Использование вестибулярной пластинки «Muppy» с бусинкой в логопедической работе на логопункте ДОУ.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Анна Моисеенкова

 В целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения была начата работа по применению инновационной логопедической технологии подготовки артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков, именуемой «вестибулярные пластинки MUPPY».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_portala.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование вестибулярной пластинки «Muppy» с бусинкой

в логопедической работе на логопункте ДОУ.

   Нарушение звукопроизношения – это основная причина, по которой родители обращаются за помощью к логопеду.

   Неправильное произношение может быть обусловлено:

  • механическими дефектами;
  • особенностями  иннервации артикуляционного аппарата;
  • несформированностью базового дыхания и пр.

В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. У каждого второго ребенка есть патология ЛОР-органов (аденоидиты, тонзиллиты, отиты, хронические риниты и т.д.), что приводит к вторичным нарушениям – снижению фонематического слуха. Поведенческие трудности, синдром дефицита внимания и гиперактивности, значительно осложняют овладение звуковой культурой речи. Детям с такими нарушениями сложно произвести звуковой анализ и синтез из-за снижения произвольного внимания, выполнить задания, требующие усидчивости и терпения: делать артикуляционную гимнастику, автоматизировать звук. Если не получилось сразу выполнить задание, правильно произнести, ребенок быстро теряет интерес  и отказывается  возвращаться к предложенному заданию.

   На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик, методов и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого образовательного учреждения. Значительно оптимизировать процесс постановки звуков позволяет применение в процессе логопедических занятий использование вестибулярных пластинок с бусинкой.

    В 2013-14 уч. году в ГБДОУ д/с № 21 в целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения была начата работа по применению инновационной логопедической технологии подготовки артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков, именуемой «вестибулярные пластинки MUPPY».

   Вестибулярная пластинка позволяет устранить проблему «вялого» языка у детей с нарушением звукопроизношения. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении, позволяя одновременно стимулировать спинку языка, поскольку ребенок при каждом глотательном движении рефлекторно раскатывает бусинку языком по твердому небе, восстанавливая тонус и подвижность язычных мышц. Применение пластинок MUPPY носит сугубо индивидуальный характер и целесообразно в начале курса логопедической коррекции для дошкольников с различными формами речевой патологии как на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков, так и в ходе непосредственно звукопостановки.

   Все вестибулярные пластинки MUPPY изготовлены из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Каждая пластинка помещена в особым образом сконструированный футляр для хранения. Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров: для детей с молочным прикусом (3-5 лет, с красным кольцом) и для детей в сменном прикусе (5-8 лет, с синим кольцом).

   Различные виды вестибулярных пластинок позволяют:

  • эффективно бороться с детской привычкой сосать пальцы и соску;
  • перевести ротовое дыхание ребёнка в носовое;
  • развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
  •  корректировать инфантильное глотание;
  • корректировать недоразвитие нижней челюсти;
  • осуществлять миофункциональную тренировку;
  • стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
  • эффективно корректировать нарушения звукопроизношения.

На первом занятии начинают с медленных движений в течении 1-2 минут, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая интенсивность и длительность выполнения до 8-10 минут.

На занятиях с логопедом упражнения с пластинками MUPPY можно сочетать с другими видами деятельности: выполнением дыхательных упражнений выполнением тактильных упражнений (в т.ч. ритмических) выполнением графических заданий прослушиванием коротких литературных произведений. Простота использования этих пластинок MUPPY, а также игровые моменты такого «массажа» привлекательны для детей и способствуют их вовлечению в процесс коррекции. Психологически мотивированный «массаж» с использованием пластинки заметно ускоряет и повышает эффективность коррекционных мероприятий и делает их более привлекательными для ребёнка.

 Опосредованно, за счет активизации работы мыщщ артикуляционного аппарата, применение пластинки с бусинкой также помогает ребёнку устранить трудности в произношении трудных слов. В результате применения пластинок MUPPY в работе с детьми было отмечено наличие положительной динамики эффективности коррекции звукопроизношения и фактическое сокращение сроков коррекции звукопроизношения за счет оптимизации работы по постановке шипящих (Ш, Ж) и сонорных звуков (Р, Рь). Таким образом, практический опыт показывает: применение технологии вестибулярных пластинок MUPPY с активатором-бусиной в логопедической практике при коррекции звукопроизношения у детей с полиморфной дислалией и другими речевыми патологиями, при условии регулярного использования, способствует повышению эффективности логопедической коррекции в целом. 

Простота использования описанных аппаратов, а также игровые моменты такого лечения привлекательны для детей и способствуют вовлечению их в коррекционный процесс.

Использование вестибулярных пластинок для речевой коррекции значительно повышает эффективность упражнений, выполняемых ребенком с логопедом, расширяя возможности коррекционного воздействия, т.к. дошкольный возраст наилучшим образом подходит для устранения проблем звукопроизношения, поэтому для оптимизации коррекционной работы необходимо использовать все возможные приемы и средства.

   При работе с вестибулярными пластинами выявлены следующие положительные динамические изменения:

  • формирование правильного дыхания через нос;
  • развитие мышц артикуляционного аппарата;
  • моделирование детьми правильной артикуляционной позы;
  • успешная постановка звуков;
  • развитие восприятия, понимания сложной инструкции, совершенствование внимания, мышления;
  • повышение выносливости, улучшение работоспособности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы на логопункте по преодолению ФФН, ОНР у детей 6-го года жизни

Перспективный план логопедической работы на логопункте по преодолению ФФН, ОНР  у детей 6-го года жизни...

Перспективный план логопедической работы на логопункте с детьми старшей и подготовительной группы с ОНР

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Первый (с...

Использование вестибулярных пластинок в логопедической работе.

Речевые патологии на сегодняшний день являются широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы профилакт...

Вестибулярные пластины и трейнеры в логопедической работе при дизартрии.

     На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого обр...

Вестибулярные пластинки "MUPPI" в практике работы логопеда

В презентации представлен обзор вестибулярных пластинок "MUPPI" для коррекции речи и дан практический материал из опыта логопедической работы....

Использование вестибулярных пластинок и миогимнастики в логопедической работе.

Инновационная здоровьесберегающая технология-  использование вестибулярных пластинок  "MUPPY" в целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения....

Консультация для педагогов "Использование вестибулярных пластинок и трейнеров у детей с нарушениями речи"

В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. Практика показывает, что для исправления сложных дефектов звуко...