Открытое занятие по развитию речи и экологии в старшей группе "Весна пришла!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Долгова Елена Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого  занятия по развитию речи и экологии в старшей группе

"Весна пришла"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: 

Долгова Е.В., воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новочеркасск, 2014

 

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

возрастная группастаршая

 

Задачи:

1. Образовательные:

- Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Весна».

- Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи

- Учить детей придумывать  текст с опорой на серию сюжетных картинок.

- Закрепить представления о весне и ее приметах;

- Закрепление умения подбирать слова-родственники,

- Совершенствование навыка составления описательного рассказа по  мнемотаблице.

 

2. Развивающие:

 - Активизировать словарь по лексической теме «Весна», через использование мнемотехники

 - Развивать зрительную и речеслуховую память.

 -Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение.

 - Развивать навыки самоконтроля за речью.

 

3. Воспитательные:

-  Воспитывать интерес к природе, творческую активность.

 

Оборудование: ИКТ, магнитная доска, картинки с изображением сороки, весенние и зимние пейзажи; весенние цветы (подснежники, ландыши, тюльпаны), мяч

 

Ход занятия

 

1 Воспитатель: - Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

Доброе утро,

Скорей проснитесь,

Солнцу шире улыбнитесь!         

Воспитатель:– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла и скоро наступит? (лето)

Воспитатель:– А вы рады весне? (ответы детей)

 Теперь сообщим эту новость радостно: («Весна пришла!»)

 

2. Воспитатель: И как вы уже поняли, мы сегодня поговорим о весне.

- Дети, а какие весенние месяцы вы знаете? Назовите первый месяц весны, третий. А какой месяц находится между  апрелем и маем?(ответы детей)

Воспитатель: - А  чтобы узнать, по каким приметам  пришла весна, мы поиграем в игру «Что сначала, что в конце».

Нужно  последовательно расположить картинки в порядке очередности и описать  их. Предлагаю ответить предложением, начиная его со слов «Весной».

(дети выполнят задание на магнитной доске)

 

3. Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Весенние слова» (дети становятся в круг, называя слово, передают следующему)

- Весна какая? (веселая, звонкая, красивая, цветущая, теплая, дождливая, ранняя и т.д.)

-Какие вы знаете весенние цветы?  (подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, фиалка)

- Солнышко весной какое? (яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, доброе).

   - У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково: солнце - …, туча - …, ветер - …,  трава - …, скворец - …, дерево - …, цветок - ….

- Найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).

- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Во что он превратился? (лужа, ручеек)

 - А что можно сказать о весеннем ручейке? Какой он? (быстрый, голубой, журчащий, прозрачный,  глубокий, холодный)

 

 4. Воспитатель: Давайте и мы станем ручейком. (Дети становятся  парами для народной игры «Ручеек»)

Физкультминутка «Ручеек»

 

5. Воспитатель: - А теперь, мы порадуем гостей, придумаем и расскажем им весеннюю сказку «Кот и сосулька»

«Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил  (гулять), но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке ( погреться). Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.

Кто дальше хочет придумать сказку и расскажет, что же приключилось с котом?

 

5. Воспитатель: - Вспомним пословицы о весне. я начинаю, а вы продолжайте.

Весенний день целый год кормит.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Кто спит весною - плачет зимою.

Апрель с водой, а май с травой.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

Матушка – весна всем красна.

 

6. Воспитатель читает стихотворение “Весна – красна”.

Весна – красна

 

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целые воз.

 

Воспитатель: - Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? (ответы детей). О чем говорится в стихотворении? (весной зацвели цветы на лугах, на елках выросли молодые, новые иголочки, а на осине и березе – листочки)

Воспитатель:  Это стихотворение мы будет учить наизусть, а поможет вам быстрее запомнить стихотворение вот такая схема (мнемотаблица). Давайте их внимательно рассмотрим и разберем, какая картинка подходит к тексту стихотворения.

- Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить

Вызываю детей прочесть стихотворения с использованием мнемотаблицы

(3-5 детей).

Воспитатель: - Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.

 

image

 

 

 

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: - Наша прогулка подошла к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, играли. Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии?  (ответы детей)

На память о нашей прогулке я каждому хочу подарить маленькое солнышко. Пусть оно вас радует и согревает.

Используемые источники:

http://festival.1september.ru/articles/587976/

http://festival.1september.ru/articles/556663

Владимирская Л. А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей   Издательство: Учитель, 2004 г.Серия: Дошкольник, 160 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_prishla.docx253.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57

Конспект открытого  занятия по развитию речи и экологии в старшей группе

"Весна пришла"

Подготовила:  

Долгова Е.В., воспитатель

Новочеркасск, 2014

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

возрастная группастаршая

Задачи:

1. Образовательные:

- Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Весна».

- Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи

- Учить детей придумывать  текст с опорой на серию сюжетных картинок.

