Конспект по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

 «Детский сад №132»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по направлению социально – личностного

 развития детей

 

 

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности                                    

 по   речевому развитию   в  средней группе
Тема: «В гостях у Петрушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Составила: воспитатель Синева А.Н.

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

                                                            г. Дзержинск

2015г

 

 

 Цель: формировать правильное произношение звуков речи родного языка.

 

Задачи:

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»: формировать умение коллективного взаимодействия.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»: продолжать формировать представления о животных

 

Образовательная область «Речевое развитие»: формировать правильное произношение звуков ж - з. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух: различать на слух и называть слова с определёнными звуками.

 

Образовательная область «Физическое развитие»: развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

 

1.      Рассматривание детских энциклопедий о животных.

2.      Изготовление жетонов. 

3.      Дидактическая игра   «Где живёт звук».

4.      Подвижные игры: «Лиса и зайцы»

5.      Разучивание скороговорок и чистоговорок со звуками «З» и «Ж».

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Стимулировать речевую активность  у  Данила К.  Помочь Артему  Л. найти домик для его животного.

 

 

СПОСОБЫ: сюрприз, вопросы, игра, физкультминутка, показ иллюстраций.

 

 

СРЕДСТВА:

 письмо,  8 жетонов зеленого цвета, 12 жетонов  желтого цвета,

силуэтное изображение жирафа, силуэтное изображение зебры, макет домика в котором живет  жираф,  макет дома в котором живет  зебра, петрушка, макеты деревьев, кукла, 8 конвертов с зеленым жетоном, 12 конвертов с желтым жетоном, 20  картинок с изображением животных, в названии которых есть звук «З»,   12 картинок  с изображением животных, в названии которых используется звук «Ж», 20 домиков желтого цвета, 20 домиков зеленого цвета.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ:

 

1.      Основная образовательная программа «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2.      «Занятия  по  развитию речи в средней  группе детского сада»,

  В.В. Гербова

3.      Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа.

4.      http://www.razumniki.ru/stihi_dikie_givotnye.html

 

 

Содержание образовательной деятельности

 

 Воспитатель:  сегодня утром в детский сад в нашу группу почтальон принёс письмо. Хотите я его прочитаю.

-  Здравствуйте дорогие ребята.

5 октября   на лесной  полянке состоится веселье. Мы будем петь, плясать, играть, отгадывать загадки. Я приглашаю вас  к себе в гости.  Высылаю вам жетоны, это пригласительные билеты на лесную полянку. (Петрушка Весельчак)

              

Воспитатель:  мне очень хочется на лесную полянку, а вам?

Воспитатель: пригласительные билеты у нас есть,  тогда нам нужно поспешить.

Воспитатель прикалывает жетоны желтого цвета первой подгруппе, а жетоны зелёного цвета второй подгруппе.

Воспитатель:  готовы, тогда поехали!

Дети строятся друг за другом и идут по группе

 На пути стоит дом

Воспитатель: Дети, посмотрите, что за дом у нас на пути.

Воспитатель: кто в домике живет, как вы думаете?

(Дети стучат в домик и спрашивают:  Тук, тук кто в домике живет, кто в не высоком живет)

 В доме сидит жираф.

Воспитатель:  кто это? Скажите – жираф. Какой звук живёт в слове жираф? («ж»)

  

 Воспитатель: Ой, опять на нашем пути домик.   Кто в этом домике живет?

(дети: Тук, тук кто в домике живет. Кто в невысоком живет?)

 В доме – зебра.

Воспитатель:  кто это? Скажите –  зебра. Какой звук живёт в слове  зебра? («З»)

- А сейчас отправляемся дальше.

Воспитатель   подводит детей к одному из столов, на котором  сидит кукла и лежат картинки  с изображением животных, в названии которых присутствует звук «Ж» и звук «З» (жираф, обезьяна, коза,  заяц, ёж, морж и т.д.)  и два домика, один желтого цвета, другой зеленого.

 - Здравствуй, девочка. Почему ты такая грустная?

