ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

«Использование моделирования при обучении детей связной речи»

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Продолжительность проекта: долгосрочный.

 

 Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и родители воспитанников.

 

Образовательная область: познавательное развитие.

 

Актуальность темы:

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельной семьи и всей нации, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо тог, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.

Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является Мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.

Ожидаемые результаты:

·         Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие связной речи;

·         Владение детьми различными видами запоминания стихов;

·         Повышение уровня знаний о детской художественной литературе;

·         Расширение кругозора;

·         Повышение интереса к заучиванию стихов;

·         Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

Родители

Педагоги

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

 

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

 

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

 

4.Расширение  знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира.

 

5.Развитие  психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

 

1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ.

 

2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания.

 

3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи.

 

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми.

 

 

1.Повышение профессионального мастерства.

 

2.Овладение проектной деятельностью.

 

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и  их практическим значением в различных сторонах жизни.

 

4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста).

 

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

§   признание ведущей роли семьи в воспитании и развитии дошкольников;

§   доверие - как основной принцип взаимодействия педагога с родителями;

§   соблюдение права родителей на собственные педагогические взгляды, уважение к их чести, репутации и достоинству;

§   дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи;

§   целенаправленность и систематичность;

§   открытость детского сада для семьи.

 

Цели проекта

Повышение эффективности обучения дошкольников связной монологической речи средствами мнемотехники, взаимодействуя с семьями воспитанников.

Задачи проекта

1. Знакомство детей с методом наглядного моделирования.

2. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.

3. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.

4. Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты

  • посильное участие родителей в развитие связной речи детей с помощью моделирования;

·         непосредственное участие родителей и детей в организации различных мероприятий;

·         повышение уровня знаний у родителей и детей о мнемотехнике.

Участники проекта: родители и дети, педагоги.

 

Предварительная работа:

·        Изучение опыта работы ДОУ и анализ результатов деятельности по развитию связной диалогической речи детей дошкольного возраста.

·        Разработка и уточнение плана работы по проекту.

·        Синтез и анализ идей.

·        Организация круглого стола для успешного внедрения проекта и мотивации педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План основных направлений работы

Раздел

плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 

Само-

реали-

зация

 

 

 

 

 

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Оснащение предметно-развивающей среды и изготовление наглядно – демонстрационного и методического материала: подборка иллюстраций, художественного слова, дидактических игр, карточек-схем, пиктограмм, мнемотаблиц.

3. Составление конспектов с детьми по развитию речи с использованием наглядного моделирования, консультаций для родителей и педагогов.

4. Разработка проекта «Расскажи мне сказку, мама».

Сентябрь

Октябрь, ноябрь

 

 

 

Ноябрь

 

Декабрь

Работа с детьми

 

 

1. Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей.

2. Игры «Расскажи о любимом сказочном герое», «На что похоже?», «Кто бы это мог быть?», «Кто это и что с ним могло случиться?», «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры», «Придумай сказку» с использованием наглядных моделей и схем.

3. Рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» по опорным схемам.

4. Отгадывание и загадывание загадок, пересказ художественных произведений.

5. Составление описательных рассказов по картинкам.

6. Заучивание стихотворений по мнемотаблицам.

 

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

Работа с родите-лями

 

 

 

 

1. Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».

2. Разработка консультации для родителей «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи».

3. Индивидуальные беседы о речевом развитии детей.

4. Обучение родителей практическим навыкам работы по использованию наглядного моделирования.

5.Помощь в создании предметно-развивающей среды.

6.Привлечь к созданию проекта «Расскажи мне сказку, мама».

Октябрь

Ноябрь

Один раз в квартал

Декабрь

 

Ноябрь

Декабрь-март

Работа с педаго-гами

 

 

 

1. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме «Игровые упражнения и задания с применением наглядного моделирования в развития навыков словообразования и связной речи»

2. Консультация «Использование приемов мнемотехники по обучению связной речи дошкольников».

3. Посещение открытых мероприятий у воспитателей ДОУ по развитию коммуникативных навыков детей.

4. Участие в семинаре по развитию коммуникативных навыков детей в режимном процессе.

5. Распространение опыта работы по данной теме на заседании педагогического совета.

Январь

 

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Ноябрь

 

Апрель

 

Итог:

Метод мнемотехники можно и нужно использовать в системе как эффективный метод и прием в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Использование моделирования при обучении детей связной речи»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Продолжительность проекта: долгосрочный.

 Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и родители воспитанников.

Образовательная область: познавательное развитие.

