Кружок "Учимся говорить правильно"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. У современных детей наблюдается задержка в развитии речи. Которая обусловленна тем, что родители мало общаются с детьми, дети безконтрольно смотрят мультфильмы, взрослые все больше общаются через интернет и телефон, игнорируя живое общение.
Все эти причины создают предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в обучении в школе, так как письменная речь формируется на основе устной речи.
Отсюда огромная ответственность лежит как на родителях так на педагогах, занимающихся формированием речи подрастающего поколения, на это нас нацеливает ФГОстандарт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Учимся говорить правильно" | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82»
Программа кружка
«Учимся говорить правильно»
для детей 6-7 лет
срок реализации 1 год
Автор программы:
Воспитатель
Вьюгова Ирина Васильевна.
Верещагино, 2015
«Модель – это хорошая наглядность,
подсказка, зрительная опора »
В.М. Акименко.
I Целевой раздел
Пояснительная записка
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.
Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения и культуры.
Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.
Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Направление парциальной программы кружка «Научите меня говорить правильно» - речевое развитие.
Цель программы:
Формирование правильного произношения и различения звуков на основе звуко – буквенного анализа через использование моделей артикуляции звуков.
Задачи:
1.Развивать фонематическое восприятие.
2. Готовить органы артикуляционного аппарата, используя интерактивную гимнастику.
3.Формировать умение детей различать звуки близкие по акустическим и артикуляторным параметрам с использованием моделей артикуляции звука.
4. Формировать предпосылки к грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Использовались принципы для формирования парциальной программы «Научите меня говорить правильно».
1.п.1.4.2 ФГОС ДО: Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
2.Принцип наглядности:
Использование моделей артикуляции звуков в качестве наглядности, дает детям возможность воспринимать звуковую единицу и «содержат» в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
3.Принцип системности: работа кружка «Учимся говорить правильно»
направлена на развитие и корекцию речевых нарушений у детей старшего дошколного возраста.
4.Принцип деятельностного подхода:
Организации работы кружка осуществляется с учетом ведущей деятельности детей: игровой и предметно – практической.
Обоснование программы с точки зрения возрастных особенностей детей:
Полноценное развитие всех средств и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно – психического здоровья и социолизации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затдрудняет взаимомотношения с людьми, зажерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Развитие общих речевых навыков – одна из важнейших задач развития, так как именно дошкольный возраст наиболее сенситивен для её решения. Анализ закономерностей и особенностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте позволяет отметить особую значимость развития общих речевых навыков. Я считаю, что работу по развитию и формированию общих речевых навыков целесообразно проводить в кружковой деятельности – «Научите меня говорить правильно».
Планируемый результат:
1. Фонематическое восприятие развито на достаточном уровне.
2. Развитие органов артикуляционного аппарата до уровня максимальной достаточности (для постановки звука у детей).
3.Выделяют звуки изолированно, в слогах и словах.
4. У детей складываются предпосылки навыков грамотности.
II Содержательный раздел
Тематический план ОД:
Парциальная программа «Научите меня говорить правильно», состоит из трех периодов, в каждом периоде поставлены задачи по 5 разделам: Развитие общих речевых навыков, артикуляционная гимнастика, звукопроизношение, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематических процессов.
Перспективное планирование I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Задачи I периода:
1 раздел. Развитие общих речевых навыков:
1.1Формирование правильного речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи.
1.2. Учить детей соблюдать голосой режим, не допуская форсирования голоса, крика.
1.3 учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом.
2 раздел. Артикуляционная гимнастика.
2.1.Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
2.2. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
2.3. Развивать мимическую мускулатуру.
3 раздел. Звукопроизношение.
3.1.Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей, с опорой на модель артикуляции звука.
3.2.Сформировать правильное произношение звуков, с опорой на модель артикуляции звука.
3.3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей старшего возраста.
4раздел. Работа над слоговой структурой слова:
4.1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением).
4.2.Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
4.3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.
5раздел. Развитие фонематических представлений:
5.1.Учить различать неречевые и речевые звуки по силе, высоте и тембру.
5.2. Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.
5.3. Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.
5.4. Упражнять в выделении начальных ударных гласных звуков(а), (у), (и)
в словах и словах.