 Девочка - кукла: Выпустила я животных  из своих  домиков погулять, а когда стала их загонять домой и забыла, кто в каком домике живет. Кто теперь мне поможет?

Воспитатель: Не переживай девочка, мы постараемся  тебе помочь.

Воспитатель:  дети,  я очень хочу помочь девочке, а вы?

 Воспитатель: Дети,   назовите животных, которые изображены на  картинках.

Воспитатель показывает картинки животных по одной.

 Воспитатель: дети,   животные, в названии которых есть  звук «Ж»,  какого цвета будет у них домик?

 - А  животные, в названии которых есть  звук «З»,  какого цвета будет у них домик?

 Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель приглашает всех детей к столам.

 - У каждого  из вас на столе два домика, один желтого цвета, другой зеленого  и  конверты с картинками животных. (Для детей первой подгруппы конверт с желтым жетоном,  в нем  две картинки, для второй подгруппы с зеленым жетоном, в нем одна картинка).

Воспитатель: У каждого из вас  на груди    прикреплен жетон, у одних он желтого цвета, у других он зеленого цвета.

Воспитатель: Если у вас на груди жетон желтого цвета, то какой вам нужно взять конверт? (жёлтый).

 А у детей с зеленым жетоном? (зелёный)

 - Задание для ребят у кого конверт с желтым жетоном.  Найдите  картинку  с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и поместить в свой домик,  и одну картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж»  и найти и ему домик.

Детям, у кого конверт с зеленым жетоном, необходимо найти картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «З»   и поместить в свой домик.

 Воспитатель: Молодцы, ребята,   задание было у вас трудное, но вы все сделали правильно.

Приглашаю всех поиграть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок,

(Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата,

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.

(Идут на четвереньках)

Воспитатель: Отдохнули наши ручки и ножки, а сейчас нам пора спешить, петрушка нас уже, наверное, заждался.

Помощник воспитателя выставляет 2-3 нарисованных макета деревьев и сажает на полянку  петрушку.

Воспитатель: Вот и добрались мы с вами до лесной полянки.

Воспитатель берет куклу петрушки.

Петрушка: - Здравствуйте, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

 Петрушка: Тогда, послушайте загадки и определите, какой звук «З» или «Ж» есть в слове отгадке.

«Ползун ползет, иглы везет».

 

Что за зверь такой лесной, 
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы, 
Уши больше головы? 

 

Петрушка: Молодцы! Со всеми моими загадками справились! А я, ребятки, для вас приготовил не только загадки. Я хочу вам смешные стихи рассказать. Слушайте: «Ой, кричат вокруг хозяйки, в огород забрались жайки». Найдите ошибку и скажите, какой  надо поставить звук, чтобы было правильно.

 

 «Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери».

 

Петрушка: Правильно, не двери,  а звери.

Ребята, какие вы внимательные! А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть!

 Хотите поиграть?

Петрушка: Тогда слушайте правила. Я буду называть слова. Если в слове услышите  звуки «З»  или  звук «Ж»  хлопайте в ладоши. А если  таких звуков нет, сидите и молчите, а ручки спрячьте за спинку.

Петрушка: Правила понятны?

Петрушка называет слова:

Заяц,

Слон

Жираф,

Зебра,

Тигр,

Лев,

Медведь,

Обезьяна,

Кенгуру

 Петрушка: Молодцы,  никто не нарушал правила.

Воспитатель:  Хорошо у петрушки в гостях на лесной  полянке, но уже поздно и нам нужно возвращаться домой.

(Дети прощаются с петрушкой и возвращаются в группу)

 

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось  наше путешествие?

 А  о чем вы хотели бы рассказать своим друзьям?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_zkr.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

 «Детский сад №132»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по направлению социально – личностного

 развития детей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности                                    

 по   речевому развитию   в  средней группе
Тема: «В гостях у Петрушки».

 

                                                                                     Составила: воспитатель Синева А.Н.

                                                                 

                                                            г. Дзержинск

2015г

 Цель: формировать правильное произношение звуков речи родного языка.

Задачи:

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»: формировать умение коллективного взаимодействия.

