отчёт по самообразованию
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Воробьева Елена Викторовна

Отчёт по самообразованию по теме "Использование малых форм фольклора  в развитии речи детей младшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otchyot.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего возраста»

Цель:

Развитие речи детей с помощью малых фольклорных форм; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:  

  • Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами;
  • Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений;
  • Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных умений и навыков.

Актуальность выбранной темы

Младший дошкольный возраст  имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней

  Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. В своей работе я выделила два направления:

1) Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникации и чтение художественной литературой.

2) Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы , провожу используя программу  «Приобщение детей         к истокам русской народной культуры» под редакцией М.Д.Маханёвой, О.Л.Князевой. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.

В своей работе активно использую пальчиковую гимнастику. Эти игры очень эмоциональны, увлекательные и захватывают ребенка. Начинала упражнения, с легких игр постепенно усложняя и увеличивая движения.

Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении сказок использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараюсь прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Очень любим с детьми разыгрывать сказки по ролям.

Постоянно пользуюсь наглядными средства: игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Использую малые формы фольклора в разных видах деятельности. Например: на  конструировании строю домик - избушку, обыгрывая ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываю потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки»

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Для выполнения этих задач, была  подобрана картотека потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.

  Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я  решила прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Соне личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

   Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Ванечка, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю». Напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».

  Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.   Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

  В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки», «Вышла курочка гулять…» и др.

Таким образом, использование малых форм фольклора, способствует:

  • 1. Умению внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
  • 2. Развитию памяти.
  • 3. Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережного отношения друг к другу.

В процессе работы были замечены такие изменения: у детей обогатился словарный запас, неговоряшие дети могут произносить отдельные слова. Очень любят пальчиковую гимнастику и с удовольствием её показывают. Знают и рассказывают потешки, небольшие стихотворения. Знают русские народные сказки.

В перспективе планирую провести фольклорные развлечения, подготовить инсценировку и выступить перед родителями. Необходимо также пополнить книжный уголок, картотеки по фольклору и оформить уголок по декоративно-прикладному искусству.

Структурное подразделение детский сад «Ромашка» муниципального казённого образовательного учреждения школы-интерната среднего (полного) общего образования №16 города Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Отчёт по теме самообразования:

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего возраста»

                                                    Воспитатель: Воробьева Е.В.

                                                                     первой квалификационной категории

                                                     Болотное - 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Отчёт по самообразованию

С этим отчётом я выступила  в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Мой отчёт по самообразованию

Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...