Мнемотаблицы как прием в обучении детей связной речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. Ушинский
Все родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека. Но иногда тяжело дается заучивание стихотворений.
Существует много способов и методик заучивания стихов. Мне хочется предложить для заучивания стихотворений с детьми использование схематичного изображения предметов и действий, так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту. Здесь помогает мнемотехника.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Для разучивания стихотворения на начальном этапе я предлагаю готовую план-схему , но вначале эмоционально прочитываю детям стихотворение, и провожу словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Разучивание стихотворений при помощи мнемотехники стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста видимым, представляемый.
Вот один из примеров нашей совместной деятельности, мы заучивали стихотворение к Дню Космонавтики.
"Космонавт"
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
В. Степанов
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/05/25/foto0371.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224279-1363668517.jpg)
Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/07/picture-639741-1433663047.jpg)
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
При обучении детей составлению рассказов-описаний используется приём мнемотехники...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/17/picture-587129-1453016910.jpg)
«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи»
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит н...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/01/picture-743971-1669889848.jpg)
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи .
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как...
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-1167465-1574820913.jpg)
Календарно-тематическое планирование "Мнемотехника, как прием обучения детей связной речи"
Планирование по саморазвитию (младшая группа)Воспитатель: Дубровина О.А.Тема: Мнемотехника, как прием обучения детей связной речиЦель: формирование связной речи детей с помощью мнемотехники.Зада...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1211169-1579948623.jpg)
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи...