Использование вестибулярных пластинок в логопедической работе.
статья по развитию речи на тему
Речевые патологии на сегодняшний день являются широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда и его взаимодействия с сопряженными специалистами. Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь только в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, если развито речевое дыхание, если дошкольник умеет ощущать и чувствовать движения органов артикуляции. Работая с детьми-логопатами можно встретиться со следующими аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная уздечка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, язык не поднимается вверх, и не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд, не противостоит действию мышц губ и щек, и как следствие трудности правильной артикуляции и нарушение звукопроизношения. Нарушение может быть вызвано языком: либо слишком большим и неповоротливым, либо наоборот слишком маленьким и узким.
Нарушения звукопроизношения вызывают и аномалии прикуса, неправильное строение зубов, их отсутствие, или преждевременное удаление, неправильное строение зубного ряда, неба – узкое, слишком высокое, так называемое «готическое», вредные привычки детей. Наиболее распространенная из них – сосание пальца, языка или пустышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме. К трехлетнему возрасту у детей, постоянно сосущих палец или соску формируется открытый прикус. Привычка ребенка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и ассиметричной деформации ее во фронтальном отделе. Помимо того давление оказываемое пальцем на нижний зубной ряд вызывает смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти, наблюдается значительная деформация зубного ряда. Неумеренное использование бутылок с сосками тоже может навредить здоровью ребенка и привести к формированию симметрично открытого прикуса. При этом верхние зубы выглядят более короткими и недостаточно развитыми.
Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, инфантильное глотание, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и естественно с нарушением звукопроизношения.
Одним из весьма распространенных нарушений встречающихся в логопедической практике является межзубный сигматизм, вызванный расположением языка между зубными рядами при глотании и речи, часто сопровождаемый нарушением функции оральной мускулатуры и ослабленным тонусом круговой мышцы рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различных аномалий прикуса. Отмечается недостаточность речевой моторики: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного движения к другому, сложна и проблема усиленного слюноотделения.
Совместная работа педагогов и врачей детской поликлиники позволяет рано выявлять отклонения от нормы в здоровье детей, выявлять врожденные и приобретенные заболевания, которые сказываются на развитии речи и способствуют возникновению речевой патологии.
Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребенка позволят своевременно выявлять дефекты в ее строении.
На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик, методов и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого образовательного учреждения. Для миофункциональной коррекции в речевой терапии детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса приоральной области. Вестибулярные пластинки или трейнеры используют в детской стоматологии и ортодонтии, они признаны эффективным средством предупреждения деформации зубочелюстной системы и превентивного лечения в молочном и сменном прикусе. А в последнее время они нашли применение и в логопедической практике.
Различные виды вестибулярных пластинок, разработанные немецкими специалистами, позволяют:
*эффективно бороться с детской привычкой сосать соску и пальцы;
*перевести ротовое дыхание ребенка в носовое;
*развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
*корректировать инфантильное глотание и недоразвитие нижней челюсти;
*осуществлять миофункциональную тренировку;
*стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
*эффективно корректировать дефекты речи.
Успешное применение пластинок для коррекции речевых и ортодонтических нарушений возможно и желательно с трехлетнего возраста, когда дети уже вполне осознанно воспринимают лечение и становятся участниками, сознательно старающимися избавиться от дефектов речи и вредных привычек. Мотивированное игровыми моментами лечение с использованием пластинок заметно ускоряет и повышает эффективность лечения и делает его более привлекательным для ребенка.
Вестибулярные пластинки разработаны с применением новых технологий из экологически чистых, гипоаллергенных прозрачных материалов, помогающих контролировать положение языка и абсолютно безопасных для здоровья ребенка. Гигиеническая упаковка пластинок разработана специально для детей и оформлена в виде яркого сундучка - футляра.
Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров: для детей с молочным прикусом - 3-5 лет и для детей в сменном прикусе – 5-8 лет. Пластинки и того и другого размера выпускаются мягкие – из силикона и жесткие – из пластмассы. Мягкие пластинки применяются для нормализации функции, жесткие для исправления конфигурации челюстей и зубов.
Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеольных отростков, способствует сохранению инфантильного типа глотания. В данном случае рекомендуется эластичная пластинка STOPPI (Стопи), которая предлагается детям, начиная с двухлетнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений. Данная пластинка имеет боковые площадки для накусывания в виде прочных силиконовых перемычек, благодаря которым пластинка удобно размещается во рту и эффективно предотвращает компрессию верхнего ряда зубов при засасывании. Если у ребенка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки STOPPI (Стопи) он закроется естественным образом, т.к. резцам ничего не мешает смыкаться.
Для молочного прикуса используются: стандартная вестибулярная ортодонтическая пластинка MUPPY – мягкая и жесткая, которая помогает ребёнку отвыкнуть от сосания пустышки или пальца, учит правильно дышать и глотать, и вестибулярная пластинка MUPPY с козырьком, которая устраняет привычку сосания, инфантильное глотание, нормализует смыкание губ, устанавливает физиологически правильное носовое дыхание, стимулирует рост нижней челюсти
Существует два вида пластинок MUPPI (Муппи): с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для стимулирования языка. Если у ребенка открытый прикус – при межзубном сигматизме, и он не может придать своему языку нужное положение на логопедических занятиях во время постановки свистящих звуков, то используют вестибулярную пластинку с заслонкой, которая мешает ребенку располагать язык между зубами, помогая таким образом при постановке свистящих звуков, причем сформировать нужную артикуляционную позицию будет намного легче. К тому же правильное положение языка во рту будет способствовать исправлению открытого прикуса. Вестибулярная ортодонтическая пластинка с заслонкой свободно располагается во рту перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2 часа в день).
При искажениях произношения шипящих звуков, которым способствует глубокий прикус, прогнатия, ограниченная подвижность языка и губ, также эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении.
Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта – ребенку предлагается крепко удерживать пластинку губами, в то время как взрослый с усилием вытягивает ее за кольцо прерывистыми короткими движениями. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звука Р, а также при дизартрии, при которой характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.
Пластика с бусинкой эффективна при лечении функциональной ринолалии, обусловленной ограничением подвижности мягкого неба и недостаточным его подъемом, фонацией у детей с вялой артикуляцией; врожденной ринолалии, после операции. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Пластинка с бусинкой улучшает тонус, способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.
Применение пластинки с бусинкой эффективно помогает ребенку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты дает использование пластики с бусинкой и при заикании – одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку применение пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.
В логопедической практике применение пластинок возможно как в ходе групповых занятий, так и в индивидуальной работе. Начинать упражнения целесообразнее с пластинки с коротким «носиком», так как зачастую ребенок физически не может дотянуться кончиком языка до бусинки, закрепленной на длинном «носике» в силу недостаточной подвижности мышц языка или укороченной уздечки. На первом занятии начинают с медленных движений в течении 1-2 минут, увеличивая интенсивность от занятия к занятию можно до 8-10 минут, но оптимальное время в пределах 3-5 минут, чтоб не вызвать усталость, негативную эмоциональную реакцию и потерю интереса. Позднее, при необходимости, используют пластинку с длинным носиком.
Необходимо отметить, что не всегда возможно использование пластинок с детьми у которых сильно развит рвотный рефлекс.
Идеальным вариантом считается приобретение родителями ребенка индивидуальных вестибулярных пластинок, поскольку их применение предполагает гигиеническую обработку, однако из-за высокой стоимости это не всегда возможно. А в сети ДОУ их использование возможно при наличии стационарного ультрафиолетового стерилизатора. После использования пластинку промывают проточной водой, замачивают в дезинфицирующем растворе (например Аламиноле), снова промывают и помещают в ультрафиолетовый стерилизатор. В домашних условиях родители промывают пластинки с детским мылом, ополаскивают горячей, но не кипящей кипяченой водой. Хранятся пластинки в футлярах, обязательно индивидуальная маркировка, которая по необходимости обновляется.
При регулярном использовании вестибулярных пластинок в работе с детьми с речевыми патологиями отмечается наличие положительной динамики, значительно повышается эффективность логопедической коррекции, а сроки коррекции звукопроизношения фактически сокращаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vestibulyarnye_plastinki.1.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование вестибулярных пластинок в логопедической работе.
Речевые патологии на сегодняшний день являются широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер. Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда и его взаимодействия с сопряженными специалистами. Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь только в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, если развито речевое дыхание, если дошкольник умеет ощущать и чувствовать движения органов артикуляции. Работая с детьми-логопатами можно встретиться со следующими аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная уздечка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, язык не поднимается вверх, и не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд, не противостоит действию мышц губ и щек, и как следствие трудности правильной артикуляции и нарушение звукопроизношения. Нарушение может быть вызвано языком: либо слишком большим и неповоротливым, либо наоборот слишком маленьким и узким.