Образовательная область «Познавательное развитие»: продолжать формировать представления о животных

Образовательная область «Речевое развитие»: формировать правильное произношение звуков ж - з. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух: различать на слух и называть слова с определёнными звуками.

 

Образовательная область «Физическое развитие»: развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Рассматривание детских энциклопедий о животных.
  2. Изготовление жетонов.  
  3. Дидактическая игра   «Где живёт звук».
  4. Подвижные игры: «Лиса и зайцы»
  5. Разучивание скороговорок и чистоговорок со звуками «З» и «Ж».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Стимулировать речевую активность  у  Данила К.  Помочь Артему  Л. найти домик для его животного.

 

СПОСОБЫ: сюрприз, вопросы, игра, физкультминутка, показ иллюстраций.

СРЕДСТВА:

 письмо,  8 жетонов зеленого цвета, 12 жетонов  желтого цвета,

силуэтное изображение жирафа, силуэтное изображение зебры, макет домика в котором живет  жираф,  макет дома в котором живет  зебра, петрушка, макеты деревьев, кукла, 8 конвертов с зеленым жетоном, 12 конвертов с желтым жетоном, 20  картинок с изображением животных, в названии которых есть звук «З»,   12 картинок  с изображением животных, в названии которых используется звук «Ж», 20 домиков желтого цвета, 20 домиков зеленого цвета.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ:

  1. Основная образовательная программа «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  2. «Занятия  по  развитию речи в средней  группе детского сада»,

  В.В. Гербова

  1. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа.
  2. http://www.razumniki.ru/stihi_dikie_givotnye.html

Содержание образовательной деятельности

 Воспитатель:  сегодня утром в детский сад в нашу группу почтальон принёс письмо. Хотите я его прочитаю.

-  Здравствуйте дорогие ребята.

5 октября   на лесной  полянке состоится веселье. Мы будем петь, плясать, играть, отгадывать загадки. Я приглашаю вас  к себе в гости.  Высылаю вам жетоны, это пригласительные билеты на лесную полянку. (Петрушка Весельчак)

             

Воспитатель:  мне очень хочется на лесную полянку, а вам?

Воспитатель: пригласительные билеты у нас есть,  тогда нам нужно поспешить.

Воспитатель прикалывает жетоны желтого цвета первой подгруппе, а жетоны зелёного цвета второй подгруппе.

Воспитатель:  готовы, тогда поехали!

Дети строятся друг за другом и идут по группе

 На пути стоит дом

Воспитатель: Дети, посмотрите, что за дом у нас на пути.

Воспитатель: кто в домике живет, как вы думаете?

(Дети стучат в домик и спрашивают:  Тук, тук кто в домике живет, кто в не высоком живет)

 В доме сидит жираф.

Воспитатель:  кто это? Скажите – жираф. Какой звук живёт в слове жираф? («ж»)

  

 Воспитатель: Ой, опять на нашем пути домик.   Кто в этом домике живет?

(дети: Тук, тук кто в домике живет. Кто в невысоком живет?)

 В доме – зебра.

Воспитатель:  кто это? Скажите –  зебра. Какой звук живёт в слове  зебра? («З»)

- А сейчас отправляемся дальше.

Воспитатель   подводит детей к одному из столов, на котором  сидит кукла и лежат картинки  с изображением животных, в названии которых присутствует звук «Ж» и звук «З» (жираф, обезьяна, коза,  заяц, ёж, морж и т.д.)  и два домика, один желтого цвета, другой зеленого.

 - Здравствуй, девочка. Почему ты такая грустная?

 Девочка - кукла: Выпустила я животных  из своих  домиков погулять, а когда стала их загонять домой и забыла, кто в каком домике живет. Кто теперь мне поможет?

Воспитатель: Не переживай девочка, мы постараемся  тебе помочь.

Воспитатель:  дети,  я очень хочу помочь девочке, а вы?

 Воспитатель: Дети,   назовите животных, которые изображены на  картинках.

Воспитатель показывает картинки животных по одной.

 Воспитатель: дети,   животные, в названии которых есть  звук «Ж»,  какого цвета будет у них домик?

 - А  животные, в названии которых есть  звук «З»,  какого цвета будет у них домик?

 Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель приглашает всех детей к столам.

 - У каждого  из вас на столе два домика, один желтого цвета, другой зеленого  и  конверты с картинками животных. (Для детей первой подгруппы конверт с желтым жетоном,  в нем  две картинки, для второй подгруппы с зеленым жетоном, в нем одна картинка).

Воспитатель: У каждого из вас  на груди    прикреплен жетон, у одних он желтого цвета, у других он зеленого цвета.

Воспитатель: Если у вас на груди жетон желтого цвета, то какой вам нужно взять конверт? (жёлтый).

 А у детей с зеленым жетоном? (зелёный)

 - Задание для ребят у кого конверт с желтым жетоном.  Найдите  картинку  с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и поместить в свой домик,  и одну картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж»  и найти и ему домик.

Детям, у кого конверт с зеленым жетоном, необходимо найти картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «З»   и поместить в свой домик.

 Воспитатель: Молодцы, ребята,   задание было у вас трудное, но вы все сделали правильно.

Приглашаю всех поиграть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок,

(Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата,

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.

(Идут на четвереньках)

Воспитатель: Отдохнули наши ручки и ножки, а сейчас нам пора спешить, петрушка нас уже, наверное, заждался.

Помощник воспитателя выставляет 2-3 нарисованных макета деревьев и сажает на полянку  петрушку.

Воспитатель: Вот и добрались мы с вами до лесной полянки.

Воспитатель берет куклу петрушки.

Петрушка: - Здравствуйте, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

 Петрушка: Тогда, послушайте загадки и определите, какой звук «З» или «Ж» есть в слове отгадке.

«Ползун ползет, иглы везет».

 

Что за зверь такой лесной, 
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы, 
Уши больше головы? 

 

Петрушка: Молодцы! Со всеми моими загадками справились! А я, ребятки, для вас приготовил не только загадки. Я хочу вам смешные стихи рассказать. Слушайте: «Ой, кричат вокруг хозяйки, в огород забрались жайки». Найдите ошибку и скажите, какой  надо поставить звук, чтобы было правильно.

 

 «Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери».

 

Петрушка: Правильно, не двери,  а звери.

Ребята, какие вы внимательные! А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть!

 Хотите поиграть?

Петрушка: Тогда слушайте правила. Я буду называть слова. Если в слове услышите  звуки «З»  или  звук «Ж»  хлопайте в ладоши. А если  таких звуков нет, сидите и молчите, а ручки спрячьте за спинку.

Петрушка: Правила понятны?

Петрушка называет слова:

Заяц,

Слон

Жираф,

Зебра,

Тигр,

Лев,

Медведь,

Обезьяна,

Кенгуру

 Петрушка: Молодцы,  никто не нарушал правила.

Воспитатель:  Хорошо у петрушки в гостях на лесной  полянке, но уже поздно и нам нужно возвращаться домой.

(Дети прощаются с петрушкой и возвращаются в группу)

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось  наше путешествие?

 А  о чем вы хотели бы рассказать своим друзьям?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по звуковой культуре речи звук [у]

Конспект занятия по ЗКР во второй младшей группе. Автоматизация звука [у] в тигровой форме. Дыхательная гимнастика. Тематическая физкультминутка....

Конспект НОД "Звуковая культура речи: звук у. Дидактическая игра "Кто позвал?" (для детей от 2 до 3 лет)

Конспект НОД "Образовательная область "Коммуникация" (для детей от 2 до 3 лет)...

Конспект по звуковой культуре речи

Конспект помогает воспитателю в работе с детьми над З.К.Р....

Конспект по звуковой культуре речи

Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 уровня речевого развития....

Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"

Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"...

Конспект нод "Звуковая культура речи"

Конспект нод по развитию речи во II младшей группе для работающих по программе "Радуга"...

Конспект НОД "Звуковая культура речи: звук б, бь".

Конспект НОД во второй младшей группе "Звуковая культура речи: звук б, бь"....