Семейное фото
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка по развитию социального опыта, развитию речи и логико-математических способностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_foto.docx | 522.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию социального опыта, развитию речи и логико-математических способностей детей
Семейное фото
Подготовила:
Снегирева Т.И.
МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - д/с №30»
Семейное фото
Один из подходов к созданию детско-взрослого сообщества связан с работой с семейными фотографиями. Такую работу я провожу в начале учебного года - в период адаптации детей к детскому саду - в рамках темы «Mы в детском саду и дома», которая позволяет мне лучше познакомиться со своими воспитанниками и их родителями, с условиями, в которых живут дети, с ИХ склонностями и привязанностями, отношениями и правилами, существующими дома. С другой стороны, эта тема дает возможность познакомить детей и их родителей с тем, что их окружает в детском саду, что и как там происходит, ввести определенные правила поведения. чрезвычайно важно заложить традиции жизни детей в детском саду, выяснить, какие традиции существуют в семьях воспитанников.
Рассмотрим, что дает в этом плане работа с семейными фотографиями, как ее лучше организовать.
Прежде всего, попросите родителей доверить вам на время семейные фотографии.
Заверьте, что вы вернете фотографии в том же виде, в котором получили (для сохранности фотографий попросите вложить их в альбом или в полиэтиленовые папки).
Рассортируйте фотографии - отберите те из них, которые можно использовать для:
- показа возрастного развития человека;
- составления описательных рассказов о членах семьи, о домашних питомцах;
- составления сюжетных рассказов;
- выявления эмоциональных состояний разных людей;
- знакомства с родным городом, районом, микрорайоном, с другими городами, с деревней;
- знакомства с трудом взрослых;
- знакомства с природой;
- развития логико-математического опыта детей.
Фотографии помогают В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И РЕЧИ детей
Во второй МЛАДШЕЙ группе для развития социального опыта и речи я предлагаю детям, глядя на свои семейные фотографии, ответить на вопросы:
- Кто изображен на фотографии (имена, семейные роли по отношению к ребенку)?
- Кто это - мужчина или женщина? Мальчик или девочка?
- Какое настроение у изображаемого человека?
- Кто во что одет?
- Кто чем занят?
С помощью фотографий развиваются представления ребенка о самом себе - он узнает себя на разных фотоснимках, называет свое имя, фамилию, пол, возраст.
Рассматривая фотографии, мы говорим с детьми о том, что они умеют делать, об их желаниях. На занятиях по развитию речи дети могут составлять рассказы из 2- 3 предложений о том, что они видят на фотографии.
В СРЕДНЕЙ группе дети не только отвечают, но и задают друг другу вопросы о родственных связях, именах и фамилиях членов семьи, изображенных на фотографии, их профессии, занятиях, привычках, обязанностях.
В этом возрасте ребенок не только называет эмоциональное состояние членов семьи, отраженное на фотографии, но и поясняет причины этого состояния, рассказывает о вызвавших его событиях. Ребенок описывает и собственные чувства, устанавливает связь между своим действием и настроением, рассказывает о своих интересах.
Сравнивая фотографии одних и тех же людей, сделанные в разное время, дети выясняют, что изменяется со временем, а что - нет, выделяют мужчин и женщин, и определяют, кто из них моложе, кто старше, кто - самый молодой и т.д.
Для повышения интереса детей к своим сверстникам и их семьям мы проводим дидактическую игру "Угадай, где чья семья", используя фотографии.
В СТАРШЕМ дошкольном возрасте дети называют имена и отчества членов семьи на фотографии, их родственные связи.
Ребенок описывает эпизод из жизни своей семьи, строя свой рассказ по следующему плану:
- экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия);
- завязка (причина события);
- развитие событий и кульминация (переломный момент, точка наивысшего напряжения);
- развязка (окончание).
Дети берут друг у друга интервью, задавая, например, такие вопросы:
- Каким ты был раньше?
- Когда и где ты родился? Как рос? Каким стал?
- Где жил? Где живешь сейчас?
