые.
Распрямились, потянулись – коготками поцарапались.
Когти сильные, лапки мягкие.
Ежата любят бегать через речку по мостику.
Побежали. Ой- сел комар ежатам на нос.
Посмотрели глазками на комара. Далеко комар улетел. ( 2 р. Со слов « ой» )
Л.- Вокруг себя повернитесь, в детей превратитесь. Пошли дальше. Вышли из леса.
А лес то кончился. Мы откуда вышли? (из леса).
- Прошли через весь лес. Смотрим карту. Куда дальше идем? Стрелка ведет куда?
( к реке).
- Где у нас река? ( слева, справа, прямо).
- Пойдемте. Перед нами (что?)
Д.- Река.
Л.- Пришли (куда?)
Д. – К реке.
Л.- А что тут?
Д.- Лодка стоит.
Л.- Стрелка показывает, нам надо попасть на другой берег. А как это сделать? На чем?
Давайте сядем в лодку и представим, что мы поплывем на другой берег. Я буду говорить, как мы поплывем, а вы найдете и покажите нужную модель- подсказку.
Мы на лодке поплывем (по реке).
- Мы проплыли (сквозь) камыши.
- Выплыли на середину реки и поплыли ( по) гладкой ( воде).
- И приплыли (к) другому ( берегу).
Наше путешествие закончилось. Мы были (кем?)- туристами, и узнали много интересного. Модельки помогли нам пройти маршрут, Ежиха_ мама прислала угощение(яблоки).
Ланина С.Г. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» г.Рассказово Тамбовская область.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_podgruppoy_detey_s_onr.doc (47.5 КБ) | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с подгруппой детей с ОНР
Тема: «Предложно-падежные конструкции у старших дошкольников с ОНР»
Программное содержание:
- соотносить определенную падежную конструкцию с предлогом;
- соотносить предлог с нужной падежной конструкцией;
- подбирать пропущенный предлог и изменять падежные окончания и составлять
Высказывания по заданной модели.
- обогащение и активизация словарного запаса;
- формирование логического мышления;
- развитие мелкой и общей моторики, дыхания, слухового внимания, воображения.
Оборудование: схемы предлогов «по, сквозь, через, к» на каждого ребенка; карта путешествия, тропинка( 6 треугольников, р-р 25 на 25), лес: ели, березы(2), клен,3 елки из бумаги-картона, высота – 80 см, прищепки – 24 шт., автобус, лодка, овраг из строительного материала(кубы), река, поле ( голубая ткань, желтая ткань),облака, туча, самолет из картона.
Используемая литература: Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
В.К.Воробьева. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.
Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
Ход занятия.
Оргмомент.- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
- Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки. Сбросьте рюкзак. Вам стало легче.
Сообщение темы занятия.
Логопед(Л.)- Мы туристы. Мы пойдем в туристический поход по карте. На нашем пути встретятся много препятствий, которые нам придется преодолеть.
- Из города будем выезжать на чем?
Ответы детей: машина, велосипед, автобус и т.д.
- На чем мы действительно сегодня поедем вы узнаете, отгадав загадку:
«Что за чудо – едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.»
Дети:- Автобус.
Л.- Значит мы с вами поедем (отправимся) (на чем?)
Л.- На автобусе.
Л.- Где останавливается автобус?
Д.- На остановке.
Л.- Куда сейчас пойдем?
Д.- На остановку.
Л.- Подошли куда?
Д.- К остановке.
Л.- А вот и автобус. Что мы сейчас сделаем, Никита?
Н.- Мы войдем в автобус.
Л.- Сядьте на места. Представьте, что мы едем в автобусе. А, чтобы не скучно было, давайте споем:
- Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Веселые соседи,
Веселые друзья.
Л.- Приехали. А что мы сейчас сделаем?
Д.- Выйдем из автобуса.
Л.- Куда нам идти покажет карта. Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Покажите.
А это что?
