ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Использование моделирования при обучении детей связной речи»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и родители воспитанников.
Образовательная область: познавательное развитие.
Актуальность темы:
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельной семьи и всей нации, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо тог, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.
Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.
Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является Мнемотехника.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.
Ожидаемые результаты:
· Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие связной речи;
· Владение детьми различными видами запоминания стихов;
· Повышение уровня знаний о детской художественной литературе;
· Расширение кругозора;
· Повышение интереса к заучиванию стихов;
· Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.
Дети | Родители | Педагоги |
1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.
2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.
3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).
4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира.
5.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).
| 1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ.
2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания.
3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи.
4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми.
| 1.Повышение профессионального мастерства.
2.Овладение проектной деятельностью.
3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.
4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста). |
Принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
§ признание ведущей роли семьи в воспитании и развитии дошкольников;
§ доверие - как основной принцип взаимодействия педагога с родителями;
§ соблюдение права родителей на собственные педагогические взгляды, уважение к их чести, репутации и достоинству;
§ дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи;
§ целенаправленность и систематичность;
§ открытость детского сада для семьи.
Цели проекта
Повышение эффективности обучения дошкольников связной монологической речи средствами мнемотехники, взаимодействуя с семьями воспитанников.
Задачи проекта
1. Знакомство детей с методом наглядного моделирования.
2. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.
3. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.
4. Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей.
Ожидаемые результаты
- посильное участие родителей в развитие связной речи детей с помощью моделирования;
· непосредственное участие родителей и детей в организации различных мероприятий;
· повышение уровня знаний у родителей и детей о мнемотехнике.
Участники проекта: родители и дети, педагоги.
Предварительная работа:
· Изучение опыта работы ДОУ и анализ результатов деятельности по развитию связной диалогической речи детей дошкольного возраста.
· Разработка и уточнение плана работы по проекту.
· Синтез и анализ идей.
· Организация круглого стола для успешного внедрения проекта и мотивации педагогов.
План основных направлений работы
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Само- реали- зация
| 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Оснащение предметно-развивающей среды и изготовление наглядно – демонстрационного и методического материала: подборка иллюстраций, художественного слова, дидактических игр, карточек-схем, пиктограмм, мнемотаблиц. 3. Составление конспектов с детьми по развитию речи с использованием наглядного моделирования, консультаций для родителей и педагогов. 4. Разработка проекта «Расскажи мне сказку, мама». | Сентябрь Октябрь, ноябрь
Ноябрь
Декабрь |
Работа с детьми
| 1. Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей. 2. Игры «Расскажи о любимом сказочном герое», «На что похоже?», «Кто бы это мог быть?», «Кто это и что с ним могло случиться?», «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры», «Придумай сказку» с использованием наглядных моделей и схем. 3. Рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» по опорным схемам. 4. Отгадывание и загадывание загадок, пересказ художественных произведений. 5. Составление описательных рассказов по картинкам. 6. Заучивание стихотворений по мнемотаблицам.
|
В течение учебного года
|
Работа с родите-лями
| 1. Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка». 2. Разработка консультации для родителей «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи». 3. Индивидуальные беседы о речевом развитии детей. 4. Обучение родителей практическим навыкам работы по использованию наглядного моделирования. 5.Помощь в создании предметно-развивающей среды. 6.Привлечь к созданию проекта «Расскажи мне сказку, мама». | Октябрь Ноябрь Один раз в квартал Декабрь
Ноябрь Декабрь-март |
Работа с педаго-гами
| 1. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме «Игровые упражнения и задания с применением наглядного моделирования в развития навыков словообразования и связной речи» 2. Консультация «Использование приемов мнемотехники по обучению связной речи дошкольников». 3. Посещение открытых мероприятий у воспитателей ДОУ по развитию коммуникативных навыков детей. 4. Участие в семинаре по развитию коммуникативных навыков детей в режимном процессе. 5. Распространение опыта работы по данной теме на заседании педагогического совета. | Январь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Апрель |
Итог:
Метод мнемотехники можно и нужно использовать в системе как эффективный метод и прием в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Использование моделирования при обучении детей связной речи» | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Использование моделирования при обучении детей связной речи»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и родители воспитанников.
Образовательная область: познавательное развитие.
Актуальность темы:
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельной семьи и всей нации, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо тог, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.
Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.
Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является Мнемотехника.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие связной речи;
- Владение детьми различными видами запоминания стихов;
- Повышение уровня знаний о детской художественной литературе;
- Расширение кругозора;
- Повышение интереса к заучиванию стихов;
- Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.
Дети | Родители | Педагоги |
1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.
2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий. 3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении). 4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира. 5.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления). | 1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ. 2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания. 3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи. 4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми. | 1.Повышение профессионального мастерства. 2.Овладение проектной деятельностью. 3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни. 4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста). |
Принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- признание ведущей роли семьи в воспитании и развитии дошкольников;
- доверие - как основной принцип взаимодействия педагога с родителями;
- соблюдение права родителей на собственные педагогические взгляды, уважение к их чести, репутации и достоинству;
- дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи;
- целенаправленность и систематичность;
- открытость детского сада для семьи.
Цели проекта
Повышение эффективности обучения дошкольников связной монологической речи средствами мнемотехники, взаимодействуя с семьями воспитанников.
Задачи проекта
1. Знакомство детей с методом наглядного моделирования.
2. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.
3. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.
4. Развитие и поддержка интереса к проекту у детей, педагогов и родителей.
Ожидаемые результаты
- посильное участие родителей в развитие связной речи детей с помощью моделирования;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей о мнемотехнике.
Участники проекта: родители и дети, педагоги.
Предварительная работа:
- Изучение опыта работы ДОУ и анализ результатов деятельности по развитию связной диалогической речи детей дошкольного возраста.
- Разработка и уточнение плана работы по проекту.
- Синтез и анализ идей.
- Организация круглого стола для успешного внедрения проекта и мотивации педагогов.
План основных направлений работы
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Само- реали- зация | 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Оснащение предметно-развивающей среды и изготовление наглядно – демонстрационного и методического материала: подборка иллюстраций, художественного слова, дидактических игр, карточек-схем, пиктограмм, мнемотаблиц. 3. Составление конспектов с детьми по развитию речи с использованием наглядного моделирования, консультаций для родителей и педагогов. 4. Разработка проекта «Расскажи мне сказку, мама». | Сентябрь Октябрь, ноябрь Ноябрь Декабрь |
Работа с детьми | 1. Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей. 2. Игры «Расскажи о любимом сказочном герое», «На что похоже?», «Кто бы это мог быть?», «Кто это и что с ним могло случиться?», «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры», «Придумай сказку» с использованием наглядных моделей и схем. 3. Рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» по опорным схемам. 4. Отгадывание и загадывание загадок, пересказ художественных произведений. 5. Составление описательных рассказов по картинкам. 6. Заучивание стихотворений по мнемотаблицам. | В течение учебного года |
Работа с родите-лями | 1. Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка». 2. Разработка консультации для родителей «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи». 3. Индивидуальные беседы о речевом развитии детей. 4. Обучение родителей практическим навыкам работы по использованию наглядного моделирования. 5.Помощь в создании предметно-развивающей среды. 6.Привлечь к созданию проекта «Расскажи мне сказку, мама». | Октябрь Ноябрь Один раз в квартал Декабрь Ноябрь Декабрь-март |
Работа с педаго-гами | 1. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме «Игровые упражнения и задания с применением наглядного моделирования в развития навыков словообразования и связной речи» 2. Консультация «Использование приемов мнемотехники по обучению связной речи дошкольников». 3. Посещение открытых мероприятий у воспитателей ДОУ по развитию коммуникативных навыков детей. 4. Участие в семинаре по развитию коммуникативных навыков детей в режимном процессе. 5. Распространение опыта работы по данной теме на заседании педагогического совета. | Январь Октябрь Ноябрь Ноябрь Апрель |
Итог:
Метод мнемотехники можно и нужно использовать в системе как эффективный метод и прием в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
Формирование коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ОНР при обучении детей связной речи.
В последнее время в логопедии резко вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Связано это с тем, что для формирования языковой компетенции ре...
Мнемотаблицы как прием в обучении детей связной речи.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. УшинскийВсе родители понимаю...
«Методическая рекомендация» Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
«Методическая рекомендация»Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ» СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕ...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯна 2015-2016 учебный год «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2019-2020 учебный год Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
План по самообразованиюВид проекта: долгосрочный (4 года), познавательный, творческий, групповой.Проект разделен на 4 этапа. Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.Ис...
Детско-родительская встреча во второй младшей группе на тему «Развитие связной речи детей 3-4 лет»
Цель: раскрыть значение развития связной речи во всестороннем развитии речи ребёнка....