- Закрепить представления о весне и ее приметах;

- Закрепление умения подбирать слова-родственники,

- Совершенствование навыка составления описательного рассказа по  мнемотаблице.

2. Развивающие:

 - Активизировать словарь по лексической теме «Весна», через использование мнемотехники

 - Развивать зрительную и речеслуховую память.

 -Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение.

 - Развивать навыки самоконтроля за речью.

3. Воспитательные:

-  Воспитывать интерес к природе, творческую активность.

Оборудование: ИКТ, магнитная доска, картинки с изображением сороки, весенние и зимние пейзажи; весенние цветы (подснежники, ландыши, тюльпаны), мяч

Ход занятия

1 Воспитатель: - Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

Доброе утро,

Скорей проснитесь,

Солнцу шире улыбнитесь!          

Воспитатель:– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла и скоро наступит? (лето)

Воспитатель:– А вы рады весне? (ответы детей)

 Теперь сообщим эту новость радостно: («Весна пришла!»)

2. Воспитатель: И как вы уже поняли, мы сегодня поговорим о весне.

- Дети, а какие весенние месяцы вы знаете? Назовите первый месяц весны, третий. А какой месяц находится между  апрелем и маем?(ответы детей)

Воспитатель: - А  чтобы узнать, по каким приметам  пришла весна, мы поиграем в игру «Что сначала, что в конце».

Нужно  последовательно расположить картинки в порядке очередности и описать  их. Предлагаю ответить предложением, начиная его со слов «Весной».

(дети выполнят задание на магнитной доске)

3. Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Весенние слова» (дети становятся в круг, называя слово, передают следующему)

- Весна какая? (веселая, звонкая, красивая, цветущая, теплая, дождливая, ранняя и т.д.)

-Какие вы знаете весенние цветы?  (подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, фиалка)

- Солнышко весной какое? (яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, доброе).

   - У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково: солнце - …, туча - …, ветер - …,  трава - …, скворец - …, дерево - …, цветок - ….

- Найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.).

- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Во что он превратился? (лужа, ручеек)

 - А что можно сказать о весеннем ручейке? Какой он? (быстрый, голубой, журчащий, прозрачный,  глубокий, холодный)

 4. Воспитатель: Давайте и мы станем ручейком. (Дети становятся  парами для народной игры «Ручеек»)

Физкультминутка «Ручеек»

5. Воспитатель: - А теперь, мы порадуем гостей, придумаем и расскажем им весеннюю сказку «Кот и сосулька»

«Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил  (гулять), но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке ( погреться). Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.

Кто дальше хочет придумать сказку и расскажет, что же приключилось с котом?

5. Воспитатель: - Вспомним пословицы о весне. я начинаю, а вы продолжайте.

Весенний день целый год кормит.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Кто спит весною - плачет зимою.

Апрель с водой, а май с травой.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

Матушка – весна всем красна.

6. Воспитатель читает стихотворение “Весна – красна”.

Весна – красна

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целые воз.

Воспитатель: - Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? (ответы детей). О чем говорится в стихотворении? (весной зацвели цветы на лугах, на елках выросли молодые, новые иголочки, а на осине и березе – листочки)

Воспитатель:  Это стихотворение мы будет учить наизусть, а поможет вам быстрее запомнить стихотворение вот такая схема (мнемотаблица). Давайте их внимательно рассмотрим и разберем, какая картинка подходит к тексту стихотворения.

- Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить

Вызываю детей прочесть стихотворения с использованием мнемотаблицы

(3-5 детей).

Воспитатель: - Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: - Наша прогулка подошла к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, играли. Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии?  (ответы детей)

На память о нашей прогулке я каждому хочу подарить маленькое солнышко. Пусть оно вас радует и согревает.

Используемые источники:

http://festival.1september.ru/articles/587976/

http://festival.1september.ru/articles/556663

Владимирская Л. А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей   Издательство: Учитель, 2004 г.Серия: Дошкольник, 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПОРАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПЕРЧАТКИ»

«Потеряли котятки на дороге перчатки». Чтение детям  английской народной песенки «Перчатки» в переводе Маршака, упражнение на совершенствование понимания речи. Цель: учить детей понимат...

Конспект по экологии в старшей группе «Пришла весна, прилетели птицы»

Уточнение и расширение представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, знакомство со звуковмих сигналами птиц, с видами гнезд и их размещении, воспитание доброго, забо...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Конспект открытого занятия в кружке «Юный Эколог» в старшей группе «Красная книга»

Цель: Формировать у детей основы экологической культуры.Задачи:1. Познакомить детей с «Красной книгой», с какой целью она была создана.2. Сформировать знания о значимости животных и растен...

Конспект открытого занятия «Вода - водица» по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе

       Конспект открытого занятия «Вода - водица»по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе...