«СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ»
презентация по развитию речи на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5
г. Вольска Саратовской области»
Улица Революционная, 29. Телефон 7-10-39
ДОКЛАД
учителя-логопеда Бараевой Ю.А.
на тему:
«СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ»
2016 г.
Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.
Впервые Лев Семенович Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема.
Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи».
Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.
Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
«Фонематический слух» - тонкий систематизированный слух,
обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова
Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух .Это определение охватывает фонематическое восприятие, и фонематический анализ, синтез и представления.
Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.
Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Согласно взглядам большинства эмбриофизиологов, на ранних стадиях онтогенеза, еще в период эмбрионального развития, закладывается предварительная способность к восприятию звуков человеческой речи, к фонематическому слуху. Новорожденный ребенок еще не способен дифференцировать не только фонемы человеческой речи, но и другие звуки, различные по силе, высоте. Это связано с тем, что области головного мозга, отвечающие за восприятие звуков, еще не достаточно сформированы. Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400г.
Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно, в процессе естественного развития.
Предлагаю вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
2. Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
• Различение слов, близких по звуковому составу
• Дифференциация слогов
• Дифференциация фонем
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определённую последовательность:
• Определение количества слогов в словах разной сложности
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука
• Выделение первого и последнего звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baraeva_yu.a.pptx | 327.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.С. Выготский Д оказал , что единицей развития детской речи является фонема ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи
Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова
Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Даниил Б орисович Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие»
Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова
Фонематические процессы включают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ФОНЕМАТИЧЕСК О Е ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Эмбриональное развитие закладывается способность к восприятию звуков речи 2-4 недели от момента рождения ребёнок реагирует на любые звуки 7-11 месяцев откликается на слово 1 год Слово – орудие общения, ребёнок реагирует на звуковую оболочку слова 2 года пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка
Этапы развития фонематического восприятия 1 . Развитие неречевого слуха . 2. Развитие речевого слуха . 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
1. Развитие неречевого слуха У пражнения включают задания на распознание : звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.
2. Развитие речевого слуха различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса: “Как мяукает котёнок” - когда находится близко и когда далеко (аналогично: щенок, телёнок…). “Три медведя” - взрослый показывает, как говорит каждый из медведей, а потом предлагает отгадать и показать ребёнку. “Угадай, чей голосок” - взрослый изображает: самолёт, машину, паровоз, свистящий чайник и т.д.
различение слов, близких по звуковому составу: Игра 1. Взрослый показывает “вагон” и говорит: “Я буду называть эту картинку правильно, то не правильно. Как только я ошибусь, хлопните в ладоши: вагон - фагон - вагон - факон - вагом и т.д. (Бумага - тумага - пумага - бумага - вумага …). Игра 2. Надо поместить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию (дом, ком, сом, лом, бак, рак, мак, лак, каток, платок, листок…). “Подскажи словечко” - взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить последнее слово. Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка). Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку). На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок). На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири ).
дифференциация слогов: “Какой слог лишний”- на-на-па, да-да- ма ; далее усложнение: па-ба-па. “Повтори цепочку”- па-па-ба, на- ана - ма , ма-мо-му . С возрастом даётся 4 слога . дифференциация фонем: Игра. Взрослый показывает картинку и говорит: поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и, Затем взрослый произносит, а ребёнок показывает соответствующую картинку. Далее даются согласные: лопнул шарик ш-ш-ш, песенка водички с-с-с, комара з-з-з
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза определение количества слогов в словах разной сложности; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; выделение из слога гласного, затем согласного звука; выделение первого и последнего звука в слове; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения; определение места, количества, последовательности звуков в слове; творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками ).
Игры на выделение звука из слова на слух. “Утки – окуни” - две команды двигаются произвольно по площадке. Ведущий говорит слова то со звуком “о”, то со звуком “у”. “Окуни” останавливаются на “о”, “утки” - на “у”. “Сколько слов с буквой?” - дети находят и читают слова с заданной буквой (“с”: солнце, стол, сумка ). “ Угадай, какой звук играет с вами в прятки?”. Текст произносится с утрированно протяжным звуком. Игры на выделение звуков из собственной громкой речи. “Назови предмет и гласный звук”- взрослый называет какой-нибудь гласный звук, а дети произносят слово с этим звуком и показывают предмет на картинке. (Аналогично с согласными звуками). “ Четвёртый лишний”- выделение заданного звука из слова на основе громкого проговаривания (арка-аист-утка-ангел).
Игры на выделение звуков из слова по представлению. “Найди предметы” - в названии которых слышится звук “с”. “Кто быстрее закроет предметы” - перед детьми сюжетная картинка. Один ребёнок накрывает фишками предметы со звуком “с”, а другой со звуком “ш”. Игры на выделение первого и последнего звука в слове. “Цепочка слов” - автобус - стол - лампа - аист - туфли - индюк - ковш - шуба. “Доскажи звук” - ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверё … “Хриплый голосок” - взрослый произносит слова без первого звука, дети называют звук и произносят слово целиком: - умка - ок - алфетка - арафан - анки - апоги .
Игры на определение места звука в слове. “Составь слово и найди фишке место” - у детей полоски картона, поделённые на три части: начало, середина, конец слова. Дети произносят слово и определяют место заданного звука в слове, положив фишку в нужное окошко. “ Найди сбежавшую букву” - дети подбирают парные согласные, которые пропущены в словах. “ Кто в домике живёт?” - дети разыскивают слова по слогам: 1 - слова с заданным звуком в начале, 2 - в середине слова, 3 - в конце слова.
Игровые приёмы: Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове; покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове; пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла. пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан ( 3 – Ира, 4 – Саша и т. д . ); игра « Начало слова за тобой » (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д . ) найди и опусти в « чудесный мешочек » игрушку, в названии которой второй звук гласный у ( кукла, жук, Буратино и т. д.) ; игра « Конец слова за тобой » (добавь третий звук слова: ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д . )
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно –образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными .
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-адаптационного обучения детей дошкольного возраста с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта
Работа представляет собой нечто среднее между программой и перспективным планированием. Кроме практических рекомендаций по организации коррекционных мероприятий в группе для детей с тяжёлыми и глубоки...
Презентация "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере"
В последнее время особую актуальность приобрели различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является организация логопедической службы. Согласн...
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере
В данной презентации представлен ФГОС в логопедической работе, раскрыты основные направления деятельности учителя-логопеда, подробно описана коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного в...
"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Система работы по развитию мелкой моторики...
Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
В материале представлены:задачи логопедической ритмикиметодологическая база логопедической ритмикиметоды логопедической ритмикисредства логопедической ритмики...
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста у детей с ДЦП.
Основой коррекционной работы в логоритмике является взаимодействие движения, музыки, речи....