Нарушения звукопроизношения вызывают и аномалии прикуса, неправильное строение зубов, их отсутствие, или преждевременное удаление, неправильное строение зубного ряда, неба – узкое, слишком высокое, так называемое «готическое», вредные привычки детей. Наиболее распространенная из них – сосание пальца, языка или пустышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме. К трехлетнему возрасту у детей, постоянно сосущих палец или соску формируется открытый прикус. Привычка ребенка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и ассиметричной деформации ее во фронтальном отделе. Помимо того давление оказываемое пальцем на нижний зубной ряд вызывает смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти, наблюдается значительная деформация зубного ряда. Неумеренное использование бутылок с сосками тоже может навредить здоровью ребенка и привести к формированию симметрично открытого прикуса. При этом верхние зубы выглядят более короткими и недостаточно развитыми.
Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, инфантильное глотание, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и естественно с нарушением звукопроизношения.
Одним из весьма распространенных нарушений встречающихся в логопедической практике является межзубный сигматизм, вызванный расположением языка между зубными рядами при глотании и речи, часто сопровождаемый нарушением функции оральной мускулатуры и ослабленным тонусом круговой мышцы рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различных аномалий прикуса. Отмечается недостаточность речевой моторики: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного движения к другому, сложна и проблема усиленного слюноотделения.
Совместная работа педагогов и врачей детской поликлиники позволяет рано выявлять отклонения от нормы в здоровье детей, выявлять врожденные и приобретенные заболевания, которые сказываются на развитии речи и способствуют возникновению речевой патологии.
Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребенка позволят своевременно выявлять дефекты в ее строении.
На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик, методов и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого образовательного учреждения. Для миофункциональной коррекции в речевой терапии детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса приоральной области. Вестибулярные пластинки или трейнеры используют в детской стоматологии и ортодонтии, они признаны эффективным средством предупреждения деформации зубочелюстной системы и превентивного лечения в молочном и сменном прикусе. А в последнее время они нашли применение и в логопедической практике.
Различные виды вестибулярных пластинок, разработанные немецкими специалистами, позволяют:
*эффективно бороться с детской привычкой сосать соску и пальцы;
*перевести ротовое дыхание ребенка в носовое;
*развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
*корректировать инфантильное глотание и недоразвитие нижней челюсти;
*осуществлять миофункциональную тренировку;
*стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
*эффективно корректировать дефекты речи.
Успешное применение пластинок для коррекции речевых и ортодонтических нарушений возможно и желательно с трехлетнего возраста, когда дети уже вполне осознанно воспринимают лечение и становятся участниками, сознательно старающимися избавиться от дефектов речи и вредных привычек. Мотивированное игровыми моментами лечение с использованием пластинок заметно ускоряет и повышает эффективность лечения и делает его более привлекательным для ребенка.
Вестибулярные пластинки разработаны с применением новых технологий из экологически чистых, гипоаллергенных прозрачных материалов, помогающих контролировать положение языка и абсолютно безопасных для здоровья ребенка. Гигиеническая упаковка пластинок разработана специально для детей и оформлена в виде яркого сундучка - футляра.
Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров: для детей с молочным прикусом - 3-5 лет и для детей в сменном прикусе – 5-8 лет. Пластинки и того и другого размера выпускаются мягкие – из силикона и жесткие – из пластмассы. Мягкие пластинки применяются для нормализации функции, жесткие для исправления конфигурации челюстей и зубов.
Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеольных отростков, способствует сохранению инфантильного типа глотания. В данном случае рекомендуется эластичная пластинка STOPPI (Стопи), которая предлагается детям, начиная с двухлетнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений. Данная пластинка имеет боковые площадки для накусывания в виде прочных силиконовых перемычек, благодаря которым пластинка удобно размещается во рту и эффективно предотвращает компрессию верхнего ряда зубов при засасывании. Если у ребенка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки STOPPI (Стопи) он закроется естественным образом, т.к. резцам ничего не мешает смыкаться.
Для молочного прикуса используются: стандартная вестибулярная ортодонтическая пластинка MUPPY – мягкая и жесткая, которая помогает ребёнку отвыкнуть от сосания пустышки или пальца, учит правильно дышать и глотать, и вестибулярная пластинка MUPPY с козырьком, которая устраняет привычку сосания, инфантильное глотание, нормализует смыкание губ, устанавливает физиологически правильное носовое дыхание, стимулирует рост нижней челюсти
Существует два вида пластинок MUPPI (Муппи): с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для стимулирования языка. Если у ребенка открытый прикус – при межзубном сигматизме, и он не может придать своему языку нужное положение на логопедических занятиях во время постановки свистящих звуков, то используют вестибулярную пластинку с заслонкой, которая мешает ребенку располагать язык между зубами, помогая таким образом при постановке свистящих звуков, причем сформировать нужную артикуляционную позицию будет намного легче. К тому же правильное положение языка во рту будет способствовать исправлению открытого прикуса. Вестибулярная ортодонтическая пластинка с заслонкой свободно располагается во рту перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2 часа в день).
При искажениях произношения шипящих звуков, которым способствует глубокий прикус, прогнатия, ограниченная подвижность языка и губ, также эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении.
Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта – ребенку предлагается крепко удерживать пластинку губами, в то время как взрослый с усилием вытягивает ее за кольцо прерывистыми короткими движениями. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звука Р, а также при дизартрии, при которой характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.
Пластика с бусинкой эффективна при лечении функциональной ринолалии, обусловленной ограничением подвижности мягкого неба и недостаточным его подъемом, фонацией у детей с вялой артикуляцией; врожденной ринолалии, после операции. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Пластинка с бусинкой улучшает тонус, способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.
Применение пластинки с бусинкой эффективно помогает ребенку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты дает использование пластики с бусинкой и при заикании – одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку применение пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.
В логопедической практике применение пластинок возможно как в ходе групповых занятий, так и в индивидуальной работе. Начинать упражнения целесообразнее с пластинки с коротким «носиком», так как зачастую ребенок физически не может дотянуться кончиком языка до бусинки, закрепленной на длинном «носике» в силу недостаточной подвижности мышц языка или укороченной уздечки. На первом занятии начинают с медленных движений в течении 1-2 минут, увеличивая интенсивность от занятия к занятию можно до 8-10 минут, но оптимальное время в пределах 3-5 минут, чтоб не вызвать усталость, негативную эмоциональную реакцию и потерю интереса. Позднее, при необходимости, используют пластинку с длинным носиком.
Необходимо отметить, что не всегда возможно использование пластинок с детьми у которых сильно развит рвотный рефлекс.
Идеальным вариантом считается приобретение родителями ребенка индивидуальных вестибулярных пластинок, поскольку их применение предполагает гигиеническую обработку, однако из-за высокой стоимости это не всегда возможно. А в сети ДОУ их использование возможно при наличии стационарного ультрафиолетового стерилизатора. После использования пластинку промывают проточной водой, замачивают в дезинфицирующем растворе (например Аламиноле), снова промывают и помещают в ультрафиолетовый стерилизатор. В домашних условиях родители промывают пластинки с детским мылом, ополаскивают горячей, но не кипящей кипяченой водой. Хранятся пластинки в футлярах, обязательно индивидуальная маркировка, которая по необходимости обновляется.
При регулярном использовании вестибулярных пластинок в работе с детьми с речевыми патологиями отмечается наличие положительной динамики, значительно повышается эффективность логопедической коррекции, а сроки коррекции звукопроизношения фактически сокращаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование вестибулярной пластинки «Muppy» с бусинкой в логопедической работе на логопункте ДОУ.
В целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения была начата работа по применению инновационной логопедической технологии подготовки артикуляционного аппарата ребенка к постановке зву...
Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Использование вестибулярных пластинок и миогимнастики в логопедической работе.
Инновационная здоровьесберегающая технология- использование вестибулярных пластинок "MUPPY" в целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения....
16.09.2020 Инновационные современные логопедические технологии / Трейнеры и вестибулярные пластинки в коррекционной работе учителя-логопеда/
Использование средств миофункциональной коррекции (МФК) – инновационная технология, которая помогает логопеду в профилактике и исправлении произносительных речевых нарушений у детей...
Консультация для педагогов "Использование вестибулярных пластинок и трейнеров у детей с нарушениями речи"
В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. Практика показывает, что для исправления сложных дефектов звуко...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....