Д.- Овраг, поле, лес, река.
Л.- Стрелка указывает, в каком направлении мы пойдем .От остановки дорожка идет куда?
(по карте)
Д.- К оврагу.
Л.- Куда идем?
Д.- К оврагу. Пошли.
Л.- Подошли к оврагу, овраг глубокий. Как нам перейти? Посмотрите на модель подсказку
( на овраге - ) Что она обозначает, что говорит? Как мы пройдем овраг?
Д.- Через овраг (ответы детей).Мы пройдем через овраг.
Л. –Прошли овраг. Смотрим ( в карту), куда нужно идти.
--Никита, дальше куда пойдем? ( на карте стрелка)
Никита – К полю.
Л.- Куда мы пойдем , Вера?
В.- Мы пойдем к полю ( полные ответы детей)
Подошли к полю.
Л.- Сейчас мы пойдем (где?) (по полю)
- Проверим по модельке, правильно ли мы идем?( на поле моделька «по»)
- Даша, идешь где? ( по полю).
- Никита, по чему идешь? (по полю).
Беседа.
Л.- Поле какое?
Д.- Широкое, красивое, просторное, большое.
Л.- Что растет на поле?
Д.- Кукуруза, рожь, пшеница, поле (какое?)
Д.- Пшеничное.
Л.- ---рожь – ржаное,-----гречиха – гречишное и т.д.
Гул самолета (запись).
Л.- Слышите. Как вы думаете, что это?
Д.- Гул самолета, мотор ревет.
Л.- Посмотрите вверх, что это? Что делает?
Д.- Самолет. Самолет летит.
Л.- Посмотрите на подсказку и скажите. Самолет летит где?( модель)
Д.- По небу.
Л.- А как летит – высоко – низко?
Д.- Высоко. Самолет летит высоко.
Л.- Внизу что?
Д.- Облака.
Л.- Какие облака?
Д.- Большие, пушистые, белые, легкие.
Л.- Самолет где летит по отношению к облакам? Где он находится?
Д.- Над облаками. Самолет летит над облаками.
Л.- А облака по отношению к самолету?
Д.- Внизу , под самолетом.
Л.- Это что?
Д.- Туча.
Л.- Какая она?
Д.- Большая, черная, страшная, грозовая.
Л.- Самолет подлетает к чему?.
Д.- К туче.
Л.- Как же самолет полетит? Он пролетит как тучу?
Д.- Сквозь. Он пролетит сквозь тучу. (полный ответ).
Л.- Как дальше полетит самолет?
Д.- Самолет полетит ровно ,по небу.
Л.- Мы (где?) шли?
Д.- Шли по полю.
Л.- Мы поле прошли. Как сказать можно по другому? Мы прошли через все поле (ответы детей)
Смотрим карту. На карте тропинка. Она выложена камушками. Они похожи на какие фигуры?
Д.- На треугольники.
Л.- Даша, посчитай треугольники.( 6)
- На что похожа фигура? (на елку)
- Прошел дождь. Дорожку размыло, пройти нельзя.
Задание. – Выложите такую же тропинку из геометрических фигур, какая на карте. Камешки на обочине.
- Выложили, что?
Д. Тропинку.
Л.- Никита, где пойдешь?
Н.- По тропинке.
Л.- Даша, хорошо идти где?
Д.- По тропинке.
Л.- По тропинке прошли, Смотрим карту, на стрелку.
- Мы идем куда? –( к лесу) – по карте .Пошли.
- Приближаемся (к чему?) – ( к лесу).
- Тропинка привела нас к лесу. Вот и лес. И пойдем (как?) – по лесу.
- Что растет в лесу?
- Какие видите деревья?
- А какие еще могут расти? ( ответы детей).
- А это что? –(елки)
- Чего не хватает? (иголок)
- Елки без чего? (без иголок)
- Чего нет на елках ?( иголок)
- А как вы думаете, почему без иголок? ( ураган, засуха)
- Как-то нехорошо, елки да без иголок. Мы сейчас оденем наши елочки. Прищепки будут иголками. Сделайте это.