- Когда ты пойдешь в школу? Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- С кем ты дружишь?
- Что ты любишь? и т. п.
Для участия в интервью я приглашаю членов семей воспитанников. А если интервью проводится как театрализованное действие, игра-драматизация, можно пригласить в качестве участников и зрителей других детей - как старших (школьников - бывших выпускников детского сада), так и младших.
Семейные фотографии дают широкий простор и ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА
В МЛАДШЕМ дошкольном возрасте, рассматривая семейные фотографии, дети постигают:
- пространственные отношения - кто где сидит (стоит) - кто с кем рядом, кто от кого дальше, кто к кому ближе;
- количественные отношения - кто на фотографии один, кого - много;
- временные отношения - в какое время года, суток происходит то, что изображено на фотографии, дети указывают признаки, по которым определили это; раскладывают по порядку свои фотографии (маленький - больше - еще больше); обсуждают, кто самый старший (младший) в семье, приводят признаки, по которым установили это (возраст, рост, роль в семье и т. д.).
В СРЕДНЕЙ группе в беседы с детьми по семейным фотографиям я включаю вопросы, ориентирующие детей в количественных отношениях:
- Сколько людей на фотографии?
- Сколько взрослых? Сколько детей?
- Кого больше - взрослых или детей? Кого меньше? На сколько больше (меньше)?
Определив количество, дети выражают его числом.
Дети классифицируют изображения на фотографиях: «люди», «взрослые», «дети», «родственники», «мальчики», «девочки», «мужчины», «женщины» и др., обозначая эти категории условными знаками (придуманными совместно), дети объединяют их в группы-множества, ориентируясь на те или иные признаки.
Выясняя. кто на фотографии первый слева (справа), кто – второй, как люди на фотографии расположены относительно друг друга, кто – в середине и т.д., дети моделируют расположение фигур в пространстве с помощью игрушек, предметов-символов, условных изображений.
На основе фотоматериалов я составляю и логические задачи, например:
1. Кто в этой семье выше тебя ростом, но ниже твоей мамы?
2. У двух братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?
3. Павлику больше одного года, но меньше трех. Сколько лет Павлику?
Интересна и такая задача, являющаяся не только (и не столько) логической, сколько творческой: Что будет, когда тебе исполнится 5 лет?
В СТАРШЕМ дошкольном возрасте логические задачи усложняются:
1. Кого как зовут (на фотографии), если известно, что:
- Петя выше Саши, а Саша выше Алены?
- Таня старше Кати, а Катя старше Вани? и т.д.
2. На этой фотографии - 3 человека, но они утверждают, что они - два сына и два отца? Правду ли они говорят? Использую и логические концовки (дополнительный интерес при этом у детей вызовет игра с мячом - говоря начало фразы, взрослый кидает ребенку мяч, возвращая его, ребенок заканчивает фразу):
- Если сестра старше брата, то брат ... (младше сестры).
- Если мама младше бабушки, то бабушка ... (старше мамы).
- Если человек родился раньше, то он ... (старше) и др.
Прослеживая родственные связи, дети с помощью взрослых (к этой работе привлекаю родителей воспитанников) получают возможность составить родословное древо своей семьи.
Широкие возможности фотографии открывают и для упражнений детей в счете, в сравнении по количеству, в решении и составлении арифметических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по аппликации: «Фоторамка для семейного фото»
Конспект НОД...
Конспект по аппликации: «Фоторамка для семейного фото»
Конспект НОД...
НОД аппликация: «Фоторамка для семейного фото» старшая группа.
Конспект занятия по аппликации: «Фоторамка для семейного фото» старшая группа....
Конспект по ООД «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Рамка для семейного фото» (техника: пластилинография)
Создание условий для знакомства воспитанников с техникой "пластилинография"....
конспект ООД по лепке "Рамка для семейного фото"
Конспект ООД по лепке в старшей группе "Рамка для семейного фото" в старщей группе...
Методическая разработка "Семейное фото"
Разработала: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...