Комплексно – тематическое планирование I периода
Таблица 1
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | 1. Дыхательное упражнение «Ветерок». 2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики. 3. д/и. «Подними руку, когда услышишь голос». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. д/и. «Где стучали?» | 1. Дыхательное упражнение «Петух». 2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. д/и. «Подними руку, когда услышишь голос». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. д/и. «Что звучало?» | 1. Дыхательное упражнение «Одуванчик». 2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. д/и. «Подними руку, когда услышишь голос». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. д/и. «Где стучали?» | 1.Дыхательное упражнение «Регулировщики» 2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. д/и. «Подними руку, когда услышишь голос». 4.Пальчиковая гимнастика. 5. д/и. «Что звучало?» |
Октябрь | 1. Дыхательное упражнение «Часики». 2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. д/и. «Подними руку, когда услышишь голос». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. д/и. «Где стучали?» | 1.Дыхательное упражнение «Паровоз». 2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. д/и. «Подними руку, когда услышишь голос». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.д/и. «Что звучало?» | 1.Дыхательное упражнение «Насос». 2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. д/и. «Подними руку, когда услышишь голос». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.д/и. «Что звучало?» | 1. Дыхательное упражнение «Лыжник». 2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. д/и. «Подними руку, когда услышишь голос». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.д./и. «Что звучало?» |
ноябрь | 1 Дыхательное упражнение «Часики». 2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. Д/и «Назови первый звук в словах». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д/и. «Найди одинаковые» | 1.Дыхательное упражнение «Ветерок». 2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. Д/и «Назови первый звук в словах». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д/и. «Где звучало?» | 1.Дыхательное упражнение «Шарик». 2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики артикуляционных органов. 3. Д/и «Назови звуки в слогах». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д./и. «Где стучали?» | 1.Дыхательное упражнение «Трубач». 2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики 3. Д./и «Назови звуки в слогах». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д./и. «Слушай и делай» |
Перспективное планирование II периода (декабрь, январь, февраль).
Задачи II периода.
1 раздел. Развитие общих речевых навыков.
1.1. Продолжать работу по развитию правильного речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи.
1.2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу голос высоту и тембр голоса.
1.3.Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
1.4.Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
1.5. Формировать навыки выразительного чтения стихотворений, развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность.
2 раздел. Артикуляционная гимнастика.
2.1.Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику – сказку «У бабушки с дедушкой». (Приложение 2)
2.2. Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
2.3. Развивать мимическую мускулатуру.
3 раздел. Звукопроизношение.
3.1.Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей, с опорой на модель артикуляции звука.
3.2.Сформировать правильное произношение звуков, с опорой на модель артикуляции звука.
3.3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей старшего возраста, с опорой на модель артикуляции звука.
4 раздел. Работа над слоговой структурой слова.
4.1. Развивать восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением).
4.2.Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
4.3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.
5 раздел. Развитие фонематических представлений.
5.1.Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
5.2. Упражнять детей в различении гласных – согласных в ряду звуков, слогов, слов.
5.3. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.
5.4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа дом, кот.
Комплексно – тематическое планирование II периода
Таблица 2
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Декабрь | 1. Чередование гласных звуков при их пропевании. 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.и «назови первый звук в словах». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.и. «Узнай игрушку по звуку» | 1. Чередование гласных звуков при их пропевании. 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.и «Назови звуки в слогах». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д. и. «Найди по звуку» | 1. Чередование гласных звуков при их пропевании. 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.и. «Придумай слова на заданный звук» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.и. «Узнай игрушку по звуку» | 1. Пропевание гласных с их чередованием и повышением тона голоса 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.и «назови первый звук в словах». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д. и. «У кого колокольчик?» | |
январь | 1. Пропевании гласных с их чередованием и повышением тона голоса 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Назови первый звук в словах и придумай слово на этот звук». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Какая коробочка звучит» | 1. Пропевании гласных с их чередованием и повышением тона голоса 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Назови первый звук в словах и придумай слово на этот звук». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Повтори ритм» | 1.Д. И. «Угадай, какой звук произношу» 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Назови последний звук в слове». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Какая коробочка звучит» | 1. Д. И. «Кто дольше пропоет?» 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И. «Назови последний звук в слове». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Что звучало? | |
февраль | 1 Разучивание четверостишия по темам недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. «Назови последний звук в слове». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Слушай и делай» | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. «Назови последний звук в слове». 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Повтори ритм» | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Покажи картинки, в названии которых есть заданный звук » 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку» | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Покажи картинки, в названии которых есть заданный звук » 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Слушай и делай» |
Перспективное планирование III периода (март, апрель, май).
Задачи III периода:
1 раздел. Развитие общих речевых навыков.
1.1.Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение стихов.
1.2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкость дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.
1.3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса(быстрое и легкое изменение по силе и, высоте, тембру).
1.4. Продолжать развивать интонационную выразительность речи.
1.5. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи.
1.6. Формировать осознанное использование различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.
1.7. Закреплять выразительное чтение стихотворений.
1.8 . Совершеннствовать четкость дикции.
1.9. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.
2 раздел. Артикуляционная гимнастика.
2.1.Продолжать закреплять умение детей выполнять интерактивную артикуляционную гимнастику – сказку.
2.2. Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
2.3. Развивать мимическую мускулатуру.
3 раздел. Звукопроизношение.
3.1.Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей, с опорой на модель артикуляции звука.
3.2.закрепить умение дифференцирование смешанных звуков, с опорой на модель артикуляции звука.
4 раздел. Работа над слоговой структурой слова.
4.1. Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.
4.2. проговаривать двустишия и четверостишия
5 раздел. Развитие фонематического восприятия.
5.1.Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука в слове.
5.2. Закрепить умение проводить полный анализ слов типа кот, дом, сон
Комплексно – тематическое планирование III периода.
Таблица №3.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Март март | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?» 4. Пальчиковая гимнастика.5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку» | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д. И. «Найди по звуку» | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?» 5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку» | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?» Цель: Развитие фонематических представлений 4. Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики, координацию речи с движением 5.Д. И. «У кого колокольчик?» |
апрель | 1. Пропевание гласных с их чередованием и повышением тона голоса 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Назови все звуки в слове» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Какая коробочка звучит» | 1. Пропевание гласных с их чередованием и повышением тона голоса 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Назови все звуки в слове» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Повтори ритм» . | 1.Д. И. «Угадай, какой звук произношу» 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Назови все звуки в слове» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Какая коробочка звучит» | 1. Д. И. «Кто дольше пропоет?» 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И. «Назови все звуки в слове» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Что звучало?» |
май май | 1 Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Чем различаются слова?» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Слушай и делай». | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Чем различаются слова?» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Повтори ритм». . | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Чем различаются слова?» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку». | 1. Разучивание четверостишие по теме недели 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой» 3. Д.И «Какое слово длиннее?» 4. Пальчиковая гимнастика. 5.Д.И. «Слушай и делай». |
Краткое описание программы кружка «Научите меня говорить правильно»
Доминирующая образовательное направление - речевое, интеграция с социально – коммуникативным направлением и познавательным направлением.
Формы работы с детьми: индивидуальные и групповые.
Характер взаимодействия с семьей:
1. Индивидуальные консультации.
2. Семинар – практикум «Значение звукопроизношения для подготовки детей к школе».
3.Буклет «Модели артикуляции звуков по методике В.М. Акименко»
4.Папка-ширма «Модели артикуляции звуков по методике В.М. Акименко»
III Организационный раздел программы кружка «Научите меня говорить правильно».
Срок реализации кружка 1 год.
Количество занятий в год – 26 занятий.
Количество занятий в месяц: 4занятия.
Время проведения кружка:
Кружок проводится во второй половине дня, длительность 1 занятия 30 минут.
Материально – техническое обеспечение кржка «Научите меня говорить правильно»:
- Индивидуальные зеркала;
- Ватные палочки и бумажные платочки;
- Набор схем «артикуляции моделей звуков» (Приложение 2);
- Игрушки для развития дыхания;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...
Консультация для воспитателей "Говорите правильно"
Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...
«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...
Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...
Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...
Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....
Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у детей " Дышим легко, говорим правильно, болеем редко"
Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у дошкольников...