- Что ты делаешь? (прикрепляю (к чему?))
- Твоя елка без чего?
- Прищепки вместо чего?
Деревья красивые стали. Встанем в хоровод вокруг елки и полюбуемся.
По дорожке к елочке (дети идут по кругу, взявшись за руки:
Наши ножки шли.
И к нарядной елочке останавливаются лицом к елке)
В гости мы пришли.
Ой- Ей – Ей! Ай – Ай –Ай! Прижимают ладошки к щекам
Елочка большая! И наклоняют голову в стороны.
Ой-Ей -Ей! Ай –ЯЙ –ЯЙ! Вытянутыми руками показывают на
Красота какая! Елку.
(« В гости к елке мы пришли». Слова и музыка Т.В.Бокач)
Мы деревья нарядили. Где сейчас пойдем? (по лесу). Если это лес, то пойдем по лесу.
. Пойдем по лесу. Это кто?
Д.- Еж.
Л.- Встретили кого?
Д.- Ежа.
Л.- Сейчас у нас на улице какое время года?
Д.- Зима.
Л.- Ежи что делают в зимнее время?
Д. – Спят. В спячке.
Л. – А у нас какое время года? Находимся в лесу в какое время года? Как вы думаете? Почему ты так думаешь?
Д. – Лето.
Л. –Ежата в это время, что делают?
Д.- Играют, гуляют, бодрствуют.
Л. – Мы сейчас поиграем в игру « Ежата». Я – волшебница.
« Вокруг себя повернись, в ежат превратись». Психогимнастика.
Сжались ежата в клубок, испугались ребят наверно.
Ребята добрые.
Распрямились, потянулись – коготками поцарапались.
Когти сильные, лапки мягкие.
Ежата любят бегать через речку по мостику.
Побежали. Ой- сел комар ежатам на нос.
Посмотрели глазками на комара. Далеко комар улетел. ( 2 р. Со слов « ой» )
Л.- Вокруг себя повернитесь, в детей превратитесь. Пошли дальше. Вышли из леса.
А лес то кончился. Мы откуда вышли? (из леса).
- Прошли через весь лес. Смотрим карту. Куда дальше идем? Стрелка ведет куда?
( к реке).
- Где у нас река? ( слева, справа, прямо).
- Пойдемте. Перед нами (что?)
Д.- Река.
Л.- Пришли (куда?)
Д. – К реке.
Л.- А что тут?
Д.- Лодка стоит.
Л.- Стрелка показывает, нам надо попасть на другой берег. А как это сделать? На чем?
Давайте сядем в лодку и представим, что мы поплывем на другой берег. Я буду говорить, как мы поплывем, а вы найдете и покажите нужную модель- подсказку.
Мы на лодке поплывем (по реке).
- Мы проплыли (сквозь) камыши.
- Выплыли на середину реки и поплыли ( по) гладкой ( воде).
- И приплыли (к) другому ( берегу).
Наше путешествие закончилось. Мы были (кем?)- туристами, и узнали много интересного. Модельки помогли нам пройти маршрут, Ежиха_ мама прислала угощение(яблоки).
Ланина С.Г. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» г.Рассказово Тамбовская область.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
материал содержит игры и упражнения для обследования употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста...
Презентация по теме: "Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям"
Презентация по теме: "Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям" Учитель – логопед: ЗИМИНА И. А. Специально организованные упражнения носят двоякую напр...
Консультация для воспитателей Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников.
Практика работы образовательных учреждений показывает, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выра...
«Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с нарушениями речи»
Формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании....
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста
Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...
Статья на тему: Развитие предложно-падежных конструкций в речи старших дошкольников с третьим уровнем речевого развития.
Целью данной работы является: показать важность развития предложно-падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....