Актуальность темы:

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельной семьи и всей нации, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо тог, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.

Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является Мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие связной речи;
  • Владение детьми различными видами запоминания стихов;
  • Повышение уровня знаний о детской художественной литературе;
  • Расширение кругозора;
  • Повышение интереса к заучиванию стихов;
  • Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.

Дети

Родители

Педагоги

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

 

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение  знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира.

5.Развитие  психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ.

2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания.

3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи.

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми.

1.Повышение профессионального мастерства.

2.Овладение проектной деятельностью.

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и  их практическим значением в различных сторонах жизни.

4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста).

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • признание ведущей роли семьи в воспитании и развитии дошкольников;
  • доверие - как основной принцип взаимодействия педагога с родителями;
  • соблюдение права родителей на собственные педагогические взгляды, уважение к их чести, репутации и достоинству;
  • дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи;
  • целенаправленность и систематичность;
  • открытость детского сада для семьи.

Цели проекта

Повышение эффективности обучения дошкольников связной монологической речи средствами мнемотехники, взаимодействуя с семьями воспитанников.

Задачи проекта

1. Знакомство детей с методом наглядного моделирования.

2. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.

3. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.

4. Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты

  • посильное участие родителей в развитие связной речи детей с помощью моделирования;
  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных мероприятий; 
  • повышение уровня знаний у родителей и детей о мнемотехнике.

Участники проекта: родители и дети, педагоги.

Предварительная работа:

  • Изучение опыта работы ДОУ и анализ результатов деятельности по развитию связной диалогической речи детей дошкольного возраста.
  • Разработка и уточнение плана работы по проекту.
  • Синтез и анализ идей.
  • Организация круглого стола для успешного внедрения проекта и мотивации педагогов.

План основных направлений работы

Раздел

плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Само-

реали-

зация

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Оснащение предметно-развивающей среды и изготовление наглядно – демонстрационного и методического материала: подборка иллюстраций, художественного слова, дидактических игр, карточек-схем, пиктограмм, мнемотаблиц.

3. Составление конспектов с детьми по развитию речи с использованием наглядного моделирования, консультаций для родителей и педагогов.

4. Разработка проекта «Расскажи мне сказку, мама».

Сентябрь

Октябрь, ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Работа с детьми

1. Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей.

2. Игры «Расскажи о любимом сказочном герое», «На что похоже?», «Кто бы это мог быть?», «Кто это и что с ним могло случиться?», «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры», «Придумай сказку» с использованием наглядных моделей и схем.

3. Рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» по опорным схемам.

4. Отгадывание и загадывание загадок, пересказ художественных произведений.

5. Составление описательных рассказов по картинкам.

6. Заучивание стихотворений по мнемотаблицам.

В течение учебного года

Работа с родите-лями

1. Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».

2. Разработка консультации для родителей «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи».

3. Индивидуальные беседы о речевом развитии детей.

4. Обучение родителей практическим навыкам работы по использованию наглядного моделирования.

5.Помощь в создании предметно-развивающей среды.

6.Привлечь к созданию проекта «Расскажи мне сказку, мама».

Октябрь

Ноябрь

Один раз в квартал

Декабрь

Ноябрь

Декабрь-март

Работа с педаго-гами

1. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме «Игровые упражнения и задания с применением наглядного моделирования в развития навыков словообразования и связной речи»

2. Консультация «Использование приемов мнемотехники по обучению связной речи дошкольников».

3. Посещение открытых мероприятий у воспитателей ДОУ по развитию коммуникативных навыков детей.

4. Участие в семинаре по развитию коммуникативных навыков детей в режимном процессе.

5. Распространение опыта работы по данной теме на заседании педагогического совета.

Январь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Апрель

Итог:

Метод мнемотехники можно и нужно использовать в системе как эффективный метод и прием в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Формирование коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ОНР при обучении детей связной речи.

В последнее время в логопедии резко вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Связано это с тем, что для формирования языковой компетенции ре...

Мнемотаблицы как прием в обучении детей связной речи.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. УшинскийВсе родители понимаю...

«Методическая рекомендация» Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

«Методическая рекомендация»Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ» СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕ...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯна 2015-2016 учебный год «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2019-2020 учебный год Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

План по самообразованиюВид проекта: долгосрочный (4 года), познавательный, творческий, групповой.Проект разделен на 4 этапа. Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.Ис...

Детско-родительская встреча во второй младшей группе на тему «Развитие связной речи детей 3-4 лет»

Цель: раскрыть значение развития связной речи во всестороннем                 развитии речи ребёнка....